UA
 

Голубое сало, или как мы покупали украинскую лояльность

5 октября 2001, 08:17
0
11

"Начавшийся вчера визит премьер-министра России Михаила Касьянова на Украину за газовыми долгами подтвердит факт нашей капитуляции перед этой проблемой. Украина победила Россию в газовой войне. Мы потеряли как минимум $1 миллиард, получив взамен крайне аморфный товар - обещания лояльности Москве от нынешнего украинского руководства", пишет журналист российских "Известий" Семен Новопрудский.

История проигранной битвы поучительна. В 1995 году Россия впервые пошла на реструктуризацию украинского газового долга - он был преобразован в облигации на сумму $1,4 миллиарда, выпущенные под гарантии правительства Украины. По этим облигациям Украина исправно платит "Газпрому" и будет это делать до 2007 года, когда истекает срок их погашения. После 1995 года украинский газовый долг стремительно накапливался.

Кроме того, пользуясь положением основной транзитной державы для экспорта российского газа в Западную Европу, Украина бесконтрольно воровала товар сверх оговоренных на правительственном уровне поставок. Часть ворованного газа направлялась непосредственно на украинский рынок, часть перепродавалась в дальнее зарубежье.

До 1999 года газовая война шла в режиме позиционных боев. Украинские правительственные делегации ездили в Москву, стараясь выбить побольше газа для своей страны на каждый следующий год. К тому же Киев активно лоббировал заключение долгосрочного договора о транзите российского газа через украинскую территорию на западно-европейские рынки с фиксацией существующих объемов прокачки (110-120 миллиардов кубометров ежегодно).

Все изменилось после телеграммы тогдашнего председателя правления "Газпрома" Рема Вяхирева президенту Украины Леониду Кучме. Телеграмма, датированная 10 января 1999 года, в жесткой форме требовала от Украины прекращения воровства газа и расплаты по долгам. На Украине начался скандал, в результате которого сменили очередного топливного вице-премьера.

Но одновременно Кучма продолжал уговаривать первого президента России Бориса Ельцина пойти на нулевой вариант - произвести полный взаимозачет долгов двух стран. Хотя газовый долг Украины к тому времени превышал $1,5 миллиарда, а совокупные долги России украинским машиностроительным предприятиям и Черноморскому флоту не доходили и до $600 миллионов.

Смена власти в России в 2000 году оказалась на руку Украине. Еще в марте прошлого года, в ранге и.о. премьера, Михаил Касьянов требовал в Киеве от украинских властей за долги передать России акции ликвидных украинских предприятий. Потом политические мотивы резко изменили тональность переговоров. Осенью 2000 года Россия согласилась принять как плату за часть долга старые советские истребители Ту-95. 2001 год можно считать победным для Украины в газовой войне.

Как ни странно, ключевую роль в этой победе сыграл кассетный скандал, изрядно испортивший репутацию президента Украины. Серия летних встреч Кучмы с Путиным закончилась тем, что Россия впервые признала украинский долг не государственным, а корпоративным, то есть сняла долговую ответственность с украинских властей.

При том что потенциальный плательщик долга - национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины" - стопроцентно принадлежит государству.

Кроме того, Украине удалось снизить сумму долга примерно вдвое - до $1 миллиарда. Хотя, по оценкам "Газпрома", которые признала правомерными в бытность топливным первым вице-премьером Украины Юлия Тимошенко, долги составляют $2,2 миллиарда. По сути, простив Украине газовые долги (остаток будет платиться долгие годы по очень выгодной для Киева схеме), Россия пока требует только одного: чтобы украинцы не перепродавали российский газ за рубеж. Проконтролировать это невозможно, даже если мы получим письменные обещания или клятвы на крови.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии