Президентская кампания в Украине, построенная на запугивании, а иногда и насилии, уже началась, а Вашингтон, к сожалению, хранит странное молчание в отношении будущего этого важного партнера Америки, - пишет экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт в статье "Как помочь Украине проголосовать", опубликованной 8 марта в американской газете The New York Times.
Демократия в Украине стоит перед критическим испытанием, в то время как страна готовится к президентским выборам в октябре. Президентская кампания, построенная на запугивании, а иногда и насилии, уже началась, а Вашингтон, к сожалению, хранит странное молчание в отношении будущего этого важного партнера Америки.
За несколько дней до моего приезда в Киев в прошлом месяце для участия в конференции, посвященной будущему Украины в Европе, Украинскую службу Радио Свобода, которую финансируют Соединенные Штаты, лишили одной из основных возможностей выхода в украинский эфир. Позже, небольшая радиостанция была закрыта после того, как начала ретранслировать передачи Радио Свобода. И уже на прошлой неделе директор другой радиостанции, которая рассматривала возможность трансляции передач Радио Свобода, погиб в автокатастрофе, вызывающей подозрения.
Практически все остальные электронные средства массовой информации контролируются властями, а будущее единственного независимого телевизионного канала весьма сомнительно. Налоговые органы, похоже, проводят расследования только в отношении предпринимателей, поддерживающих оппозиционных кандидатов. Неправительственные организации, особенно те, которые занимаются просвещением избирателя, и мобилизационные группы, находятся под непрерывным давлением.
Тем временем, сторонники Президента Леонида Кучмы пытаются протолкнуть конституционные поправки, расширяющие полномочия парламента, - который они будут контролировать как минимум до 2006 года, - за счет института президентства, который они наверняка потеряют в случае честных выборов в октябре. Таким образом, даже если Кучма перестанет быть Президентом, - а он сказал, что не будет баллотироваться снова, - кто-то, связанный с его Администрацией, продолжит руководить страной.
Обсуждаемые конституционные изменения могли бы быть оправданными при других обстоятельствах, но законодательный орган, известный как Верховная Рада, имеет небольшой вес, поскольку прокучмовское большинство в нем возникло при вызывающих вопросы обстоятельствах после жестоких и нечестных выборов в 2002 году. Безусловно, Рада не должна получить значительно расширенные полномочия накануне президентских выборов, которые дают украинцам шанс выразить свое мнение о курсе, который взяло руководство страны.
Путь, который теперь выберет Украина, имеет огромное значение для Соединенных Штатов. Украина является важным партнером со времени обретения независимости в 1991 году. Она отказалась от ядерного оружия, которое унаследовала от Советского Союза, поддержала усилия по урегулированию ситуации вокруг этнических чисток в Косово, прекратила предоставление помощи Ирану по ядерной программе, закрыла чернобыльский ядерный реактор, а также отправила около 1600 военнослужащих в Ирак и еще сотни - для участия в миротворческих операциях ООН в Либерии, Косово и других горячих точках.
В мае, когда 10 новых членов вступят в Европейский Союз, Украина с ее почти 50-миллионным населением окажется на его восточной границе. Она будет играть еще более важную роль в отношениях с исламским экстремизмом на юге, авторитарным режимом в соседней Беларуси, и с Россией, чьи лидеры временами ностальгируют по Советскому Союзу.
Соединенные Штаты не заинтересованы в победе какого-либо конкретного кандидата на выборах Президента Украины, но мы крайне обеспокоены тем, как такая победа будет достигнута. К сожалению, пока наши послы красноречиво и смело говорят о событиях в Украине, заявления администрации США остаются конфиденциальными и отстраненными. Министр обороны Дональд Рамсфелд был единственным высокопоставленным лицом, кто посетил Украину в последнее время, и это было сделано для того, чтобы заручиться поддержкой для войны в Ираке. Президент Кучма дал мне понять во время нашей почти двухчасовой встречи в прошлом месяце, что, по его мнению, администрация Буша мало задумывается о происходящем в Украине, лишь повторяя то, что слышит об этом от России. Внутри политической оппозиции бытуют подозрения, что вклад Украины в антииракскую коалицию был сделан для того, чтобы купить амнистию у Соединенных Штатов. В действительности это не так, но такое восприятие удручает оппонентов действующей власти.
Так что же должны сделать Соединенные Штаты, чтобы поддержать демократию в Украине?
Во-первых - высказать все начистоту. Президент Буш и представители его администрации должны настоять на проведении свободных и честных выборов, и сделать это нужно как можно скорее. Результат этих выборов может быть предрешен с помощью грязных технологий задолго до начала кампании. Высшие должностные лица должны посетить Украину, будут и другие возможности в июне этого года, когда встретятся лидеры "большой восьмерки" промышленно развитых стран, Европейского Союза и НАТО. На повестке дня уже стоит план администрации Буша по продвижению демократии на Ближнем Востоке. Спасение демократии в Украине также должно войти в повестку дня.
Во-вторых, нужно увеличить поддержку независимых средств массовой информации и гражданского общества. Это потребует значительных финансовых вливаний, а также помощи со стороны демократических соседей Украины, которые могут предоставить поддержку независимым средствам массовой информации и организациям, занимающимся мобилизацией избирателя и мониторингом кампании.
В-третьих, присоединиться к нашим европейским партнерам в поисках альтернативных сценариев развития Украины. Свободные и справедливые выборы, чем бы они ни закончились, должны привести к торговым и визовым уступкам со стороны Европейского Союза, также как и к конкретному плану получения членства в ЕС, укреплению военного сотрудничества с НАТО и поддержке членства во Всемирной торговой организации. Эти меры, как и перспектива более стабильной демократии, содействовали бы увеличению необходимых иностранных инвестиций в Украину. Как и Президент Кучма должен понимать, что должен оставить после себя независимую и демократическую Украину, глубоко интегрированную в Европу и трансатлантические структуры.
Если выборы все же будут нечестными, руководители Украины должны знать, что это замедлит вступление в западные институты, и что они рискуют своими собственными банковскими счетами и визовыми привилегиями. Такие же принципы должны действовать и в том случае, если сторонники Кучмы перекроят Конституцию в свою пользу.
Сохранение и расширение границ свободы во всем мире требует неусыпной бдительности. Эта бдительность сейчас подвергается проверке в Украине, как и те, кто декларируют веру в свободу как универсальное право всех людей.
Перевод с английского - Корреспондент.net.
Оригинал статьи How to Help Ukraine Vote доступен на сайте The New York Times.