Фото: Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Аргентинка Амалия Пика представила на выставке свой Акустический радар в картоне
В столице открылась выставка главных надежд на блестящее будущее в мировом изобразительном искусстве - номинантов на Future Generation Art Prize, крупнейшую международную премию для молодых художников. Корреспондент представляет самые яркие их работы, - пишет Оксана Мамченкова в № 44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года
Традиционно белоснежные стены, пол и потолок одной из комнат столичного центра современного искусства PinchukArtCentre выложены теперь черной плиткой. Здесь царит полумрак, а неосторожный посетитель может запросто наткнуться на кусок кирпичной стены, оконную раму или другой артефакт, установленный художником. Яркий луч света поочередно освещает каждый предмет, из динамиков звучат путаные истории.
Это Театр говорящих объектов - инсталляция 29-летней чешки Эвы Котатковой, при помощи которой она стремится привлечь внимание своего зрителя к проблеме изоляции в обществе и шаткости социальных структур. Вместе с 20 другими молодыми художниками из 16 стран мира Котаткова приехала в Киев, чтобы посоревноваться за премию Future Generation Art Prize.
Награда крупнейшего в мире по размеру вознаграждения, географии и количеству участников конкурса для художников в возрасте до 35 лет была учреждена Фондом украинского бизнесмена, филантропа и ценителя изобразительного искусства Виктора Пинчука в 2009-м и в декабре этого года будет вручена уже во второй раз. Главный приз составляют внушительные $ 100 тыс. - $ 60 тыс. наличными и $ 40 тыс. в виде гранта на реализацию новых проектов.
Чтобы отобрать 20 лучших молодых создателей современного искусства, международной комиссии, в состав которой вошли авторитетные кураторы и арт-менеджеры со всего мира, потребовалось изучить 4.170 индивидуальных и коллективных заявок от претендентов из 134 стран. Оказавшись в шорт-листе, участники соревнования одержали лишь предварительную победу. Главное испытание впереди: 7 декабря члены жюри конкурса съедутся в Киев, чтобы назвать имя лучшего.
Таким образом, присутствие в шорт-листе работы группы отечественных художников Р. Э. П. - отнюдь не патриотизм, а конкурентоспособность соотечественников, представивших на конкурс свою новую инсталляцию Евроремонт.
7 декабря члены жюри конкурса съедутся в Киев, чтобы назвать имя лучшего.
Среди номинантов есть еще один представитель Украины. Художник Никита Кадан получил право автоматически стать 21-м финалистом конкурса, так как является обладателем главной премии национального конкурса PinchukArtCentre для молодых художников прошлого года. Тогда приз достался Кадану за инсталляцию Постамент. Практика вытеснения, которая стала плодом размышлений автора на темы истории и памяти.
Для участия в международном соревновании художник подготовил новую инсталляцию, на этот раз посвященную роли рабочего в условиях современной украинской экономики, - Домик великанов.
Чтобы представить свои картины, видеоарт, инсталляции и перфомансы в лучшем виде, участники интернационального арт-десанта напрочь перекроили пространство двух этажей PinchukArtCentre. Причем живописи на выставке оказалось совсем мало. Этот вид искусства выбрали для реализации своих идей лишь две финалистки конкурса - иранка Тала Мадани, в ироничной форме изображающая мужчин Ближнего Востока, и британка Линетт Ядом-Боакье, которая рисует на своих полотнах исключительно афроамериканцев.
Для реализации своих идей новое поколение экспериментирует с изобразительным языком в поисках новых решений
В разговоре с Корреспондентом арт-менеджер PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф, который входил в отборочную комиссию конкурса, подтверждает: живописи молодежь предпочитает инсталляцию, скульптуру и видеоарт. “Для реализации своих идей новое поколение экспериментирует с изобразительным языком в поисках новых решений”, - говорит эксперт.
Вне зависимости от способа подачи, участников конкурса объединяют две генеральные темы, делится наблюдением Гельдхоф. В то время как авторы из стран Ближнего Востока и Латинской Америки обращаются предпочтительно к темам из истории и культуры своей страны или региона, представители Запада акцентируют внимание на психологических проблемах человека и его отношениях с социумом. “Многие из выставленных работ требуют времени и вдумчивого подхода, но я искренне верю в щедрость украинского зрителя”, - заключает Гельдхоф.
***
Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.