Корреспондент.net,
19 декабря 2014, 09:27
Вот и настал момент, когда разномастные обитатели Средиземья навсегда «отправляются в свой сказочный лес».
На экраны выходит Хоббит: Битва пяти воинств – финал киноэпопеи, изменившей представления о фильмах в жанре фэнтези, пишет Анна Давыдова в №49 журнала Корреспондент от 12 декабря 2014 года.
В новозеландском доме режиссёра Питера Джексона есть комната, обстановка которой полностью повторяет интерьер норы хоббита Бильбо Бэггинса. Гулять по этой комнате – как, впрочем, и вообще всегда, исключая выход в люди, - режиссёр предпочитает босиком. Хотя и уверяет: хоббиты здесь ни при чём, простое совпадение.
Но верится с трудом. Джексон, даже внешне похожий на каноническое представление о хоббитах – невысокий (1 м 69 см), кругленький, вечно взъерошенный, - отдал книгам Джона Р. Р. Толкина 17 лет жизни, с 1997-го, когда получил права на их экранизацию. Такое не могло не сказаться.
Переврал или не переврал он книги, фанаты спорят со времён выхода первого фильма. Сколько читателей, столько и мнений. Кто-то уверен, что вообще не надо было браться – слишком уж сложно для воплощения.
Но сам Джексон придерживается другой точки зрения: «Это слишком крупный текст и слишком важный актив для кино. Это должно было случиться — со мной или без меня».
Очень английское кино
Про что же по большому счёту Джексон снимал все части своей эпопеи?
«Одна из главных тем Властелина такова - как только ты выходишь из своей тихой гавани, ты встречаешься с опасностью и приключениями, а когда возвращаешься домой, то уже не можешь стать прежним. Так и Фродо – он уходит, чтобы уничтожить Кольцо всевластия, и возвращается сломленным. Это часть того опыта, который Толкин получил в Первую мировую: целое поколение английских юношей впервые увидело большой мир, отправившись воевать во Францию, и они все вернулись домой другими людьми», - говорит режиссёр.
Толкин тоже был среди этих парней: будущий отец фэнтези выжил в кровавейшей битве на Сомме, за почти полгода которой были убиты и ранены около 1 млн человек. Тем не менее, вернувшись, писатель сумел трансформировать свой опыт не только в трёхтомного и довольно мрачного Властелина, но и в совершенно невинный «приквел» - тоненькую детскую книжечку Хоббит, где о спасении мира речь вообще не идёт.
Режисер: Хоббиты отражают традиционный английский взгляд на мир: освоенное человеком пространство ограничивается пределами твоего графства, а ко всему за его пределами стоит относиться с подозрением
«Я легко могу ассоциировать себя с Бильбо, - рассуждает Джексон. - Это образ из довоенной Англии. Хоббиты отражают традиционный английский взгляд на мир: освоенное человеком пространство ограничивается пределами твоего графства, а ко всему за его пределами стоит относиться с подозрением. Это очень английское ощущение было частью культуры Толкина. Он родился в викторианскую эпоху, прежде стало возможно летать в другие страны.Но в ходе своих странствий Бильбо так сильно изменяется отчасти именно потому, что изначально боялся окружающего мира».
Зачем нужно было разгонять эти «поиски себя» на целых три фильма? Самый простой ответ – чтобы больше заработать.
Но режиссёр это отрицает: «Коммерческий ход - если бы люди со студии пришли к нам, когда мы работали над сценарием, и сказали: «Мы сможем раскрутить и продать три фильма, бла-бла-бла». Но получилось наоборот - мы пришли к ним: была история, которую мы хотели рассказать, и персонажи, которых хотелось раскрыть. К тому же пропадал материал из приложений».
Что это за приложения? Оказывается, у Джексона также есть права на неизданные дополнения к третьему тому Властелина - Возвращению короля, - около 125 страниц о том, что происходило в Средиземье параллельно с действием Хоббита.
«Жонглируем, мухлюем, балансируем», - так режиссёр описывает свой творческий метод соединения разрозненных кусков толкиновского текста и собственных нововведений. К примеру, дополнительных персонажей: «переехавшего» из Властелина в Хоббит эльфа Леголаса (Орландо Блум) или его зазнобы, эльфийки Тауриэль (Эванджелин Лилли), про которую Толкин вообще не писал.
Смешались в кучу орки, люди
Битва пяти воинствначинается там, где закончилась Пустошь Смауга: дракон, у которого Бильбо по заданию гномов похитил легендарный алмаз Аркенстон, летит с Одинокой горы в Озёрный город. Смауг, уверенный, что кража – дело рук его жителей, намеревается сжечь город дотла. Пикирующий полёт разъярённого ящера прерывает меткий выстрел лучника Барда (Люк Эванс).
Это не спойлер: Смауг фактически гибнет ещё до начальных титров. И вот тут-то начинается интересное. Детская сказка о походе гномов за украденными у них драконом сокровищами окончательно трансформируется в такую себе Игру престолов, где вокруг набитой золотом и внезапно «осиротевшей» Одинокой горы сталкиваются интересы одинаково жадных гномов, эльфов, людей и попросту ненавидящих всё живое орков.
К тому же над миром Средиземья всё отчётливее нависает тень зловещего Некроманта – повелителя орков и прочей нечисти. И это уже прямая отсылка к Властелину колец: ведь набирающий силу Некромант – это и есть создатель Кольца всевластия, будущий повелитель Мордора Саурон.
Название финальной части трилогии чётко отражает происходящее: Битва пяти воинств – это действительно битва, длящаяся практически весь фильм. И хотя участвуют в ней совершенно фантастические персонажи, снята она невероятно реалистично.
Одно из технических нововведений Хоббита – съёмка на скорости 48 кадров в секунду: это в два раза больше, чем обычно
Одно из технических нововведений Хоббита – съёмка на скорости 48 кадров в секунду: это в два раза больше, чем обычно.
«Такое качество изображения соблазняет тем, что мы можем избавиться от всего, что сковывало нас в последние лет 80, - хвастает Джексон. - Около пятой части кинотеатров будут показывать версию на 48 кадров в секунду — посмотрим, как отреагирует аудитория».
Ещё одна волшебная штука, без которой не было бы ни Властелина, ни Хоббита, – технология захвата движения (motion capture), с помощью которой появились Голлум (Энди Сёркис) и Смауг (Бенедикт Камбербэтч).
«Мой отец читал мне в детстве эту книгу: он актёр, и ему приходилось играть дракона для своего сына, - вспоминает Камбербэтч. - Когда я узнал о проекте, была только одна мысль: «О боже, я обязательно должен получить именно эту роль!». Её хотели сыграть многие безумно талантливые актёры, но повезло мне. Смауг – это не только мой голос: благодаря специальному костюму с датчиками я передавал дракону свои физические черты».
Кайф эскаписта
«Мне будет не хватать мысли о том, что я могу сделать это ещё раз, - говорит оскароносная Кейт Бланшетт, сыгравшая королеву эльфов Галадриэль во Властелине и Хоббите. – В кино невероятно редко можно вернуться туда же, где ты был десять лет назад. Я знаю, что этому больше не суждено повториться, и такое понимание делает меня слегка печальной и старой».
Да, невероятное кинопутешествие туда и обратно завершилось: теперь при желании можно смотреть в хронологическом порядке - с первого Хоббита до последнего Властелина. Это и было стратегической целью Джексона.
Режисер: Я всегда держал в голове шесть фильмов. Мир Средиземья будет существовать в серии из шести частей
«Я всегда держал в голове шесть фильмов, - признаётся режиссёр. - Мир Средиземья будет существовать в серии из шести частей - именно с этой позиции следующие поколения будут его воспринимать».
Амбициозно? Безусловно. Но, не будь у забавного новозеландского толстячка-«невысоклика» великанских амбиций, у нас не было бы великолепной киносказки, которая даже при всех своих минусах позволяет на какое-то время перенестись в волшебный мир. Где, с одной стороны, всё намного проще, а с другой – сложнее, чем в нашем.
«Я снимаю фильмы для тех, кто наслаждается походами в кино, - резюмирует Джексон. - Я сам вырос в кинотеатре, а есть ли большее удовольствие, чем знать, что кто-то вырос на моих картинах? Я уносился в другие миры, и сейчас кто-то другой переживает этот эскапистский кайф благодаря мне. Для того и живу».
Малыши на миллиарды долларов
Малый да удалый - это точно о хоббитах. Милые маленькие существа при поддержке эльфов, гномов, людей и других обитателей Средиземья за 13 лет существования киноэпопеи поставили несколько кассовых рекордов и один "оскаровский"
18 ч 5 мин. понадобится, чтобы посмотреть все имеющиеся на сегодня режиссерские версии Властелина и Хоббита. Возможно, авторская версия Битвы пяти воинств все же поможет Питеру Джексону «дожать» до суток - осталось совсем мало!
3-й режиссер после Джеймса Кэмерона (Титаник, Аватар) и Кристофера Нолана (Темный рыцарь, Темный рыцарь возвращается), которому удалось снять сразу два фильма, собравших в прокате более $ 1 млрд каждый, - это Питер Джексон.
1 министр съемки трилогии принесли в экономику Новой Зеландии около $ 200 млн. Неудивительно, что в правительстве страны появился даже специальный министр по делам Властелина колец
$ 745 млн составил общий бюджет Хоббита по состоянию на март 2014 года (вероятно, он не включает расходы на продвижение последнего фильма эпопеи). Первая часть картины собрала в прокате $ 1 млрд 17 млн, а вторая - $ 958 млн.
$ 500 млн составил общий бюджет трех фильмов Властелина. При этом первый заработал $ 871,5 млн, второй $ 925,3 млн, а третий - более $ 1,1 млрд.
274 съемочных дня за 16 месяцев - столько заняли съемки трех фильмов Властелина
3.000 человек насчитывала съемочная группа Властелина
1.460 яиц шло каждое утро на приготовление завтрака для членов съемочной команды Властелина
144 мин. продолжается финальная картина эпопеи Хоббит: Битва пяти воинств. Это самый короткий из всех «средиземных» фильмов
1.600 пар накладных ушей и ступней понадобилось гримерам, чтобы превратить актеров Властелина в хоббитов и эльфов
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 12 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.