UA
 

Корреспондент: Украинские фильмы покорили Европу и США

Корреспондент.net,  19 февраля 2015, 10:27
30
9800
Корреспондент: Украинские фильмы покорили Европу и США
Фото: Таисии Стеценко
Кристина Сиволап со своей дебютной лентой выиграла приз итальянского фестиваля Trieste

Два очень разных украинских фильма победили на международных фестивалях по разные стороны Атлантики.

Оба созданы молодыми кинематографистами и словно показывают нашу страну с двух сторон - темной и светлой, в горе и в радости, пишет Анна Давыдова в №5 журнала Корреспондент от 6 февраля 2015 года.

Снимать кино про смерть, будучи на седьмом месяце беременности? Почему бы нет! Примерно так рассудила свежеиспечённая выпускница режиссёрского факультета Национального университета им. Карпенко-Карого Кристина Сиволап и сделала-таки свою картину Давай не сьогодні, в конце января получившую приз как Лучший короткометражный фильм на 26-м итальянском кинофестивале Trieste.

Впрочем, как признаётся Сиволап, с которой мы встретились в одной из киевских кофеен, вопрос, снимать или не снимать, перед ней по большому счёту и не стоял. Она и так достаточно долго ждала возможности сделать своё собственное дебютное кино.

Проект Давай не сьогодні – комедия о двух старичках, решивших умереть в один день, –подавался на питчинг Госкино дважды. Но когда это происходило в первый раз, у Сиволап был лишь диплом бакалавра – она только-только поступила на пятый курс, – а новые правила требовали, чтобы рассматривались заявки лишь от режиссёров с полным высшим образованием.

«Потом я получила диплом специалиста, забеременела, снова подалась на питчинг, и во второй раз нам уже дали финансирование – отступать было некуда», – улыбается режиссёр.

Но что в возрасте чуть за 20 вообще заставило задуматься о старости и смерти? Зачем, когда всё ещё впереди, снимать кино о неизбежном финале?

«На самом деле наш фильм не о конце, а о начале, – объясняет Сиволап. – Это становится ясно, когда его досмотришь, но не хотелось бы раскрывать детали сюжета. Он рассчитан на молодую аудиторию. Я его показывала друзьям, родителям, но вот своей бабушке не покажу ни за что, – мне кажется, она его не поймёт и ей не будет смешно».

В чём же сложность?

«В нашем постсоветском менталитете. Думаю, пожилые европейцы более свободны – они умеют смеяться над старостью, над смертью даже. А у нас нет, – рассуждает Сиволап. – Знаете, на Trieste призы присуждает не жюри, а зрители. Как мне рассказывали, большая часть зала на показе – это были зрители в возрасте. И, получается, им фильм понятен: они смеялись всю дорогу и в итоге отдали ему главный приз».

Свою работу режиссёр называет картиной «о любви до гроба». Сценарий она писала вместе с мужем, Алексеем Сиволапом, и паре показалось очень романтичным назвать главных героев в честь себя

Свою работу режиссёр с улыбкой называет картиной «о любви до гроба». Сценарий она писала вместе с мужем, Алексеем Сиволапом, и паре показалось очень романтичным назвать главных героев в честь себя.

«Третьим нелишним» в этой компании стал Pianoбой Дмитрий Шуров, неожиданно  согласившийся выступить композитором в фильме режиссёра-дебютанта. Его музыка, тонко отражающая смену настроений в картине, определённо стала одним из её украшений.

«Когда нам только дали бюджет, продюсер Игорь Савиченко спросил, кого я вижу в команде. В частности, что насчёт музыки, - вспоминает Сиволап. -  Я размечталась: «Если из украинских, то очень хотела бы Диму Шурова…». И Игорь говорит: «Тю, так это же мой друг. Давай я ему сейчас позвоню, сброшу сценарий. Если он захочет - без проблем». И захотел!»

Невероятные приключения в итальянском консульстве

Хорошие фильмы редко делаются «на коленке». Короткометражка Сиволап получила от Госкино очень неплохой для режиссёра-дебютанта бюджет – 1,259 млн грн.

«Не знаю, как продюсеры выбивали эти деньги, - говорит она. - Хотя на питчинге меня тоже спросили: «Ну зачем вам столько денег?». И я ответила, что студенческие работы мы снимали вообще без копейки. Я не думала, какого мне нужно взять актёра или как доделать сценарий, - я думала о том, у кого мне попросить квартиру для съёмок, у кого одолжить камеру, где найти свет. Эти бесконечные поиски забирали всё время, и на сам фильм его уже не оставалось. Сказала, что теперь не хочу об этом думать, а хочу просто снимать кино - так, как вижу, без ограничений».

Звучит довольно жёстко, особенно на контрасте, когда смотришь при этом на саму Сиволап, хрупкую блондинку с огромными серыми глазами и мягкой открытой улыбкой. Ну как она может из кого-то что-то выбивать или, например, «построить» актёров на площадке?

«Нам в университете всегда говорили: режиссура не женская профессия. И это притом, что в группе было четыре парня и шесть девушек. То есть мастер сам набирает девушек на курс, но при этом считает, что режиссура не женская профессия, - смеётся Сиволап. - Я не знаю, что это означает, - лично мне ничто не мешает быть режиссёром. Крикнуть, надавить? Это совсем другое и совершенно не зависит от того, какого ты пола. Есть свои тактики работы на площадке - я предпочитаю договариваться. Это мой характер - я не могу кричать на людей».

Впрочем, если постараться, разозлить можно кого угодно.

«Держу ли я зло на итальянцев? После победы на фестивале – уже нет. Хотя тогда, конечно, была очень обижена, но сейчас уже отпустило», - рассказывает режиссёр о том, как не попала на собственную премьеру.

Дело в том, что, несмотря на оплаченные билеты, официальное приглашение от фестиваля и все остальные предоставленные документы, итальянцы отказали Сиволап и её мужу в визе, мотивировав тем, что заявители не смогли доказать «достоверность информации, обосновывающей цели и условия пребывания». Важная деталь: годовалая дочка супругов, Алиса, должна была остаться с бабушкой в Украине - чем не гарантия возвращения на родину? Но бдительных итальянцев не убедило даже это.

«Конечно, было очень грустно: моя первая-первая премьера! Очень хотелось увидеть реакцию зрителей, - говорит Сиволап. - Хорошо, что там была наш оператор Диана Олифирова. Она представила фильм. Ведь очень важно, когда ты выходишь к зрителям, говоришь им несколько слов, - это тоже влияет на их оценку. Диане, кстати, визу открыли без проблем, но она подавала запрос в Лондоне, где живёт и учится. Мы готовили огромный пакет документов, а у неё ничего особо и не спрашивали. Паспорт и приглашение - всё».

Впрочем, у судьбы есть чувство юмора: теперь сотрудникам того же консульства, которое сочло Сиволап «неблагонадёжной», придётся передавать ей приз фестиваля  Trieste, когда через пару недель тот прибудет в Украину. А награду в сумме Є 2 тыс. переведут на карту.

По ком стучит дятел

Картина Русский дятел, названная на престижнейшем американском кинофестивале Sundance Лучшим документальным фильмом, являет разительный контраст с лиричной комедийной короткометражкой Сиволап.

Русский дятел – тяжёлая сюрреалистичная лента, в которой история чернобыльской катастрофы причудливым образом смешивается с событиями, происходящими в современной Украине.

На фестивале кино, снятое американским режиссёром Чэдом Грасией, представляло Великобританию. Но его совершенно точно не было бы без  участия двух украинцев – оператора-постановщика Артёма Рыжикова и художника-постановщика, а также главного действующего лица картины Фёдора Александровича.

Собственно, вся история, изложенная в фильме, – это идея Александровича. Художник расследует причины аварии на ЧАЭС. Он уверен: катастрофа была устроена специально – приказ о взрыве был отдан из Кремля, чтобы скрыть неудачное строительство загоризонтного локатора Дуга (огромной железной конструкции возле Припяти, которую создавали во времена холодной войны с целью мониторинга запуска американских ракет).

Госкино версия Александровича показалась сомнительной, и Украина отказалась финансировать его проект. Но зато идея увлекала американца Грасию, который познакомился с Алексанровичем в Киеве, когда они вместе работали над одним спектаклем. 

Русский дятел – так называли специальный радиосигнал, который транслировался с территории СССР на Запад в 1970-е годы. Проводя своё расследование, Александрович заинтересовался изучением этого сигнала. По его мнению, есть связь между «стуком дятла», строительством Дуги и катастрофой, изувечившей множество человеческих судеб.

Развивая мысль, художник приходит к однозначному выводу: и взрыв, и Майдан, и война – звенья одной цепи, выкованной из остатков советской системы. Той самой цепи, на которую нас всё ещё хотят посадить

Развивая мысль, художник приходит к однозначному выводу: и взрыв, и Майдан, и война – звенья одной цепи, выкованной из остатков советской системы. Той самой цепи, на которую нас всё ещё хотят посадить.

«Если бы Кремль остановили, когда он пошёл на Чечню, не было бы войны в Грузии. Если бы его остановили в Грузии, не было бы войны в Украине. Сегодня это происходит с Украиной, завтра - с НАТО и ЕС. Потом - третья мировая. Спасите Украину, пожалуйста. Спасите сегодня – завтра может быть поздно», - сказал Александрович, поднявшись на сцену Sundance за наградой.

Первой победой Русского дятла стал сам факт попадания в конкурс фестиваля: картина вошла в число 12 лучших, отобранных из 10 тыс. (!) заявок. А после показа в прессе началось форменное безумие.

Если бы Кремль остановили, когда он пошёл на Чечню, не было бы войны в Грузии. Если бы его остановили в Грузии, не было бы войны в Украине. Сегодня это происходит с Украиной, завтра - с НАТО и ЕС. Потом - третья мировая. Спасите Украину, пожалуйста. Спасите сегодня – завтра может быть поздно

Фёдор Александрович, художник-постановщик и главный герой картины Русский дятел

«Не было ещё фильма о ядерной катастрофе с таким милым героем, как Фёдор Александрович, - молодым лохматым мультимедийным украинским художником. Со своим пылом и широко распахнутыми глазами он словно святой дурак, Идиот Достоевского, попавший в современную жизнь. И оператор Андрей Рыжиков разделяет его визионерство» - пишет Variety.

Hollywood Reporter называет фильм «дикой скачкой через украинскую и советскую историю – от голода 1930-х через Чернобыль к современной войне с Россией».

А The Guardian резюмирует: «Русский дятел напоминает, что в Украине всё ещё идёт война. Независимо от того, прав Фёдор или нет относительно того, что произошло в Чернобыле в прошлом, мы должны прислушаться к его сложным и причудливым предупреждениям о будущем».

Впечатляет! Ранее подобных рецензий от ведущих мировых изданий удостаивалось лишь Племя Мирослава Слабошпицкого. К слову, Слабошпицкий стал обладателем специальной премии Global Filmmaking Award от Sundance Institute на съёмки своей следующей ленты, Люксембург, – тоже, кстати, о Чернобыле.

Увы, детально расспросить нового украинского кинотриумфатора о его проекте пока не удалось: Корреспондент списался с Александровичем, но выяснилось, что после Sundance художник решил провести какое-то время в пустыне Моаб (Мохаве) - священном для индейцев месте молитвы за мир. Дело нужное – отвлекать негоже.

Что же касается самого Русского дятла, то увидеть картину в Украине, вероятно, получится в апреле (детали, правда, пока неизвестны).

Судьба же короткометражки Давай не сьогодні ещё более туманна: Сиволап планирует и дальше подавать фильм на фестивали – в том числе отечественный ОМКФ, - но всё же надеется и на возможность проката. Пусть и «не сьогодні», но завтра: кажется, у украинского кино всё-таки есть будущее. Причём, что немаловажно, у кино совершенно разного.


Где победили

Фестивали, на которых были отмечены наши картины, из разных «весовых категорий», но каждый по-своему интересен

Trieste Film Festival

  • Проводится с 1989 года в Триесте, Италия
  • Особенность фестиваля – его ориентированность на кино из Центральной и Восточной Европы, а также то, что основные награды присуждает зрительское жюри  
  • С 2010 года, помимо конкурсной и внеконкурсной программ,  на фестивале также проводятся дискуссии When East Meets West (Когда Восток встречает Запад), привлекающие более сотни профессионалов кино со всей Европы

Sundance Film Festival

  • Проводится с 1985 года в Парк-Сити, штат Юта, США
  • Основан актёром Робертом Редфордом и группой его единомышленников с целью поддержки и развития независимого кино, а название получил в честь героя Редфорда из легендарного вестерна Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид
  • Со временем фестиваль стал самым престижным и влиятельным смотром авторского кино в мире

***

Этот материал опубликован в №5 журнала Корреспондент от 6 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

 

ТЕГИ: Украинакинофестивали фильмы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии