Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер, попеременно играющие доктора Франкенштейна и его Создание, - главная, но не единственная «приманка» фестиваля, - пишет в своей статье автор журнала Корреспондент Марта Борисова.
«Они – кривые зеркала друг для друга, фотокопии», - говорит о главных персонажах своего Франкенштейна Дэнни Бойл. Кинорежиссер, снявший культовые фильмы 90-х На игле и Пляж, а также «оскароносного» Миллионера из трущоб, в 2011-м согласился поставить в Королевском национальном театре Великобритании спектакль, какого еще не бывало.
Шерлоки-«близнецы»
На тот момент, стартовавший в 2009-м проект Британский театр в кино (National Theatre Live), уже прогремел своей Федрой, в которой блистала Хелен Миррен: киноверсию постановки посмотрело более 50 тыс. зрителей в более, чем двухстах кинотеатрах по всему миру.
«Догнать и перегнать» такой спектакль – задача сложная, требующая совершенно нестандартного решения. И Бойл такое отыскал. Два великолепных актера - Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер, - играли главные роли, меняясь местами.
В один вечер на сцену выходил самоуверенный Франкенштейн-Бенедикт и изувеченное Создание-Джонни. А в следующий – наоборот: уже Ли Миллер «воскрешал» Камбербэтча. К чему такой «маскарад»?
У Бойла есть объяснение: «Франкенштейн создает жизнь без участия женщины. Моя идея состояла в том, чтобы привести двух артистов как можно ближе к границе возможного. Но как? В варианте, когда каждый вечер они перевоплощаются друг в друга, Франкенштейн и его Создание, фактически, друг друга и создают». Сложная схема? Безусловно. Но – тем интереснее.
Спектакль Дэнни Бойла – штучный, многоплановый «товар», который, тем не менее, способен каждого задеть за живое. В его основе – пьеса Ника Дира, основанная на знаменитом романе Мэри Шелли Франкенштейн, или Современный Прометей. Когда Мэри писала свою книгу, то - как вспоминала она сама, - ей хотелось рассказать историю «об омерзительном фантоме в человеческом обличии, который, после включения некоего мощного двигателя, стал подавать признаки жизни. Его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».
Сегодня, два века спустя, создание искусственной жизни все больше выходит из области фантастического в сферу реального. Но теперь, кажется, людей куда больше пугают другие вещи – одиночество, безразличие, безответственность. «Что на самом деле было изначально порочным в этом эксперименте, так это то, что Виктора Франкенштейна совершенно не заботила судьба его создания. Поэтому, могу предположить, что, посмотрев спектакль, вы скажете, что это, прежде всего, - история о безответственных родителях», - считает Камбербэтч. И рассказывая эту историю, Бенедикт выложился на полную: «Что значит играть в Франкенштейне? Просто ты уходишь со сцены с треснувшей губой, вывихнутыми суставами, руками в синяках и похудев на парочку килограмм. А так – ничего особенного…».
Со временем скрытых смыслов у постановки только прибавилось: на момент создания спектакля, в нем участвовал только один Шерлок – Камбербэтч, исполнитель главной роли в одноименном британском сериале. Но в 2012-м вышел американский аналог - Элементарно, где роль Холмса сыграл Ли Миллер. И теперь, когда смотришь Франкенштейна, невозможно отделаться от ощущения, что два Шерлока затеяли какую-то странную игру в переодевания. Но – игру на высшем уровне: оба актера за свою работу в этой постановке получили две престижнейшие британские театральные награды - премию Лоуренса Оливье и награду Evening Standard.
Локи читает Шекспира
Безусловно, в полной мере прочуствовать этот фантасмагорический микс «два в одном» можно лишь ознакомившись с обеими постановками. И проект Британский театр в кино предоставит такую возможность сразу пяти украинским городам (расписание показов можно найти на сайтах организаторов фестиваля - Британского совета в Украине и арт-объединения Coolconnections). «География показов в Украине сложилась сама, - рассказал Корреспонденту менеджер арт-программы Британского совета Максим Ильяшенко.
- Мы отправляли предложение о показах почти во все города и кинотеатры - откликнулись Киев, Одесса, Харьков, Донецк и Днепропетровск. У Киева и Одессы прошлой осенью уже был успешный опыт показа одного из спектаклей в рамках программы Нове британське кіно - аншлаги! Так что нам было, на что опираться в разговорах с кинотеатрами. Формат театрального фестиваля интересен кинотеатрам тем, что еженедельно привлекает новую публику - очень лояльную, активную и благодарную: они становятся постоянными зрителями, ждут и обсуждают каждый спектакль».
Да, кроме двух версий Франкенштейна, в проекте еще много интересного. 25 марта Британский театр в кино откроется спектаклем Кориолан по одноименной трагедии Шекспира (постановка театра Донмар, Donmar Warehouse). В главной роли – еще одна мировая кинозвезда, актер Том Хиддлстон, сыгравший зловредного бога Локи в блокбастерах Мстители, Тор и Тор 2: Царство тьмы.
История римского полководца, который отказался играть в политические игры, из-за чего в итоге потерял все – свое положение, родину, семью, а в финале и жизнь, - сегодня кажется актуальной как никогда. «Честь и политика должны научиться работать вместе – как в мирной жизни, так и во время войны», - резюмирует главную идею постановки обозреватель британской The Telegraph.
«Я отыграл семьдесят спектаклей -- по восемь в неделю, -- да, это было чертовски трудно, -- признается Том Хиддлстон. – Но, в конечном итоге, самым трудным оказалось воплотить суть личности Кориолана, передать силу его ярости. Он полон гнева – в пьесе есть строки, которые описывают его состояние, например: «Милосердия в нем столько же, сколько молока у тигра». Смерть Кориолана в конце пьесы убедительна и окончательна. Все, чем он являлся, умирает вместе с ним. Правда, в финале в нем пробуждается сострадание – эта неожиданная мягкость и беззащитность оказывает терапевтический эффект. Но после спектакля я все равно долго принимал душ и смывал бутафорскую кровь…».
Британский театр в кино - международный проект, уже побывавший в США, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Польше, Финляндии, Чехии, Индии, Бельгии, Ирландии, Испании. В Украине покажут 12 спектаклей.
«Кроме Франкенштейна и Кориолана, большим успехом пользуется историческая хроника Ричард II с Дэвидом Теннантом и комедия Двенадцатая ночь со Стивеном Фраем, которого зрители любят за роль Дживса в сериале Дживс и Вустер, - рассказал Ильяшенко – Еще – Боевой конь, спектакль с уникальной сценографией, посмотреть который пришла даже королева Елизавета II. А постановка Загадочное ночное убийство собаки получила семь театральных премий Лоуренса Оливье - абсолютной рекорд в истории драматического театра».
Показы проекта фестиваля Британский театр в кино продлятся до конца года.