Третий год украинский футбол переживает мощнейший кризис в своей истории.
Война и экономическое падение забрали у украинского футбола деньги, которые не жалели олигархи на любимую игру в сытые годы, пишет Валерий Литонинский в №23 журнала Корреспондент. А без таких бездумных вливаний “король” украинского спорта оказался совсем голым.
Футбол — самый массовый вид спорта в Украине, его популярность не зависит от собственно спортивных результатов отечественных футболистов, которые далеко не всегда дают поводы для радости. Именно футбольные победы становились источником наибольших всплесков патриотизма и единения украинцев. Да и политиков тоже: у него самая влиятельная федерация и традиционно тесные связи с властью. В украинском футболе всегда было сконцентрировано больше всего средств, причем больше, чем во всех других видах спорта вместе взятых. Однако кризис не жалеет никого: “мыльный пузырь” отечественного футбола лопнул с треском. Чем выше заберешься, тем больнее падать — украинский футбол в состоянии свободного падения находится третий год, и каждый раз, когда кажется, что дно уже прощупывается, он пробивает новые глубины.
ДЕОЛИГАРХИЗАЦИЯ ПО-ФУТБОЛЬНОМУ
Иллюзию благополучия и так называемую золотую эпоху украинского футбола конца 2000-х — начала 2010-х создавали деньги олигархов. Тогда в бизнесовой и политической элите модно было иметь свой футбольный клуб и меряться с коллегами его успехами. Концепция развития отечественного футбола заключалась в идее подсадить на “мяч” еще одного олигарха. И финансово-промышленные группы охотно велись на нее — футбольный клуб добавлял им веса и престижа внутри страны. Фактически у каждого олигарха была своя команда в Украинской премьер-лиге, за исключением, возможно, нынешнего Президента Петра Порошенко, который всегда был далек от спорта.
Именно деньги олигархов привели в украинский футбол дорогих легионеров, а болельщиков — на трибуны стадионов. Вместе с тем огромные и невероятно завышенные контракты достались и отечественным игрокам. К двум флагманам украинского футбола — Динамо и Шахтеру — добавились еще два топ-клуба — Днепр и Металлист. Горняки выиграли кубок УЕФА — наибольшее достижение в современной истории украинского футбола, киевляне и харьковчане регулярно и достаточно успешно играли в еврокубках. В чемпионате Украины была интрига и борьба, общественность не стеснялась сравнивать Украинскую премьер-лигу с топ-чемпионатами Европы.
Но в бэкграунде украинского футбола отсутствовал прочный фундамент. В футбольных клубах не выстраивалась бизнес-модель, они оставались, по сути, игрушками в руках олигархов и существовали исключительно на дотации своих собственников. Воспитание молодежи с целью заработка на трансферах, диверсификация расходов за счет коммерции, в конце концов, отказ от бездумного раздутия зарплатной ведомости — нет, не слышали. Футбол жил на широкую ногу. К Евро-2012 в стране появились новые стадионы, ничто не предвещало беды.
Революция и последовавшая за ней война плюс экономическое падение изменили его до неузнаваемости. Естественно, что при падении доходов олигархи начали сокращать расходы и отказываться от непрофильных активов. Когда они наигрались в футбольных менеджеров, оказалось, что без дотаций клубы существовать не могут, и начался процесс отмирания, который по масштабам вполне можно сравнить с “банкопадом”, организованным Нацбанком во главе с Валерией Гонтаревой. В футболе же чистку провели сами собственники, отказываясь от старых “игрушек”.
Первыми прекратили существование крымские клубы после аннексии полуострова. Содержали их, кстати, тоже олигархи: симферопольскую Таврию спонсировал нынешний “венский узник” Дмитрий Фирташ, а ФК Севастополь — народный депутат Вадим Новинский. Остальные команды лихорадило — начались многомесячные задержки зарплаты, распродажи составов. С началом войны на Донбассе был расформирован донецкий Металлург, а у его собственника, олигарха Сергея Таруты осталась еще одна команда — Сталь из Каменского, но сейчас и она испытывает
проблемы. Затем закрылся и снялся с чемпионата запорожский Металлург, который переходил от одного местного бизнесмена к другому и в итоге оказался никому не нужен. Прекратил существование и харьковский Металлист, хотя незадолго до этого занимал второе место в чемпионате — лучшее в истории клуба — и впервые выходил в Лигу чемпионов.
Закрылась, повязнув в долгах ужгородская Говерла, которую содержал народный депутат Нестор Шуфрич. Когда начались проблемы у Игоря Коломойского, то и он отказался от поддержки своего Днепра, фактически обанкротив клуб. Так, команда, игравшая в финале Лиги Европы, всего через два года вылетела во Вторую лигу, а теперь, скорее всего, и вовсе закроется.
В итоге в Украине осталось всего два стабильных клуба, готовых бороться за высшие результаты,— Динамо и Шахтер. Хотя и они значительно урезают расходы, отказываются от дорогих легионеров, заявляя курс на украинизацию и омоложение состава. Как и до массового прихода денег в украинский футбол, в большой игре остаются только Ринат Ахметов и братья Суркисы, да и то в режиме экономии.
Ахметов остается в украинском футболе
РЕФОРМЫ, КОТОРЫХ НЕТ
До 2014 года в Украинской премьер-лиге принимали участие 16 команд. После того как клубы начали закрываться, стало очевидно, что поддерживать такое количество участников чемпионата будет проблематично. В сезоне 2014 / 15 года на старт вышло уже 14 клубов, а в нынешнем сезоне чемпионат проходил по новому формату, и принимала участие в нем всего дюжина команд. При этом луцкая Волынь оказалась абсолютно неконкурентоспособной, а с Днепра и львовских Карпат по ходу турнира сняли 12 и шесть очков соответственно, из-за долгов перед бывшими сотрудниками.
Чемпионат проводился в два этапа. На первом 12 команд играли традиционный двухкруговой турнир. На втором этапе команды делились на две группы, которые играли между собой. Первая шестерка, по идее, должна была бороться за чемпионство, вторая — за выживание. Изменения регламента были призваны поднять уровень интриги и борьбы в чемпионате, но, по сути, единственным положительным эффектом от такого шага стало увеличение количества матчей Динамо и Шахтера между собой — последнего зрелища нынешнего украинского футбола.
Никакой интриги не получилось — толковой борьбы не было ни за первое место, ни за зону еврокубков, ни за выживание. Сам чемпионат оказался абсолютно провальным и, возможно, худшим в истории современного футбола. Да и могло ли быть иначе? Сейчас в Украинской премьер-лиге три команды не могут проводить свои матчи на домашних стадионах. Это донецкие Шахтер и Олимпик, а также луганская Заря. Не могла играть дома и Сталь из Каменского, которая за два года в Премьер-лиге так и не смогла отремонтировать собственный стадион. Не всегда домашние матчи могли проводить одесский Черноморец, Звезда из Кропивницкого и луцкая Волынь. В итоге в украинском чемпионате было установлено уникальное достижение — 67 домашних матчей сезона прошли в чужих городах, это целых 35 % от общего числа поединков.
Сказалось это и на общей посещаемости турнира. Вместе с деньгами из футбола ушли и болельщики, которые привыкли наблюдать за более зрелищными играми и успешными командами. Средняя посещаемость матчей в сезоне 2016 / 17 года составила 4.263 зрителя. Это новый антирекорд в истории Украины. Даже в начале 1990-х на футбол ходило больше людей. Посещаемость упала на 14,9 % по сравнению с прошлым сезоном, тогда на стадионы приходили в среднем чуть более 5 тыс. человек. Резкий спад начался после 2014 года. А сезон 2012 / 13 года и вовсе был рекордным — 12.602 человека в среднем ходили на футбольные матчи. Особенно по статистике посещаемости заметен провал с изменением регламента чемпионата. На матчи второй шестерки ходили в среднем чуть более 2 тыс. человек, после разделения на группы показатели посещаемости аутсайдеров упали на 51 %.
Сокращение посещаемости связано и с потерей крупных стадионов Донбасса. Ведь Донбасс-арена была самым заполняемым стадионом страны, активно ходили на футбол и в Луганске. Самым посещаемым и единственным, перевалившим в среднем за 10 тыс. человек на матче, остается Динамо Киев, и то результата удалось добиться в основном за счет домашних игр с Шахтером, которые, кстати, так и не собрали полный НСК Олимпийский.
Нынешние посетители Донбасс - Арены
Катастрофическое падение посещаемости — это также свидетельство отсутствия у футбольных клубов программ работы с болельщиками и маркетинговых ходов по привлечению их на стадион. А ведь именно от этого зависит доход клубов. Но даже жесткий кризис не заставил команды хотя бы попытаться заработать, как это делают во всем мире. Вот и выходит, что теперь на украинский футбол ходит меньше людей, чем на Вторую лигу Японии и третью лигу Германии.
Несмотря на проблемы с финансированием, украинские команды в большинстве своем так и не переходят на бизнес-модель существования. Многие до сих пор играют без титульных спонсоров на футболках. Даже на форме Динамо Киев нет титульного спонсора, а красуется надпись Нет расизму. Также не особо пытаются клубы наладить продажу своих талантов за рубеж. Исключением в обоих аспектах являются разве что Карпаты, однако если c коммерческими спонсорами у львовян проблем нет, то с наличием болельщиков на трибунах они очевидны. И не изменил эту ситуацию даже отъезд Шахтера из Львова. У самих горняков, пожалуй, наиболее профессионально поставлена маркетинговая работа и выстроена клубная структура, но даже это не покрывает проблем от жизни вне дома. К тому же расходы Шахтера настолько велики, что отказ клуба от дотаций Рината Ахметова абсолютно нереален.
ИМПОТЕНЦИЯ РУКОВОДСТВА
Формально в Украине создана Премьер-лига, которая должна стимулировать развитие клубов и помогать им зарабатывать деньги. Но по сути эта организация совершенно не занимается данной работой. С 2016 года у Премьер-лиги новый глава — Владимир Генинсон, выбран он был на безальтернативных выборах, другого кандидата просто не нашлось. Перед выборами Генинсон называл себя кризисным менеджером и обещал, что за три года Премьер-лига начнет приносить доход клубам. Кроме того, одним из его главных обещаний было объединение всех медиаправ футбольных клубов и создание единого телевизионного пула. Генинсон даже говорил, что уйдет в отставку, если этого не будет сделано. За полтора года его правления единый пул так и не появился, перспективы его создания сомнительны, но в отставку он не спешит.
При этом телевизионные рейтинги украинского футбола последние три года падают. В принципе, если бы Ахметов не владел футбольным клубом Шахтер и не создал бы для трансляций его матчей телеканалы Футбол и Футбол 2, то отечественный футбол уже вполне мог бы исчезнуть с телеэкранов. Опять же, трансляции футбола — это не про бизнес. Прибыльным мог бы быть только показ матчей между Динамо и Шахтером. “Сегодня мы можем говорить о падении интереса к чемпионату Украины и, как следствие, о пересмотре подхода к трансляциям футбола. По моему личному мнению, цена ТВ-прав большинства клубов Премьер-лиги равна нулю. Сейчас футбольное хозяйство сильно переоценено… На матчах Динамо — Шахтер общее падение интереса зрителей не отразилось”,— говорит руководитель спортивных проектов 1+1 Медиа Степан Щербачев.
Самой влиятельной структурой в украинском футболе остается федерация. ФФУ всегда была заточена на политическое руководство страны. Поэтому после Революции достоинства, естественно, сменился и ее глава. Возглавил федерацию народный депутат от провластного Блока Петра Порошенко Андрей Павелко. При этом Павелко не сложил мандат, более того, он возглавляет один из самых влиятельных парламентских комитетов — бюджетный. Павелко не скрывает, что политический вес помогает ему управлять федерацией. Недавно нардеп досрочно переизбрался еще на пять лет на посту главы ФФУ. При этом выборы вновь были безальтернативными, больше кандидатов управлять самой богатой спортивной федерацией страны не нашлось. Во главе ФФУ Павелко удалось добиться права на проведение финала Лиги чемпионов сезона 2017 / 18 года в Киеве. Также он обещал бороться с договорными матчами и коррупцией в футболе, но эти обещания остались красивыми словами. Договорные матчи в первые годы после кризиса стали визитной карточкой украинского чемпионата. Футболисты в условиях безденежья и задержек зарплат находили собственные способы для заработка, не всегда честные.
Ни ФФУ, ни Премьер-лига так и не сумели выработать прозрачные, понятные условия аттестации футбольных клубов и обеспечить приоритет спортивного результата. Это приводит к тому, что команды в Украине продолжают исчезать. Сейчас на грани прекращения существования — Сталь из Каменского, которая два года играла в Премьер-лиге, проводя домашние матчи в Днепре, а теперь деньги закончились.
При этом для выступления в новом сезоне Украинской премьер-лиги аттестат не получила черниговская Десна, которая заняла второе место в последнем розыгрыше Первой лиги и по всем правилам добилась права на участие в Высшей лиге украинского футбола. В ФФУ говорят, что в Десне не собрали необходимого пакета документов, которой бы свидетельствовал об инфраструктурной и финансовой состоятельности клуба выступать на самом высоком украинском уровне. Зато нужный пакет документов собрал ровненский Верес, занявший третье место в Первой лиге, эту команду и пригласили в высший футбольный дивизион. При этом Десна утверждает, что у нее все документы в порядке и есть финансовые гарантии. А Верес, который благодаря апелляции получил право на участие в Премьер-лиге, ближайшие два года даже не сможет играть на родном стадионе в Ровно. То есть получается, что в украинском футболе важнее не спортивные результаты, а кабинетная ловкость, а главные победы куются не на футбольных полях, ведь именно там Верес как раз Десне уступил.
Ситуация, когда в Премьер-лиге не могут собрать даже 12 боеспособных команд, а вылетают из нее клубы, не проиграв в матче, а обанкротившись, убивает уровень конкуренции и силу чемпионата. Мы вновь возвращаемся к турниру двух команд, но от общего слабого уровня соперничества Динамо и Шахтер страдают не меньше. Без конкуренции, без тонуса во внутреннем чемпионате они становятся слабее и на международной арене.
БЕЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Естественно, что подобный кризис сказался и на спортивных результатах. Сборная Украины полностью провалила Евро-2016, проиграв все три игры в группе и не забив ни одного гола. После такой оплеухи у сборной сменился тренер и стартовал курс на омоложение состава. Возглавил первую команду страны лучший футболист в истории Украины Андрей Шевченко. Для него это первый тренерский опыт, и сразу столь высокая должность. Такой карьерный взлет Шевченко облегчил тот факт, что его непосредственный работодатель — глава ФФУ Павелко — приходится новому тренеру кумом.
Во главе сборной Шевченко окружил себя итальянскими помощниками и ввел в состав команды ряд молодых игроков. Однако, если на Евро-2016 мы хотя бы попали, то на Чемпионат мира 2018 года отобраться будет очень сложно. При этом до сих пор не ясно, стоит ли вообще перед сборной такая задача. Зато понятно, что с нынешней игрой сборной выйти из группы с Турцией, Хорватией и Исландией Украине, скорее всего, не удастся. Но чемпионат мира пройдет в России, так что кумовья Павелко и Шевченко всегда смогут сказать, что к агрессору ехать мы и так не собирались, и вообще у нас смена поколений, много молодежи в сборной.
В текущем отборочном раунде Украина уже проиграла Хорватии сыграла вничью с Турцией и Исландией, а обыграть смогла только очевидных аутсайдеров — Финляндию и Косово. Нынешнее четвертое место, которое сборная занимает в отборочной группе,— это худший результат в истории отечественного футбола. А недавно команда Шевченко умудрилась уступить в товарищеском матче даже сборной Мальты. Тренер объяснил это задействованием новых футболистов из ближайшего резерва. Но почему резервный состав сборной Германии выигрывает Кубок конфедераций, а наш проигрывает Мальте?
На клубном уровне тоже все плохо. Прошлый сезон стал худшим для украинских клубов в еврокубках за последние 10 лет. Днепр был дисквалифицирован за долги, Ворскла и Александрия проиграли на первом же квалификационном этапе, причем далеко не самым сильным хорватским командам. Шахтер не попал в Лигу чемпионов, а Динамо в самом престижном клубном турнире Европы заняло последнее место в группе.
В итоге все украинские клубы вместе взятые смогли принести в еврокубковую копилку страны только 5.5 зачетных очков. Такого низкого результата не было с сезона 2007 / 08 года.
НЕ УПУСТИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ
Кризис — это не только падение, но и возможность для развития. Сейчас украинский футбол получил уникальный шанс, очистившись от баснословных денег олигархов, которые сегодня есть, а завтра нет, начать развитие по европейскому пути, снизу.
Однако пока клубы не планируют менять модель развития, а надеются просто переждать бурю. Пока можно играть в слабом чемпионате, где во главе угла не спортивные победы, а выживание и букмекерские коэффициенты. Футбольные чиновники объясняют все проблемы политическими и экономическими неурядицами в стране, а не собственной бездеятельностью.
За все три года единственной попыткой создать новый современный клуб, основанный на вовлечении болельщиков и среднего бизнеса, остается запорожский Металлург. Энтузиасты на основе членских взносов в общественную организацию сделали команду и заявили ее во Вторую лигу. Но даже на такой Металлург, развивающийся благодаря болельщицкой инициативе, в городе ходит 600 человек, а местная власть всячески вставляет палки в колеса. Теперь мэр Запорожья решил создавать свой собственный Металлург — муниципальный. Хотя коммунальные клубы — самая нежизнеспособная концепция в истории отечественного футбола. Футбол должен быть частным, а государство априори неэффективный собственник. То есть даже правильная, позитивная идея не находит отклика ни в обществе, ни в государстве.
Также Украина могла бы пойти по пути балканских стран — развивать детско-юношеский футбол и продавать молодых футболистов в Западную Европу. Талантов в 42-миллионной стране хватает. Но такой путь длительный и требует вложений на перспективу, к чему в Украине не привыкли, ведь хотят “хлеба и зрелищ” уже сейчас.
Кроме того, проблема футбола и в отсутствии лидера, личности, чьи индивидуальные успехи были бы локомотивом развития данного вида спорта в стране, и подогревали интерес к нему у населения. Любовь к футболу формировалась на основе успехов Валерия Лобановского и Андрея Шевченко. После того как Шевченко переквалифицировался сначала в политика, а потом в тренера, подобной личности в украинском футболе не осталось и близко. Нынешние игроки, претендующие на звание лучших, либо сидят на лавке середняка немецкого чемпионата, либо штампуют голы Олимпику и третий год не могут никуда перейти. А самый перспективный отечественный тренер отправился работать в Саудовскую Аравию.
Вокруг футбола остается иллюзия лидерства в спортивной сфере страны. Но можно ли его назвать национальным видом спорта? Если вы жалеете свои нервы, сейчас не самое лучшее время для того, чтобы быть футбольным болельщиком. Вместо этого можно обратить внимание на другие виды спорта, которые всегда были в тени футбола. Например, бокс и успехи Василия Ломаченко или большой теннис и победы Элины Свитолиной.