Испанские ученые омолодили мышей с помощью генной терапии

Корреспондент.net,  16 мая 2012, 09:31
Испанские ученые омолодили мышей с помощью генной терапии
Фото: Reuters
Генетики нашли способ омолодить взрослых мышей

Ученые испанского Национального онкологического исследовательского института установили, что генная терапия теломеразой способна продлевать жизнь взрослых мышей.

Работа опубликована в журнале EMBO Molecular Medicine.

В ходе эксперимента мышам в возрасте одного и двух лет вводили специально созданный учеными вирус, содержащий активный ген теломеразы. Вирус внедрял свою ДНК в клетки животного, заставляя их синтезировать фермент. Такой подход называют генной терапией, то есть лечением с помощью введения ДНК. Контрольной группе мышей вводили вирус, содержащий ген неактивной теломеразы.

Исследователи утверждают, что введение теломеразы посредством вируса увеличивало продолжительность жизни в случае годовалых мышей в среднем на 24 процента, а двухгодовалых на 13 процентов. При этом улучшались такие физиологические показатели, которые называют маркерами старения - нейромускульная координация, чувствительность к инсулину, замедлялось развитие остеопороза.

Теломераза - это РНК-содержащий фермент, обеспечивающий достройку концов хромосом - теломер. Он необходим для копирования (репликации) любых линейных хромосом, поскольку ферменты, обычно осуществляющие копирование, не способны это делать, не сокращая длину копии по сравнению с оригиналом. Поэтому каждый раз при делении клетки концы хромосом сокращаются, что определяет предельно возможное число делений клеток, не содержащих активной теломеразы (предел Хейфлика).

Когда теломераза активируется, это приводит к восстановлению длины концов теломер и "обнуляет счетчик" делений. В норме теломераза активна в половых и стволовых клетках, кроме того, она обеспечивает неограниченный рост раковых клеток - ее активация является важным этапом на пути к злокачественному перерождению.

Напомним, в 2010 году ученые сумели впервые продемонстрировать омоложение всего организма подопытных мышей, страдающих преждевременным старением, с помощью активации особого фермента в клетках их тканей.