Русская служба Би-би-си,
28 декабря 2014, 11:48
Обезьяны, медведи, пингвины, да и другие представители фауны, просто обожают сенсорные компьютерные экраны.
Эсме, Молли, Куин и Эмили живут в Австрии. Больше всего они любят грибы, кукурузу, клубнику и играть в игры на своих планшетах. Эта четверка заядлых геймеров – угольные черепахи, содержащиеся в отделении когнитивной биологии Венского университета.
Биолог Юлия Мюллер-Паула и ее коллеги попытались выяснить, способны ли рептилии научиться проходить тест на пространственное восприятие, и для этого использовали оснащенный сенсорным экраном компьютер. В половине случаев черепашкам нужно было коснуться носом синего круга на правой, а не на левой стороне экрана. В другой половине тестов им нужно было выбрать, наоборот, левый, а не правый кружок. Если выбор был сделан правильно, испытуемые получали лакомство.
Красноногая черепаха в Вене научилась играть в электронные игры в обмен на лакомство
Все четыре черепахи научились пользоваться сенсорными экранами в подготовительной фазе, до начала самого эксперимента. Но только две из них – Эсме и Куин – разобрались в том, как с помощью экрана зарабатывать еду. Мюллер-Паула не может объяснить, почему Молли и Эмили не смогли решить эту задачу, особенно учитывая, что "до этого момента они показывали стабильные результаты, сравнимые по успешности с результатами Эсме и Куин". В результате опыта удалось узнать кое-какие интересные факты о пространственном восприятии рептилий. А еще эксперимент наглядно продемонстрировал пользу сенсорных экранов для изучения процессов мышления у животных.
Черепашками дело не ограничивается. Взять, к примеру, карликового шимпанзе (бонобо) по имени Канзи – этот разменявший четвертый десяток самец живет в компании себе подобных в Фонде человекообразных обезьян в городе Де-Мойне в американском штате Айова. Он научился общаться с исследователями при помощи сенсорного экрана, оперируя примерно 400 лексиграммами (изображениями, представляющими слова).
Психолог Дженнифер Вонк уже несколько лет пользуется сенсорными технологиями для изучения мышления медведей. В 2012 году она написала в статье в журнале Animal Behaviour, что хоть числовое мышление и является одной из самых хорошо изученных сфер когнитивистики, большинство экспериментов в этой области проводились на социально активных животных и птицах: к примеру, людях, обезьянах, дельфинах, воронах или попугаях. Вонк вместе с еще одним ученым, Майклом Бераном, сочли, что способность к счету, возможно, развивается при социальных взаимодействиях – например, когда нужно подсчитать количество членов определенной группы. Поэтому они решили обратить внимание на гималайских медведей, крупных хищников-одиночек. Если умение считать не связано с социальным аспектом, то у медведей, по идее, не должно было возникнуть проблем при решении арифметических задачек.
В опыте приняли участие три гималайских медведя из передвижного зоопарка в городе Уилмер, штат Алабама – Брут, Дасти и Белла. Их обучали при помощи специально защищенного экрана, способного выдержать эксплуатацию такими брутальными пользователями. Касаясь носом нужных областей на мониторе, мишки получали в награду музыку и лакомство. Они с успехом прошли испытание, доказав, что способность к счету не зависит от социальной активности животного. И, как в случае с черепашками, этот опыт еще раз подчеркнул, насколько полезным инструментом в арсенале ученых стал сенсорный экран.
Эх, если бы только у нас был iPad... Да любой планшет
Все более важную роль эти устройства играют и в обеспечении благополучия животных в неволе. Содержащимся в зоопарке приматам нет необходимости решать настолько разнообразные задачи для поиска пищи, укрытия от хищников, использования инструментов, как их диким собратьям. Им дают игрушки или головоломки, чтобы поддерживать мышление в тонусе. Почему бы не применить для этого iPad? В 2012 году Хелен Бустром, работая над своей магистерской диссертацией, выдала планшеты шести орангутангам и 10 шимпанзе в Хьюстонском зоопарке. Способен ли лидер планшетного рынка обогатить жизнь приматов?
Обезьянам понравились ярко светящиеся игрушки. Особенно их впечатлили программы с насыщенными цветами и звуковыми эффектами. Как и в случае с людьми, планшеты наиболее сильно заинтересовали юных шимпанзе и орангутангов, которые пользовались наибольшим количеством из девяти предложенных им программ.
Среди взрослых обезьян самки проявили больше интереса к iPad, чем самцы. В отличие от детенышей, у взрослых сформировались четкие предпочтения в отношении тех или иных программ. Самки также более ловко, чем самцы, пользовались этими устройствами. Бустром говорит, что это наблюдение соответствует и привычкам диких обезьян. Самки шимпанзе, к примеру, лучше и чаще самцов применяют подручные инструменты для добычи термитов.
Пожалуй, это слишком просто, нужно подобрать что-то посложнее
Одним из главных выводов исследователей было то, что iPad и ему подобные устройства можно сконфигурировать так, чтобы они наиболее полно отвечали запросам отдельных обезьян. Служители зоопарков таким образом смогут разнообразить хотя бы один аспект ежедневной рутины своих подопечных.
iPad также используются для развлечения пингвинов в океанариуме Лонг-Бич в Калифорнии. Два молодых самца, Джереми и Ньюсом, особенно сильно прониклись предложенной им игрушкой – Game for Cats (“Игра для кошек”). “Внимательно следя за виртуальной мышью, Ньюсом вновь и вновь пытался поймать ее своим клювом, - написал смотритель пингвинов в блоге океанариума. - Особенно ему нравился писк, который издавала “пойманная” мышь". Ньюсом установил абсолютный пингвиний рекорд: 1600 очков.
Интересно, что и у орангутангов, и у шимпанзе, и у людей, и даже у пингвинов игры на сенсорных экранах привлекают в первую очередь юное поколение. Возможно, детеныши могут позволить себе проводить больше времени за играми, потому что им пока не нужно заниматься другими повседневными делами. Возможно, их растущий мозг лучше обучается новым задачам, или же их развивающимся системам восприятия более интересны яркие цвета и звуки, чем взрослым особям.
Как бы то ни было, ясно одно: компьютерным играм все виды фауны покорны.