Русская служба Би-би-си,
9 марта 2015, 19:49
Пещерный комплекс Аджанты состоит из 30 поражающих воображение буддийских храмов и монастырей.
Пещеры Аджанты служили святилищем буддийским монахам со II века до н.э. Почти полторы тысячи лет они пребывали в забвении, но недавно их потрясающие духовные и художественные сокровища словно были открыты заново. Завесу тайны над пещерами Аджанты попытался приоткрыть корреспондент BBC Culture.
Пещерный комплекс Аджанты состоит из 30 поражающих воображение буддийских храмов и монастырей, словно по волшебству высеченных в утесе, имеющем форму подковы. Скальный храмовый комплекс находится в горах в индийском штате Махараштра в 450 км к востоку от Мумбая. Он был случайно "открыт" в 1819 году.
Более тысячи лет об этой жемчужине буддийского искусства не знал никто, кроме разве что диких животных, насекомых, вод протекающей по ущелью реки, листвы деревьев непроходимых лесов да, пожалуй, людей из загадочного народа бхилов. Создатели храмов Аджанты покинули их еще в 500 году новой эры. В 1983 году пещерные святыни были объявлены частью всемирного наследия ЮНЕСКО.
Джон Смит, молодой британский офицер-кавалерист из 28-го Мадрасского полка, обнаружил высоко над водами Вагхоры (Тигриной реки) вход в пещеру во время охоты на тигров 28 апреля 1819 года. Смит и его спутники вскарабкались на скалу и вошли в пещеру, освещая себе путь факелами, сделанными из пучков сухой травы.
Они оказались в великолепном сводчатом зале с колоннами, стены которого были покрыты потускневшей живописью. Под куполом они увидели статую вечного Будды, молящегося у святилища и напоминавшего могильный курган. Это была буддийская ступа.
Для туристов были созданы копии пещер
Смит вырезал свое имя на статуе Бодхисатвы - изваяния, олицетворяющего одну из прошлых жизней Будды, которую он прожил, прежде чем достичь нирваны. С тех пор к автографу Смита своим имена прибавили тысячи посетителей пещер Аджанты – галереи самых древних и едва ли не самых прекрасных образцов буддийского искусства. Теперь этот комплекс пользуется всемирной славой и привлекает множество туристов.
Новость о находке Смита распространилась быстро. В 1844 году Королевское азиатское общество командировало майора Роберта Джилла, офицера 44-го Мадрасского пехотного полка, художника и антиквара, в пещеры Аджанты с заданием написать на холсте живописные репродукции настенных росписей.
Идея отправить майора Роберта Джилла с этой миссией в Аджанту принадлежала археологу и историку искусства Джеймсу Фергюссону, одному из первых исследователей индийского буддизма. Именно Фергюссон присвоил пещерам номера, которые используются и по сей день. "Я пронумеровал их, как дома на улице", - вспоминал он. – Ред.
Командировка майора Джилла положила начало долгой и кропотливой работе по научному описанию художественных сокровищ в молитвенных залах (чайтья-гриха) и монастырях (вихара), высеченных, как представляется, из монолитной скалы в два этапа. Во время первой фазы строительства, во II-I веках до н.э., были созданы пять залов для общей молитвы.
Вторая фаза пришлась на V век н.э., когда при Харишене, последнем великом правителе из династии Вакатака, были высечены и расписаны фресками все остальные пещеры. В них главным образом располагаются монастыри с кельями для монахов. Майору Джиллу приходилось трудиться в крайне неблагоприятных условиях.
Климат в тех краях невыносимо жаркий, местность изобиловала тиграми, а воинственный народ – бхилы – никогда не мирился с завоевателями, будь то пришлые хинду, императоры из династии великих Моголов или британская армия XIX века.
Образы, затерянные во времени
Когда Джилл и другие путешественники карабкались на скалы, в которых выбиты пещеры, по канатам и веревочным лестницам (первоначальные каменные ступени давно исчезли), их взорам открывались памятники архитектуры самого высокого порядка. От великолепия статуй и настенной живописи буквально захватывало дух.
Пещеры были заброшены в V веке новой эры и обнаружены лишь спустя почти полторы тысячи лет
Здесь буддийские монахи взирали на великолепные изображения, повествующие о жизнях, которые прожил Будда, прежде чем индийский царевич Сиддхартха Гаутама в VI веке до н.э. основал учение и направление мысли, которым теперь следуют сотни миллионов людей во всем мире.
Образы Будды соседствуют с чувственными изображениями чарующих царевичей и царевен, животных, ювелирных украшений, шелков, сцен плотской любви и проявлений жизни во всем ее смертном многообразии. Некоторые изображения шокировали кое-кого из чопорных представителей викторианской эпохи.
Новообращенные религиозные фанатики осуждают их и сегодня, не в состоянии понять, что древние индийские художники выражали в изваяниях и красках свое исполненное радости жизни видение естественного дара плодородия и божественной красоты.
Подобно индийской архитектуре I в. н.э., в живописи пещер Аджанты прослеживаются удивительные параллели с древнегреческим искусством античной поры. Безусловно, это не простое совпадение.
На самом деле эти памятники испытали на себе влияние греко-индийской культуры, которая распространилась по Индостану, начиная с IV в. до н.э., то есть со времени походов Александра Македонского. Эллинистические государства и связывающие их торговые пути протянулись от Средиземного моря до Персии, Афганистана и Индии. Аджанта стала одним из промежуточных пунктов на пути до самых дальних рубежей эллинизма – Китая и Японии.
27 холстов, написанных Джиллом, демонстрировались в Индийском павильоне в Хрустальном дворце – выставочном комплексе и парке развлечений в районе Сиднэм на юге Лондона. 23 из них погибли во время пожара 30 декабря 1866 года, и Джиллу пришлось все начинать заново.
Тем временем Королевская комиссия по пещерным храмам основала в 1861 году Археологическое управление Индии, которое существует и работает по сей день. Опасения за судьбу художественных ценностей Аджанты приобретали все большие основания по мере роста числа всякого рода самозваных и безрассудных знатоков, а также охотников за сокровищами.
Многие из них не просто выцарапывали свои имена на статуях. Иные пытались соскрести живопись со стен и превращали росписи в пыль. Одно из немногих известных произведений древней живописи, которым удалось выжить и без ущерба для себя покинуть пещеры Аджанты, сегодня хранится в коллекции Бостонского музея изящных искусств. Оно было продано за тысячу фунтов стерлингов на аукционе Сотбис в Лондоне в 1924 году.
Цветные рисунки на стенах пещер
Администрация Бомбейского президентства, одной из провинций Британской Индии, в 1872 году заказала новые живописные копии росписей Аджанты Джону Гриффитсу, директору Школы искусств в Бомбее. Гриффитс и его ученики исполнили 300 полотен, треть из которых погибла в пламени пожара в Лондонском имперском институте в 1885 году.
В 1909 году леди Кристиана Херрингэм, активистка движения за избирательные права британских женщин, покровительница искусств и талантливая художница, продолжила работы по копированию настенных росписей пещер Аджанты. В работе ей оказывали помощь администрация и студенты Школы искусств в Калькутте.
В конце 1920-х годов индийский археолог и историк искусства Гулам Яздани предпринял широкомасштабный исследовательский проект, в ходе которого провел черно-белую и цветную фотосъемку художественных сокровищ Аджанты. Плоды своих трудов Яздани опубликовал в четырех томах с 1930 по 1955 год.
В том же 1955 году пять из переживших пожар живописных полотен Гриффитса были сняты с экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и помещены в запасники. С тех пор 164 картины находились в хранилищах, разбросанных по всему Лондону. Они оставались недоступными для исследователей и зрителей полвека. Наконец, в 2005 году, 81 работа была извлечена на свет Божий. Музей приступил к реализации проекта по реставрации, документированию и «возрождению» коллекции.
Оригиналы, оставшиеся в пещерах, постепенно теряли первозданный вид. Несовершенство методов консервации привело к порче росписей. Кемпо Ариа писал, что британские исследователи покрыли стены пещер лаком ради сохранности живописи. Двое итальянских реставраторов, которых прикомандировали к группе Яздани, поверх слоя "викторианского" лака нанесли состав на основе смолы, после чего росписи были едва видны. Не улучшал состояние дел и покрывавший стены и росписи на них помет летучих мышей, которые обитали в пещерах.
В поисках смысла
Мог ли храмовый комплекс служить местом тихого, уединенного созерцания и медитации?
Команда исследователей во главе с Радждео Сингхом из Археологического управления Индии занимается изучением произведений искусства Аджанты с 1999 года. Ученые применяют в работе новые технологические методы, разработанные в Японии. С помощью этих методов исследователям удалось выявить первозданную интенсивность красочных пигментов и всю несравненную красоту многих портретов, созданных в I в. н.э.
Кроме того, ученые раскрыли художественные приемы, которые применяли древние живописцы, - перспективу, светотеневую моделировку и другие способы создания трехмерных изображений. Они разобрались в том, какие природные пигменты из драгоценных камней использовались для изготовления красок. К ним относится, например, лазурит, который привозили из Афганистана.
Во время реставрации вновь встали вопросы, которые не раз задавали исследователи за последние 200 лет. Как древним художникам удавалось создавать столь выдающиеся произведения живописи, так точно использовать цветы в кромешной тьме вырубленных в скалах храмов и монастырей? И какова могла быть численность той армии архитекторов, каменщиков, скульпторов и живописцев, которые работали здесь в период примерно с 460 по 500 год н.э.? Мог ли храмовый комплекс, созданный за такой короткий период времени на закате династии Вакатака и ее империи, служить местом тихого, уединенного созерцания и медитации, если здесь, на гигантской строительной площадке, вовсю кипела работа?
Археологические проекты, предпринятые на протяжении двух последних столетий ради поисков ответов на эти вопросы, а также с целью описания и консервации этого пиршества буддийского творчества, снискали Аджанте не поддающуюся описанию славу. Немало способствовали этому и потоки туристов, которых становится с каждым годом все больше.
В 2013 году в центре для посетителей, расположенном в четырех километрах от скалы, были открыты копии четырех пещер, созданных дизайнером из Мумбая Ракешем Ратодом. Замысел этого проекта состоял в том, чтобы сократить число посетителей, направляющихся в драгоценные чайтья-гриха (храмы) ивихара (монастыри).
Впрочем, фальшивые пещеры не пользуются успехом. Очевидно, туристов влекут подлинные памятники, хотя многие предаются буйному веселью на расположенных поблизости рынке и в харчевнях, привечающих сегодня каждого, кто решит совершить паломничество в Аджанту.
И вся безмятежность спящего Будды, возлежащего в одной из пещер, лучи света, освещающие статуи молящегося Будды во время летного и зимнего солнцестояния, архитектура, от совершенства которой захватывает дух, и неотразимая красота пещерной живописи возвышают Аджанту над мирской суетой. Безусловно, Аджанта – это магнит для туристов.