Корреспондент.net,
10 декабря 2015, 09:45
Планета утопает в мусоре, смоге и нефти.
Сосредоточившись только на глобальном потеплении, экологи и политики забыли о других угрозах климату, пишет Павел Сивоконь в №48 журнала Корреспондент от 4 декабря 2015 года.
На саммите по изменению климата в Париже основная тема, которую обсуждают большинство политиков и экспертов, - повышение среднемировой температуры на 2 0С в следующие 100 лет. По мнению многих экспертов, это может привести к непоправимым изменениям в экологической системе. Но при этом почти все в Париже признают две вещи.
Во-первых, даже если страны подпишут финальный договор, призванный заменить Киотский протокол, ситуация с повышением мировой температуры не сильно изменится. Так как не существует норм, обязывающих государства сокращать выбросы: пока они должны делать это по доброй воле, поскольку в мировой практике не принято принуждение в экологических вопросах.
С другой стороны, такие крупные страны, как США или Китай, успешно игнорировали и предыдущий договор, и ничто не помещает им сделать это опять. Тем более в Вашингтоне уже заявили: экологические нормы будут выполняться только при условии, что они не будут тормозить экономическое развитие страны. А это означает, что выбросы можно как сокращать, так и наращивать в зависимости от воли той или иной партии, которая приходит к власти.
В Китае же продолжают требовать от развитых стран денег на экологические проекты, прикрываясь своим статусом развивающегося государства. Но уже сейчас понятно, что фонд по борьбе с глобальным потеплением в размере $ 1 трлн будет некому наполнять.
Во-вторых, даже сами экологи признают, что выбросы парниковых газов могут быть не главной причиной роста температуры. Сейчас всё больше экологов считают, что данный процесс может быть связан с природным циклом похолодания и потепления на планете Земля.
При этом они признают, что многие ранее забытые факторы могут влиять на климат ничуть не меньше. Возможно, они не производят впечатления такой глобальности, но уж точно являются прямым следствием деятельности человека. Корреспондент подобрал экологические опасности, которые могут угрожать миру и без глобального потепления.
Рукотворный смог в Китае и Японии
Первые проблемы с китайским воздухом начались в конце 1980-х годов. Тогда в КНР заработали реформы Дэн Сяопина, и экономика страны начала расти с ускорением 10% ежегодно. Более трети этого роста давали энергетические и металлургические заводы, которые подчинялись не Пекину, а властям провинций.
Часть выбросов выпадает в виде осадков в Корее или Японии, и это очень раздражает Сеул и Токио. Так, с 2010-го количество случаев заболеваний дыхательных путей в западных префектурах Японии, куда достигают китайские ветры, выросло на 1,2 млн ежегодно. Южная Корея начала реализацию глобальной программы по высадке деревьев на пути этих ветров. На неё уже успели потратить более $ 2 млн, но пока непонятно, принесёт ли она пользу.
Под давлением и собственных граждан, и соседей власти Китая согласились пойти на некоторые шаги с целью решения этой проблемы. Но эксперты считают, что для очищения воздуха Поднебесной потребуется значительно больше денег. По данным Всемирного банка, чтобы решить ситуацию со смогом, понадобится тратить не менее 9% ВВП, а это в десять раз больше, чем $ 300 млрд.
Нынче же ситуация будет только ухудшаться. По информации NASA, средняя видимость в китайских мегаполисах за пять-восемь лет сократится до 30-40 м в зависимости от погоды и силы ветра. А количество больных респираторными заболеваниями и раком лёгких будет расти на 250-300 тыс. в год. И главное, если сейчас смог опускается на большие города периодически, то со временем он будет висеть там постоянно.
Мусорные острова в океане
Крупнейшим мусорным островом в мире является Тихоокеанское пятно. Оно быстро растет примерно с 1950-х годов за счёт особенностей Северо-Тихоокеанской системы течений – из-за этого центр пятна, куда и попадает весь мусор, относительно стационарен. По оценкам учёных, в настоящее время масса мусорного острова составляет более 3,5 млн т, а площадь — свыше 1 млн кв. км.
Эта громадная куча плавучего мусора – фактически величайшая свалка планеты – держится на одном месте под влиянием подводных течений, имеющих завихрения. Полоса так называемого супа тянется от точки примерно в 500 морских милях от побережья Калифорнии через северную часть Тихого океана мимо Гавайев и едва не достигает отдалённой Японии.
Здесь расположен мощный Северо-Тихоокеанский субтропический водоворот, образованный в точке встречи течения Куросио, северных пассатных течений и межпассатных противотечений. Северо-Тихоокеанский водоворот — своего рода пустыня в Мировом океане, куда со всех концов света веками сносится самый разнообразный хлам — водоросли, трупы животных, древесина, обломки кораблей. Это настоящее мёртвое море.
Северо-Тихоокеанский водоворот крайне беден жизнью — тут нет ни крупных промысловых рыб, ни млекопитающих, ни птиц
Из-за обилия гниющей массы вода здесь насыщена сероводородом, поэтому Северо-Тихоокеанский водоворот крайне беден жизнью — тут нет ни крупных промысловых рыб, ни млекопитающих, ни птиц. Никого, кроме колоний зоопланктона. Сюда не заходят промысловые суда. Даже военные и торговые корабли стараются обходить стороной это место, где почти всегда царит высокое атмосферное давление и зловонный штиль.
Разливы нефти в Мировой океан
Ещё недавно казалось, что проблема с загрязнением Мирового океана нефтью перестала быть такой актуальной. В последние годы нефтедобывающие компании пытались ответственно относиться к вопросу безопасности и платили значительные сумы для очистки океанов.
Но весной 2010 года в Мексиканском заливе произошел взрыв и пожар на добывающей платформе DeepWaterHorizon. С 20 апреля по 19 сентября, пока продолжалась ликвидация аварии, в воду ежесуточно попадало порядка 5 тыс. барр. нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 тыс. барр. в сутки, о чём в мае 2010-го заявил министр внутренних дел США.
К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1 тыс. м. За 152 дня в воды Мексиканского залива через повреждённые трубы скважины вылилось порядка 5 млн барр. нефти. Площадь загрязнения составила 75 тыс. кв. км.
Даже сейчас продолжаются работы по ликвидации нефтяного пятна. А правительство США заморозило все проекты по бурению на шельфе. Но в то же время Китай в последние годы всё активнее разрабатывает свои месторождения в Южно-Японском море. И экологи ждут новых серьёзных аварий.
***
Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 4 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.