Русская служба DW,
2 сентября 2015, 03:01
Переход на российский рубль как основное средство расчета в ЛНР и ДНР с 1 сентября ударил по покупательной способности населения.
В непризнанной Луганской народной республике (ЛНР) с 1 сентября российский рубль объявлен основной денежной единицей. Де-факто похожая ситуация и в самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР). В считанные месяцы рубль стал основным средством расчета на неподконтрольных Киеву территориях на востоке Украины. Ценники в магазинах с апреля пишутся и в гривне, и в рублях. Но реальная ситуация при расчете у касс показывает - гривна в дефиците. Если с началом введения российской валюты из 10 касс в супермаркете только одна была рублевая, остальные принимали гривну, то теперь - все с точностью до наоборот.
"Зачем нам эти рубли?"
Переход на расчет в рублях сами власти непризнанных ДНР и ЛНР объясняли дефицитом гривневой массы в связи с финансовой блокадой правительством Украины неподконтрольных Киеву территорий. Кроме того, они подчеркивали и политическую подоплеку нововведения, пропагандируя рубль как один из символов сближения с Россией. Если полагаться на данные министерства финансов непризнанной ДНР, на конец августа насыщение рублем составляло в республике 92 процента, а гривной - восемь.
Но покупатели безразличны к этой статистике. Зато они теряют дар речи, когда видят ценники. "Зачем нам эти рубли? Что они нам дали, кроме роста цен? Цены грабительские. А как бумажка будет называться, какая нам разница", - возмущаются люди после каждого похода в магазин.
Заполнение вакуума?
"Вытеснение гривны рублем в непризнанных республиках на востоке Украины является не только политически обусловленным процессом, но и финансово-экономической закономерностью", - говорит DW первый вице-президент украинской торгово-промышленной палаты Михаил Непран.
Ослабление экономических связей с остальной Украиной, отсутствие гривневых поступлений для бюджетных выплат, прекращение деятельности украинских банков привели к образованию "вакуума" платежных средств на неподконтрольных территориях. Заполнение этого вакуума той или иной валютой стало необходимо властям непризнанной ДНР, подчеркивает эксперт.
По его словам, сейчас большую часть потребительских товаров в ДНР поставляют из России, то есть "внешний" и "внутренний" торговый оборот все больше переходит в рублевую зону. "За счет сбыта продукции в Россию, бесспорно, в так называемых республиках формируется часть рублевой массы. Но, учитывая ее значительный объем, из которого выплачиваются пенсии и зарплаты, можно предположить использование так называемых серых схем (при прохождении таможни. - Ред.)", - отмечает Непран.
О наполнении бюджета рублями за счет продажи России угля свидетельствовал и глава непризнанной ДНР Александр Захарченко в одном из интервью немецкому изданию Der Spiegel. При этом всех источников пополнения бюджета власти ДНР не раскрывают. О его наполнении говорят шаблонно - за счет поступлений налогов и сборов.
Дефицитная гривна
На сегодняшний день все бюджетные выплаты в самопровозглашенной ДНР осуществляются в рублях. Кроме того, и часть предприятий, по словам их сотрудников, выплачивает зарплаты также в рублях. Однако вытеснение гривны рублем ударило по покупательной способности населения. "Нас обманули дважды. Во-первых, подняли цены на украинские товары в три раза, списывая все на блокаду. А зарплату оставили прежней, только выдают в рублях. Но не по рыночному курсу три рубля за гривну, а по курсу "народной республики" - два рубля за одну гривну. Вот вам и двойной обман", - возмущается одна из покупательниц, разглядывая мясо по 400 рублей за килограмм.
У владельца мясного ларька свое объяснение ценообразования: "Поставщики мяса из Запорожья хотят оплату или в гривне, которой у меня нет, или в пересчете на рубли по рыночному курсу. Отсюда и такая высокая цена для покупателей".
Судьба "фантика"?
Установленное в непризнанной ДНР соотношение рубля к гривне как два к одному - искусственно завышено и отличается от реального рыночного соотношения примерно на треть. А это возможность для заработка на разнице курсов, поясняет руководитель эмигрировавшей из Донецка после начала военных действий общественной организации "Клуб предпринимателей Донбасса" Петр Тесновский.
"Курсовая разница идет "в доход" властям так называемой ДНР, которые в любом случае контролируют все финансовые потоки", - полагает Михаил Непран. Ведь разговоры о переходе к плавающему, то есть рыночному, курсу уже ведутся ими несколько месяцев и не исключено, что необходимость соответствия рыночным реалиям в обозримом будущем приведет к такому переходу, говорит эксперт.
"Однако, учитывая, что власти ДНР утратят этот вид дохода, для них такой переход невыгодный. Это и объясняет затягивание данного процесса по переходу к плавающему курсу", - считает Непран.
В целом же дальнейшая судьба рубля на территории непризнанных республик довольно туманная, говорят собеседники DW. Все зависит от хода минского процесса, на который еще многие надеются, отмечает Тесновский. С другой стороны, в условиях непризнанной республики и отсутствия полноценной банковской системы рублю может быть уготована исключительно судьба фантика для расчетов с населением, которое пока что только теряет от валютных нововведений, говорит эксперт.
В Кремле объяснили желание ЛДНР перейти на рубль