Корреспондент.net,
29 декабря 2015, 10:43
Движению будет тяжело оправиться от ухода главного лидера и идеолога.
Народный депутат Дмитрий Ярош заявил о выходе из Правого Сектора, который он возглавлял, и создании нового общественно-политического движения.
Внутренний конфликт в ПС стал достоянием общественности еще в ноябре. Тогда Ярош заявлял о сложении полномочий руководителя организации, но часть добровольцев высказали ему доверие и просили остаться.
Теперь же Ярош окончательно решил расстаться со своим детищем.
Нардеп упрекает бывших соратников в излишней радикализации, они же считают, что ПС еще не до конца выполнил свою революционную функцию.
Меньше чем за два года Правый Сектор превратился из движущей силы революцию в организацию-фантом без понятного руководства и структуры.
Корреспондент.net разбирался в конфликте внутри ПС и упадке организации.
Ярош уходит
Дмитрий Ярош был тем человеком, который создал Правый Сектор, с его именем связаны все успехи организации, ее мифологизация и образ главных участников националистического движения в стране.
В ноябре Ярош заявил, что не может быть "свадебным генералом" в Правом Секторе, раздираемом внутренними интригами и неконтролируемом единым руководством.
Вчера Ярош сообщил о своем окончательном выходе из организации.
"Я вместе с моей командой выхожу из национально-освободительного движения "Правый сектор". Мы инициируем создание нового общественно-политического движения, учредительный съезд которого планируется на февраль. Работаем сейчас над его развитием, концепцией деятельности, программными принципами", - говорится в заявлении нардепа, размещенном на сайте "Сектор правды".
Новая организация
По словам Яроша, вместе с ним из Правого Сектора выходят 5-й и 8-й батальоны Добровольческого украинского корпуса и медицинский батальон "Госпитальеры".
Эти структуры планируют реорганизовать в Добровольческую украинскую армию, которая войдет в создаваемое Ярошем новое движение.
По словам Яроша, к новому движению могут присоединиться "все патриоты Украины, которые разделяют наши ценности", в первую очередь речь идет о членах и сторонниках Правого сектора.
Пресс-секретарь Добровольческой украинской армии Андрей Шараскин заявил, что вместе с Ярошем ПС покидает основное боевое ядро организации, база Правого Сектора в Днепропетровской области также останется под контролем сторонников Яроша.
По словам Шараскина, в Правом Секторе остаются “только запасные батальоны, многие из которых неукомплектованы”.
Идеологические разногласия
Ярош считает, что на данный момент Правый сектор выполнил свою миссию.
"Сейчас настало время сосредоточиться на развитии государства. Наше движение выросло, окрепло и переходит на новый этап своего развития. Теперь мы хотим предстать не как узкофункциональное, а как общенациональное патриотическое движение, с целью объединить всех патриотов Украины”, подчеркнул он.
При этом целью своей новой организации Ярош по-прежнему считает построение Украинского самостоятельного соборного государства.
Политик добавил, что как и раньше, не отказывается от революционного пути, но “мы категорически отрицаем псевдореволюционную деятельность, которая угрожает существованию государства Украина и пятнает репутацию патриотов”.
“Мы оппозиционны к действующей власти, но не считаем целесообразными кровавые (и обреченные на поражение) бунты против нее", - подчеркнул Ярош.
Радикал сдулся?
Бывшие соратники по ПС обвиняют Яроша в отходе от радикальных и революционных принципов.
“Ярош заявляет, что будет заниматься "державницькою роботою", но мне не совсем понятно, с кем он будет ею заниматься. С представителями СБУ и режима Петра Порошенко? Ярош говорит, что не нужно раскачивать ситуацию. Но ведь революция как раз и делается для того, чтобы раскачать ситуацию и провести революционные изменения”, - говорит пресс-секретарь ПС Артем Скоропадский.
Он пояснил, что Ярош сейчас выступает за умеренный путь, а Правый Сектор, не поддерживающий нардепа, за революционный.
“Если Ярош говорит, что он одновременно и за революционные изменения, и за конструктивный диалог с властью, это не что иное, как политическая шизофрения”, - отметил Скоропадский.
Политолог Владимир Фесенко связывает раскол ПС с принципиальными разногласиями между Ярошем и его более молодыми и более радикальными коллегами.
“Они стремятся толкать ПС на революционную деятельность и авантюры в отношении власти. Ярош более зрелый человек, он открыто говорит, что является противником таких методов. Что сейчас не время воевать с собственным государством. А "Правый сектор" без Яроша постепенно начнет угасать”, - уверен Фесенко.
От героев до маргиналов
Выходит, что меньше чем за два года Правый Сектор прошел уникальный путь – от движущей силы Майдана, свергнувшей прошлую власть и амбициозной политической партии, до забытой, разрозненной организации, подрабатывающей на митингах и в бизнес-спорах.
Еще летом ПС собирался проводить всеукраинский референдум по недоверию власти и продолжать революцию, а уже в декабре остался без единого руководства, с отдельными организациями, разбросанными по всей стране и пытающимися выживать в одиночку.
Первые серьезные проблемы у Правого Сектора появились после стрельбы в Мукачево. Тогда стало очевидно, что движение срослось с криминалитетом, а ее руководство совершенно не контролирует местные организации. Оправиться от того удара ПС так и не смог.
По сути, сейчас Правым Сектором может назваться любая группа людей с оружием, прикрывающаяся патриотическими лозунгами.
Единственное, на что организация сейчас способна – оставаться страшилкой для россиян, благодаря особой “любви” к Правому сектору местных властей и СМИ.