Русская служба Deutsche Welle,
1 августа 2014, 12:10
Какие настроения царят в среде украинских военных и силовиков, участвующих в боевых действиях в Донбассе уже четвертый месяц, выясняла корреспондент DW.
Антитеррористическая операция (АТО), как ее называют украинские власти, в Донбассе началась в середине марта. Украинские войска за это время освободили несколько захваченных сепаратистами ЛНР и ДНР городов. В ходе боев, по официальным данным Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) по состоянию на 30 июля, погибло 363 силовика, ранения получили 1434 бойца. На освобожденных территориях сепаратисты продолжают диверсионную войну против украинской армии. Тут им противостоят, в том числе, и подразделения МВД.
Боевые задачи
Последние два месяца оперативная рота "Харьков-2", в ней несколько десятков бойцов, находится в ближнем тылу украинских войск в Донбассе - в только что освобожденных от сепаратистов районах. Это одно из трех харьковских спецподразделений МВД, созданное еще в апреле по приказу министра внутренних дел. Их главная задача - выявить и задержать сепаратистов, их пособников, которые совершали ранее преступления, а теперь ушли на нелегальное положение.
"Мы обнаруживаем тайники с оружием, ведем поиск боевиков, их баз, например, в лесных массивах. Я могу сказать, что среди задержанных нами нет особо идейных. В основном это ранее судимые, которые участвуют в войне ради заработка",- заявил DW офицер, уполномоченный общаться с прессой.
Показания местных жителей о том, что происходило в занятых сепаратистами городах, общение с ними самими, говорит офицер, превратило батальон в "абсолютно патриотичную команду": "Население было просто в шоковом состоянии. В Славянске, пока шли бои, террористы грабили людей. Взяли картотеку автомобилей в ГАИ, выбрали самые дорогие машины, приехали по адресам и забрали, отбирали дома, драгоценности. Размахивали оружием, стреляли в непокорных".
Слишком многое неадекватно
Доцент кафедры политологии Харьковского национального университета им. Каразина Вячеслав Целуйко с самого начала АТО - активный волонтер общественной сети "Помоги армии". Она регулярно снабжает воинские подразделения продуктами, снаряжением и даже организует ремонт бронетехники. Целуйко сам часто общается с военными, подтверждает, что украинские бойцы "настроены патриотично - хотят завершения операции убедительной победой". Все же в военной среде присутствуют и негативные эмоции, вызванные, по выражению Целуйко, в первую очередь "не вполне адекватным руководством и планированием операций".
"То, что бойцы оказываются заблокированными в районе границы с Россией, им приходится долго держать оборону против боевиков, оснащенных тяжелым вооружением - все это свидетельствует о неадекватной оценке уровня угроз, с которым могут столкнуться наши подразделения", - заявляет Целуйко DW.
Негативные настроения в армии, продолжает он, могут усиливаться еще и на фоне "крайне неполноценного снабжения". В качестве примера политолог приводит одну из воинских частей под Харьковом, которая готовится к отправке в зону боев: "Роль государства в их обеспечении всем необходимым для участия в боевых действиях вообще минимальна". Участники военной операции рассказывают DW, как их родственники закупают для них средства защиты и даже привозят к месту боев. Некоторые, зная ситуацию, уже идут в армию со всем своим. "Я хоть и русский, но на фронт меня собирали мои друзья-грузины. Все нужное купили", - рассказывает DW 33-летний доброволец Антон.
Похожая ситуация и в подразделениях Нацгвардии и МВД. Оперативной роте МВД "Харьков-2" выдали оружие, боезапас и один автомобиль. Все остальное плюс ежедневное обеспечение новых потребностей - за деньги предпринимателей и жителей Харькова. Украинцы каждый день жертвуют огромные суммы волонтерским организациям, которые фактически подменяют государство, снабжая всем необходимым воинские подразделения, раненых, организовывая и оплачивая похороны погибших.
Разъяснения давать придется
Украинцы перечисляют свои деньги еще и на счета Минобороны в рамках национальной акции "Поддержи армию". По официальным данным правительства, с начала АТО всего поступило около 138 млн гривен (около 8 млн евро в эквиваленте). И хотя правительство регулярно отчитывается о заключении договоров на поставку бронежилетов, средств спецзащиты, техники, оружия, о постепенном решении всех проблемных вопросов, опрошенные DW добровольцы не уверены в эффективности использования этих средств.
Ни один из собеседников DW, участвовавших в боевых действиях, не сказал ни слова критики в адрес своего командования или политиков. "Родину надо защищать при любых обстоятельствах!" - отрезал офицер харьковского батальона. Это высказывание отражает общее мнение бойцов, с которыми побеседовала корреспондент DW.
Чуть по-другому настроен политолог Вячеслав Целуйко. "Если бы наши чиновники и политики были такими же патриотами, как наши бойцы и обычные граждане, ситуация была бы иной", - разъясняет Целуйко. Он уверен, что у украинских солдат и офицеров "накопилось много вопросов к высшему военному и политическому руководству страны", они потребуют ответа на них, но в свое время.