Русская служба Deutsche Welle,
5 августа 2014, 15:40
Создание собственной пропагандистской машины - неверное оружие, уверены эксперты. DW узнавала, как нужно реформировать информационную политику.
Информационная война, в которую Украину втянула Россия, идет на двух фронтах. Внутри государства Украина ведет борьбу за национальное сознание своих граждан в разных регионах. За пределами страны Киев пытается донести свою позицию, противостоять российской пропаганде и распространению заведомо неверной информации.
Это неравная борьба. Россия потратила годы на создание и развитие мощных каналов коммуникации, в числе которых, к примеру, телеканал Russia Today, а также сети экспертов, комментирующих события в РФ и за границей. Украина над этим не работала, рассказывает в разговоре с DW экс-заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Виктория Сюмар. Одним из способов, который может помочь Украине повысить эффективность информационной политики, по мнению Сюмар, может стать создание телеканала для вещания за границей - сходного по принципу с немецким медиа-концерном DW или британским ВВС, пусть и меньших масштабов.
Украинский иновещательный канал
Развитие подобного СМИ позволило бы создать открытую и прозрачную информационную систему, которая была бы значительно убедительнее для зарубежной аудитории, чем все попытки опровержения российской пропаганды, полагает директор Центра глобальной политики Свободного университета Берлина профессор Клаус Зегберс (Klaus Segbers). "Западные СМИ сегодня уделяют большое внимание Украине, публикуют интервью с ее политиками, но с помощью собственных масс-медиа для вещания за рубежом Украина могла б создать свой формат информирования", - уверен немецкий эксперт.
При этом украинский канал иновещания, по мнению экспертов, ни в коем случае не должен стать инструментом пропаганды. "Пропаганда - это ложь, распространение заказной информации. Она всегда рассчитана на недостаточно осведомленных и образованных людей, очень дорого стоит и недолго живет, поскольку в современном мире социальных сетей и YouTube развенчивать мифы довольно просто", - объясняет Виктория Сюмар. Кроме того, органы пропаганды сегодня существуют только в недемократических странах, где информация жестко контролируется и скрывается, отмечает директор ГО "Институт медиаправа" Тарас Шевченко.
Общественное вещание
Впрочем, создание иновещательного канала - крайне дорогостоящий проект, поэтому, учитывая экономическую ситуацию на Украине, разговоры о его создании на сегодняшний день, скорее, умозрительны. Поэтому в первую очередь эксперты советуют обратить внимание на другой инструмент информационной политики - телеканал общественного вещания.
Законодательная база для этого уже есть - принятый в апреле закон "Об общественном телевидении и радиовещании". Теперь для появления подобного канала необходима политическая воля власти, говорит директор Института массовой информации Оксана Романюк. "Общественное вещание изначально будет пользоваться гораздо большим доверием, чем официальный рупор из Киева или СМИ, которые кому-то принадлежат", - прогнозирует эксперт.
В соответствии с законом "Об общественном телевидении и радиовещании" правительство на протяжении шести месяцев, то есть к октябрю 2014 года, должно "принять меры по созданию Национальной общественной телерадиокомпании Украины". Помешать запуску общественного канала и канала иновещания, в первую очередь, может нехватка денег, считает Виктория Сюмар.
Вещание на украинском и русском
Директор Европейской ассоциации вещателей и бывший руководитель финского телеканала YLE Анника Ниберг надеется, что трансляция программ первого общественного канала на Украине будет вестись на двух языках - украинском и русском. И приводит в пример Финляндию, где в состав одного медиаконцерна входят "каналы на шведском и финском языках, то есть на двух наиболее распространенных языках в стране", - рассказывает Ниберг.
По ее мнению, очень важно также, чтобы в руководство каналов входили бы представители обеих языковых групп. "Это непросто. В Финляндии мы постоянно спорим о том, как подать ту или иную информацию, и почему об одном и том же событии нужно говорить по-разному на шведском и на финском языках, а не довольствоваться простым переводом. Мне кажется, что информация на русском и украинском также должна быть разной", - делится своими размышлениями Ниберг. По ее мнению, подобная организационная и структурная политика телеканала будет способствовать диалогу и взаимопониманию между украинцами из разных регионов.