UA
 

Корреспондент: Уникальная усадьба на Луганщине на линии фронтаЭксклюзив

Корреспондент.net,  18 сентября 2014, 13:51
7
7936
Корреспондент: Уникальная усадьба на Луганщине на линии фронта
После Второй мировой войны имение Казимира Мсциховского было превращено в дом отдыха, просуществовавшего до начала 1980-х годов

Крупные промышленники Донбасса рубежа XIX-XX веков оставили потомкам шахты и заводы. Угольный магнат Казимир Мсциховский — ещё и уникальную для Луганщины усадьбу, похожую на средневековый замок, пишут Дмитрий Слинько и Евгения Вецько в №36 журнала Корреспондент от 12 сентября 2014 года.

Как в настоящем замке, на входе гостей встречают ворота с двумя крепостными башнями. Кирпичи с них осыпаются, но это только добавляет средневековой мистики. За воротами — изящный модерновый дворец и суровая византийская церковь. Картина типичная для Харьковской или Черкасской областей, не говоря уже о Западной Украине, но увидеть такое на индустриальной Луганщине никак не ожидаешь.

Заповедник архитектурных стилей в краю угольных шахт и металлургических предприятий создал поляк Казимир Мсциховский, заработавший на постройку усадьбы как раз на шахтах и заводах. В отличие от других крупных промышленников Донбасса вроде Джона Юза или Ивана Иловайского, его имя не увековечилось в топонимике края. Тем не менее магнат сыграл важную роль в индустриализации нынешней Восточной Украины.

Мсциховский окончил физико-математический факультет Киевского университета и долгое время работал инженером-путейцем. Эта специальность во второй половине XIX века давала широкие возможности: Российская империя переживала всплекс строительства железных дорог, в которые охотно вкладывали средства не только казна, но и частные инвесторы.

Поляк сполна воспользовался этими возможностями: он дослужился до действительного статского советника. Согласно Табели о рангах этот гражданский чин соответствовал воинскому званию генерал-майора и давал право на потомственное дворянство.

Железные деньги

450 десятин (почти 500 га) земли в нынешнем Перевальском районе Луганской области Мсциховский приобрёл, когда участвовал в проектировании и строительстве железной дороги в этих местах. Территория в те времена относилась к Екатеринославской губернии, а подотчётный польскому инженеру участок пути — к Екатерининской железной дороге.

Конечно же, главной целью сделки являлось отнюдь не строительство усадьбы. Земли тогдашнего Славяносербского уезда были богаты каменным углём. Полезные ископаемые залегали близко к поверхности, что позволяло существенно сэкономить — для добычи хватало неглубоких шахт.

Собственно, Екатерининская железная дорога с центром в Кривом Роге и задумывалась в том числе для соединения криворожских рудников с донбасскими шахтами. Её строительство должно было начаться ещё в 1870-е, но помешала русско-турецкая война 1877-1878 годов. На этой войне Мсциховский тоже успел проявить свои инженерные знания: за наведение переправы через Дунай он удостоился государственных наград.

Вход в усадьбу был стилизован под ворота средневекового замка

На Екатерининской дороге, около станции Юрьевка, крупный предприниматель Алексей Алчевский в 1895-м заложил завод Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО). В наши дни завод разросся до Алчевского меткомбината, а имя промышленника носит город Алчевск.

Мсциховский входил в состав правления ДЮМО. Также он был членом правления ещё одной важной структуры, Азово-Донского коммерческого банка. Один из пяти крупнейших коммерческих банков Российской империи начала XX века имел филиалы в разных частях страны, а здание «хэд-офиса» на ул. Большая Морская в Санкт-Петербурге, спроектированное известным архитектором Фёдором Лидвалем, и сейчас входит в число важных архитектурных памятников города. Банк не только давал ссуды, но и владел предприятиями чёрной металлургии и угольными шахтами.

Ещё одна структура, в управлении которой участвовал магнат, — Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности. Несмотря на название, общество занималось не только угольными шахтами: в сферу его влияния входили металлургические и кирпичные заводы, железные дороги и даже леса. Среди учредителей общества были «железнодорожный король» Самуил Поляков и инженер Пётр Горлов, чьё имя носит город Горловка.

Но главным бизнесом Мсциховского стало Селезнёвское общество каменноугольной и заводской промышленности. В него входили две шахты, основанные на купленных землях. Назывались они незатейливо — № 1 и № 2. Сохранившаяся реклама Селезнёвского общества определяла местонахождение угольных разработок как «ст. Овраги Екатерининской жел. дор.», а корреспонденцию предлагалось отправлять и вовсе на детище Алчевского — Юрьевский завод Екатер. губ.

В 1907 году штаб-квартиру общества зарегистрировали в образованном около шахт рабочем посёлке Селезнёвский Рудник — об этом сохранился официальный ответ министерства торговли и промышленности на ходатайство Мсциховского. Впоследствии посёлок переименовали в Парижскую Коммуну, ныне это соседний с Алчевском районный центр Перевальск.

Реклама подробно рассказывает и о продукции общества: «Рудник разрабатывает коксовые кузнечные угли с содержанием летучих до 20% и краткопламенные спекающиеся угли высокой теплопроизводительности».

Союз архитекторов

На новообретённых землях, в месте слияния рек Белой, Утки и Селезня, промышленник начал строительство усадьбы. В отличие от шахт, обустройство поместья началось не с нуля. Парк здесь был заложен ещё в XVIII веке, когда Екатерина II жаловала эти земли Ивану Яковлеву. Позже их купил помещик Графовский, у которого Мсциховский и приобрёл их.

Благоустройством парка занялся садовник Марцин Хубецкий — специально выписанный из Польши соотечественник Мсциховского. Ему так полюбилась Селезнёвка, что он прожил тут до конца своих дней и в 1950-е годы был похоронен в парке. Впрочем, самое примечательное дерево парка было посажено задолго до Хубецкого: возраст тополя, имеющего 7 м в обхвате, — около 250 лет.

А вот усадебные постройки хозяин возводил с нуля. Магнат мог позволить себе многое, поэтому не поскупился на видных специалистов своего времени: проектированием зданий занимались сразу два известных архитектора.

Усадебный дом возводил Сергей Гингер, мастер модерна и неоклассицизма. Среди его творений — Колобовский дом и ряд других примечательных зданий Санкт-Петербурга. Но родовое гнездо Мсциховского зодчий спроектировал в стиле, далеком от «северного модерна», — оно скорее напоминает виллы Средиземноморья.

От богатого интерьера имения до наших дней почти ничего не дошло

В двухэтажном здании сохранились остатки былой роскоши: лестницы, камины, лепнина на потолках и даже изображения музыкальных инструментов в оформлении балкона, на котором играли музыканты на торжественных приёмах. Гораздо больше было утрачено: мебель гостиной в стиле Людовика XVI, скульптуры и вазы, ковры и гобелены — всё это можно увидеть лишь на фотографиях 1910-х годов. Как и во всех усадьбах подобного ранга, здесь имелась коллекция картин, среди которых были полотна Константина Маковского и Николая Сверчкова.

Храм Александра Невского строил в 1911-1913 годах тогда ещё начинающий архитектор Лев Руднев. Позже он войдёт в историю фирменными «домами со шпилем» — именно ему принадлежит авторство проектов Московского государственного университета на Воробьёвых горах и похожего по стилю Дворца культуры и науки в Варшаве.

Церковь оказалась и архаичной, и новаторской одновременно. Архаичной, потому что романо-византийский стиль с его строгими формами делал храм похожим на неприступную крепость. Новаторской — потому что постройка имела двойное назначение: здесь можно было не только молиться, но и учиться.

Школа, созданная на деньги Мсциховского, размещалась прямо в молитвенном зале церкви

Дело в том, что Мсциховский, как и многие крупные промышленники того времени, был не чужд филантропии и общественной деятельности. К примеру, он занимал должность мирового судьи Славяносербского уезда. В уезде не хватало школ, и магнат предложил земской управе помочь в деле детского образования. На свои деньги он согласился построить школу, но расходы на обучение её подопечных брала на себя казна.

В 1913 года местная детвора села за парты, расставленные прямо в молитвенном зале храма. Во время богослужений парты отодвигали в сторону. Получился храм науки в прямом смысле слова.

Реставраторы на мотоциклах

О судьбе Мсциховского после революции точно не известно. По одной версии, он эмигрировал, по другой — был расстрелян как классовый враг.

Чем только не «работало» его поместье после национализации: один только храм Александра Невского был церковью, клубом, снова церковью, снова клубом, поселковым советом, библиотекой и даже кинозалом.

Львиная доля сохранившихся исторических фотографий усадьбы — это одиночные и групповые фото трудящихся на фоне парковых аллей, подписанные Ворошиловский д/о. Дом отдыха, названный в честь военачальника Клима Ворошилова, открыли в бывшем поместье после Второй мировой войны — он просуществовал тут до начала 1980-х.

По фотографиям видно, что богатое прошлое усадьбы интересовало далеко не каждого постояльца. Отдыхающие с удовольствием позировали как на фоне памятников архитектуры, так и рядом с советскими новоделами — памятником Ленину и парковой скульптурой футболистов.

После закрытия дома отдыха дворцово-парковый комплекс стал постепенно разрушаться. Не помог и статус памятника архитектуры местного значения, присвоенный поместью в 1983 году. Но даже в заброшенном виде усадьба Мсциховского уникальна для Луганщины — ничего подобного в индустриальном крае нет.

Более-менее сохранившийся аналог — поместье князя Ширинского-Шахматова в Александровске, пригороде Луганска. В комплекс входит двухэтажный дворец в стиле классицизма, флигели для прислуги, винные погреба, резиденция управляющего усадьбой и Воскресенская церковь. В советское время дворец превратили в корпус туберкулёзного диспансера, а в наши дни он находится в куда худшем состоянии, чем постройки в Селезнёвке.

Чтобы усадьба окончательно не ушла в историю, в 2011-м неравнодушные жители края объединились для её спасения. В группе ВКонтакте они собирают информацию и фотографии поместья, устраивают субботники по её расчистке от хлама, проводят там праздники и выставки.

Примечательно, что наибольший интерес к старинным постройкам проявили алчевские байкеры. Кроме возрождения исторического памятника мотоциклисты из клуба Дух ветров во главе с лидером по прозвищу Фантом преследовали ещё одну важную для них цель. Они хотели развеять стереотипы о байкерах — ведь в народе суровые парни в кожаных куртках ассоциируются скорее с наркотиками, оружием и прочими нечистыми видами деятельности, но никак не с сохранением культурного наследия.

То, что делают байкеры, они сами называют «оживлением». В это понятие входит многое — от перекрытия прохудившихся участков крыши до организации мероприятий

До полноценной реставрации дело так и не дошло — она требует много денег и усилий. То, что делают байкеры, они сами называют «оживлением». В это понятие входит многое — от перекрытия прохудившихся участков крыши до организации мероприятий.

Особое внимание байкеры уделили детям — чтобы родители не пугали ими отпрысков, как бабаем или лешим. Малышей катали по старинному парку на мотоциклах, раздавали им конфеты и подарки к Рождеству. К слову, рождественской щедростью славился и основатель усадьбы — Мсциховский не скупился на дары колядникам и детворе из соседних рабочих посёлков.

Впрочем, свой грозный образ байкерам тоже приходилось использовать. Ночные визиты людей в чёрном на грохочущих мотоциклах отлично отпугивали вандалов, покушавшихся на остатки имущества Мсциховского.

Сейчас над усадьбой нависла реальная угроза. Уникальный дворцово-парковый ансамбль, переживший несколько войн и революций, оказался в зоне проведения Антитеррористической операции. Линия фронта АТО проходит недалеко от поместья — остаётся надеяться, что искусство и в этот раз окажется сильнее снарядов.

***

Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 12 сентября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии