Людмила Нецкина поднимает руку, как автостопщик, и через минуту перед ней распахиваются двери троллейбуса.
Услужливый водитель выходит из кабины и выдвигает пандус, по которому девушка на инвалидной коляске поспешно заезжает в салон, пишет Сергей Одаренко в №44 журнала Корресподент от 7 ноября 2014 года.
«Это я их так выдрессировала, — хвалится 30-летняя винничанка. — Как-то один шофёр отказался помочь, так я написала на него в депо жалобу. После этого с него сняли премию и объявили выговор».
Благодаря активисту Людмиле Нецкиной Винница выбилась в украинские лидеры по доступности городского пространства для людей с ограниченными возможностями.
Ежедневно Нецкина добирается на работу общественным транспортом. Порой, чтобы дождаться автобуса с пандусом, ей приходится пропускать три-четыре машины. Но обычно уехать удаётся быстрее: 70% автобусов 400-тысячного города оборудованы пандусами, и не в последнюю очередь благодаря Нецкиной.
Таких побед за её плечами немало. Нецкина — активный борец за доступное городское пространство. Работая на должности общественного инспектора Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в Винницкой области, она добилась того, что практически ни один социально важный объект в городе не может быть сдан без её одобрения.
«В первую очередь я инспектирую аптеки, больницы, семейные амбулатории и продуктовые магазины. Слежу, чтобы у них были специальные заезды для людей с дополнительными потребностями. Если их нет или они не соответствуют требованиям, обязываю устранить недостатки», — рассказывает активистка.
Винница вырвалась в лидеры по Украине в доступности городского пространства для колясочников
Благодаря усилиям Нецкиной и волонтёров из общественной организации Гармония, которая занимается адаптацией молодёжи с особыми потребностями, Винница вырвалась в лидеры по Украине в доступности городского пространства для колясочников.
«Это один из немногих областных центров Украины, которым удалось добиться положительной динамики в реализации государственной программы Безбарьерная Украина до 2015 года», — подтверждает Олег Полозюк, член Национальной ассамблеи инвалидов Украины.
Опытным путём
Нецкина перестала ходить семь лет назад: во время падения повредила позвоночник. В то время она жила в селе под Винницей, где не то что на коляске — своими ногами не всегда удаётся пройти. Поэтому она месяцами сидела на диване перед телевизором, а на улицу выходила не дальше двора. Также пришлось уйти с работы — до получения травмы она была учителем в средней школе.
«Директор сказал мне, что никто не будет адаптировать школу под одного человека. Да я и сама не хотела срывать учебный процесс», — вздыхает Нецкина.
В прошлом году ей неожиданно пришло приглашение в летний лагерь общественной организации Гармония. Там Нецкина познакомилась со своим будущим мужем, тоже колясочником, к которому со временем переехала жить в город.
Тогда же устроилась в ГАСК. Работа госинспектора многих соблазнила бы на коррупцию, но только не Нецкину. После долгих лет лишений активистка рьяно взялась отстаивать право людей на свободное передвижение.
Чтобы человек в инвалидной коляске без посторонней помощи мог заехать в здание, необходимо соблюдать главное правило: на 1 м цоколя должно приходиться 12 м пандуса
По её словам, чтобы человек в инвалидной коляске без посторонней помощи мог заехать в здание, необходимо соблюдать главное правило: на 1 м цоколя должно приходиться 12 м пандуса. Также желательно делать на нём промежуточные остановки для отдыха.
По техническим причинам выполнить эти нормы не всегда получается. Иногда высота цоколя требует, чтобы длина пандуса была не менее 15-20 м. В центральных районах города, где плотно расположены магазины, это сделать невозможно — заезд перекроет весь тротуар.
«В таких случаях мы идём на компромисс. Например, при входе в помещение оборудуем специальную кнопку вызова, чтобы сотрудник заведения вышел по звонку и помог заехать колясочнику», — объясняет Корреспонденту замдиректора департамента городского хозяйства Винницкой облгосадминистрации Вячеслав Шестопал.
Крутые подъёмы, равно как и кнопки, лишают человека с дополнительными потребностями самостоятельности, а порой и унижают его
Правда, сама Нецкина категорически против таких компромиссов. По её мнению, крутые подъёмы, равно как и кнопки, лишают человека с дополнительными потребностями самостоятельности, а порой и унижают его.
Инспектор испытывает забракованные пандусы и на личном примере показывает, сможет ли подняться по ним инвалид без специальной физической подготовки или посторонней помощи.
«Вы только посмотрите на этот заезд, — активистка показывает Корреспонденту на пандус рельсового типа, ведущий к одному из магазинов. — Мы давно требуем его запретить. Во-первых, по нему даже с посторонней помощью не всегда заедешь. Во-вторых, ширина реек не всегда совпадает с расстоянием между колёсами на инвалидной коляске. Это плевок нам в душу».
Контролёр на колёсах
За месяц Нецкина инспектирует от 10 до 20 объектов. Корреспонденту удалось побывать на одной из таких проверок. В девять утра выезжаем по адресу, указанному в заявке.
В отдалённом от центра районе Винницы в одноэтажном здании советской постройки расположена аптека и семейная амбулатория. В соседнем с ними помещении активно ведётся ремонт — здесь расположится общественный центр Источник надежды, который противодействует торговле людьми. В частности, инвалидами-колясочниками, которых преступники принуждают попрошайничать.
«Владелец амбулатории и аптеки скооперировался с директором центра, чтобы совместно соорудить специальный заезд в здание, — объясняет инспектор. — Ко мне обратились за консультацией, чтобы уже на начальном этапе проконтролировать правильность выполнения работ».
Впрочем, сделали они это всё же с опозданием: строительная фирма успела соорудить пандус, не соответствующий европейским стандартам, — слишком крутой подъём. Теперь подрядчика обяжут передать работы за свой счёт. Задача Нецкиной — выбрать оптимальный проект, который учтёт все потребности людей, передвигающихся в колясках.
Директор центра Источник надежды Максим Студилко вердикт инспектора не оспаривает.
«В городе действует принцип: человек в инвалидной коляске должен иметь возможность самостоятельно заехать в нужное ему здание, — говорит Студилко Корреспонденту. — Поэтому, хотим мы этого или нет, всё будет исправлено. Иначе город не примет у нас объект».
Кроме пандусов волонтёры Гармонии также занимаются дорогами — чтобы на пешеходных переходах не было бордюров.
«Один или два дня в неделю выделяем для прогулок по городу, фотографируем проблемные места, — рассказывает Нецкина. — Затем на основании собранных фотоматериалов обращаемся с ходатайством к замглавы города».
Совместно с местными властями активисты организовали службу перевозок колясочников. Для этого достаточно за двое суток сделать заказ
Совместно с местными властями активисты организовали службу перевозок колясочников. Для этого достаточно за двое суток сделать заказ, и в указанное время к дому инвалида первой или второй группы приедет автомобиль со специальным подъёмником.
Ещё одна инициатива Нецкиной — доступность банковских учреждений. Недавно она разослала во все банки Винницы — а их более 70 — письма с просьбой учесть потребности людей, которые передвигаются в колясках. Пока что откликнулись только шесть банков. Половина из них обещают учесть просьбу, другие объясняют, что арендуют помещение и не имеют права что-либо достраивать.
Впрочем, активистка не жалуется и говорит, что всё познаётся в сравнении. Недавно она ездила в гости к столичным друзьям и не поверила своим глазам. Уж где-где, а в Киеве она ожидала увидеть образцово-показательные съезды для колясочников. Но, отъехав от вокзала буквально на 200 м, попала в тупик — ни пандусов, ни «утопленных» бордюров.
«Когда вернулась домой в Винницу, мне показалось, будто я попала в рай», — признаётся Нецкина.
***
Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 7 ноября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.