UA
 

К войне не готовы. 80% киевских бомбоубежищ непригодны

Корреспондент.net,  24 февраля 2015, 09:39
123
10400
К войне не готовы. 80% киевских бомбоубежищ непригодны
Фото: Таисии Стеценко
В одном из крупнейших бомбоубежищ столицы хранится несколько тысяч новых противогазов

Корреспондент выяснил, готовы ли бомбоубежища Киева защитить горожан в случае обстрела.

Чиновники мэрии рисуют оптимистичную картину снаружи, а столичные диггеры — реальную, из-под земли, пишет Вероника Мелкозёрова в №6 журнала Корреспондент от 13 февраля 2015 года.

Киевский школьник Фёдор Иванов вместе со своим одноклассником Вячеславом, не назвавшим свою фамилию, и Корреспондент быстрым шагом удаляются от станции киевского метро Дорогожичи вглубь близлежащей промзоны — к открытому убежищу на территории бывшего мотозавода.

«Оно не охраняется, так что проберёмся без проблем — перелезем через забор, и всё», — планирует маршрут Иванов.

Юные диггеры своё дело знают — больше года они исследуют подземную столицу и успели проникнуть и во многие бомбоубежища Киева. Среди находок и бункер на глубине 120 м под станцией метро Крещатик — как они предполагают, на случай ядерной войны.

Диггеры утверждают, что в столице сохранилось более двух десятков подобных бомбоубежищ, построенных во времена холодной войны. Теперь, учитывая опасность разрастания военного конфликта на Донбассе, они могут получить вторую жизнь.

Фото Таисии Стеценко
В киевских подземельях можно найти много вещей из прошлых эпох

«Процентов 20 готово к использованию, — уверенно констатирует Иванов. — Осталось только зайти и закрыть за собой дверь. Там есть рации, нужный набор средств индивидуальной защиты, противогазы, дозиметры и даже еда».

Остальные, по его словам, либо разорены, либо переоборудованы, но в любом случае непригодны для полноценной защиты.

«Как-то мы группой спустились под землю, по коллектору прошли к гермодвери бомбаря [на жаргоне диггеров - бомбоубежище], — вспоминает Вячеслав. — Страшно всем. Решились, открываем гермодверь, а там — холодильник. Оказываемся на кухне [работающего] кафе».

Тем временем городские власти недавно отрапортовали, что бомбоубежища Киева в удовлетворительном состоянии.

«Чисто, всё работает, — отметил мэр столицы Виталий Кличко, осмотрев несколько укрытий в центре города. — Будем надеяться, что ни одному жителю не придётся ими воспользоваться, но нам нужно быть во всеоружии».

Согласно официальной статистике, в мегаполисе существует 526 специально оборудованных больших гражданских убежищ, способных защитить от бомбёжки 1,5 млн человек

Согласно официальной статистике, в мегаполисе существует 526 специально оборудованных больших гражданских убежищ, способных защитить от бомбёжки 1,5 млн человек.

Ещё более 4 тыс. помещений, пригодных для этой же цели, — подвалы жилых домов, подземные переходы, паркинги и метро — могут спасти около 2,7 млн жизней.

Помимо состояния убежищ городские чиновники инспектируют степень информированности о них киевлян. Ещё в ноябре в ряде районов столицы местные ЖЭКи расклеили листовки, оповещающие жильцов домов об алгоритме действий в случае чрезвычайных ситуаций. Кроме того, интерактивная карта укрытий размещена на сайте КГГА.

Корреспондент решил разобраться, насколько отчёты градоначальников соответствуют реальной ситуации.

Киевские сталкеры

Перемахнув через забор, диггеры указывают на «наклонник» — сооружение с табличкой Вход в убежище. Проржавевшая дверь открыта настежь. В противном случае молодые люди применили бы разводной ключ или фомку. Ещё в их снаряжении фонарик и две мини-камеры GoPro, которые используются для съёмок в экстремальных условиях.

«Видите домик? — спрашивает Иванов, махнув рукой на небольшое строение высотой около 1 м, напоминающее жилище Карлсона. — Это вентиляционная шахта. Если заметите такую где-нибудь в Киеве, знайте: под ней есть убежище или подвал, пригодный для укрытия от бомбёжки и не только».

Убежище находится на территории завода, когда-то производившего мотоциклы. На то, что жизнь здесь ещё теплится, указывает отремонтированная часть огромного цеха, проданного частной компании под склад.

Само убежище находится под заброшенным административным корпусом. Рядом, через дорогу, — четыре пятиэтажки, жители которых вполне могут спастись здесь.

Полуразрушенная лестница, ведущая под землю, усыпана мусором, но добротные железные гермодвери в рабочем состоянии. За ними открывается просторное помещение — сотни метров кромешной тьмы.

«Осторожно. Тут на входе ловушка. В этих зелёных патронах от изолирующего противогаза кислота [которая, по словам диггеров, при соприкосновении с воздухом вызывает воспламенение]! Это раньше было установлено [охраной завода], чтобы сюда не лазили», — предупреждает Иванов.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении ловушка оказывается неработающей — ниточки-растяжки разорваны, а фляги пусты.

В блуждающем свете фонарика зловеще поблескивают глазницы противогазов — их тут тысячи, в том числе старого образца, производства 1960-х. В огромных ящиках лежат почти новые фильтры для них. Однако неизвестные демонтировали и вынесли из бункера более важные компоненты подземелья — мотор и дизельный генератор, предназначавшиеся для освещения и очистки воздуха.

«Большая часть киевских бомбарей выглядит именно так, — резюмирует Иванов. — Дозиметры все уже поворовали, металлические части на металлолом продали».

Правда, его друг отмечает, что изредка встречаются и вполне добротные укрытия.

«Под заводом Электронмаш [около Большой Окружной дороги] например, — говорит Вячеслав, — и недалеко от Лукьяновки убежище — построено в 2011 году».

На территорию закрывшегося Электронмаша Корреспондент не пустила охрана нового владельца его корпусов. Но диггеры ещё раньше успели осмотреть подземелье, пробравшись в вентиляционные шахты.

Многие заводские бомбоубежища после распада СССР были проданы и переоборудованы под склады, общественные туалеты, кафе

Многие заводские бомбоубежища после распада СССР были проданы и переоборудованы под склады, общественные туалеты, кафе, рассказывают эксперты. К примеру, в укрытии пока ещё действующего предприятия Радиоизмеритель его руководство организовало сауну и тренажёрный зал, а в бункере завода Киевхимволокно, рассчитанном на 4,5 тыс. человек, обосновалась станция техобслуживания автомобилей, рассказывает столичныйдиггер Иван Мацарский, ухитрившийся проникнуть туда.

Корреспондент не смог дозвониться до руководства Киевхимволокна, чтобы получить комментарий. А главный инженер Радиоизмерителя Иван Потиха ответил, что на территории завода есть несколько укрытий, ни одно не переоборудовано и все готовы к приёму людей.

«Убежища, конечно, не в идеальном состоянии, но не захаращены, — добавил Потиха. — Максимум, чего требуют, это уборки».

Мэр Киева Виталий Кличко проинспектировал несколько пригодных для использования бомбоубежищ
 

Исследуя одно из помещений под мотозаводом, доверху заваленное старыми советскими информационными щитами на случай ядерного удара, Вячеслав вспоминает, как они проникли в укрытие под КПИ, назвавшись студентами.

«В то время как в большинстве убежищ не ловит мобильная связь, в капэишном бомбаре есть даже мобильный интернет», — рассказывает школьник.

Диггеры заводят Корреспондент в помещение, где когда-то была ванная комната. Теперь же остались только разбитые раковины и унитазы. Заканчивая экскурсию, показывают дополнительные выходы.

«Есть разные типы убежищ — под домами, заводами, больницами, — проводит небольшой ликбез Иванов. — Отличаются убежища по размерам и вместимости. В подвалах домов укрытия самые маленькие — от 50 до 200 человек могут вместить. В бомбари под заводами могут влезть до 5 тыс.»

Однако подвалов в Киеве много, и они — наиболее доступный и распространённый тип укрытия от бомбёжки. Решив испытать шансы рядового киевлянина эвакуироваться в ближайший подвал дома по ул. Радунской на Троещине, Корреспондент наткнулся на заваренную дверь.

«Ещё на прошлой неделе заварили, чтобы спасти наш подвал от бомжей», — сообщила местная жительница Лидия Витальева.

Яне Пономаренко, живущей в многоквартирном доме по Харьковскому шоссе, в случае обстрела повезёт больше. Она заметила, что работники её ЖЭКа уже готовят их подвал под временное укрытие.

«Наладили там свет, немного разгребли мусор и поставили несколько больших лавок. Оказалось, что под нашим домом подвал огромный», — рассказывает киевлянка.

Попросить убежища

На сайте КГГА размещена не только карта, но и ссылка на мобильное приложение с адресами всех укрытий, где можно спрятаться от бомбёжки. Они способны вместить 3,9 млн человек, то есть с лихвой обеспечат официально числящихся жителей города, которых статистика в 2014 году насчитала 2,8 млн. Для реального количества людей, проживающих сегодня в столице, — по различным подсчётам, от 4 млн до 5 млн — места всё равно не хватит.

Наиболее вместительными — 1,5 млн человек — сегодня теоретически являются убежища гражданской защиты вроде того, что под мотозаводом. Но и туда попадут далеко не все. В первую очередь они примут сотрудников стратегически важных предприятий, больниц и госучреждений, которые продолжают работать в условиях войны, поддерживая жизнедеятельность города, а также больных, не подлежащих эвакуации.

Подвалы — их в столице более 3 тыс. — могут вместить 1,1 млн человек. Ещё 1,3 млн горожан спасут сооружения двойного назначения — подземные гаражи, паркинги и подземные переходы, а также метро

Для остальных предусмотрены временные укрытия. Подвалы — их в столице более 3 тыс. — могут вместить 1,1 млн человек. Ещё 1,3 млн горожан спасут сооружения двойного назначения — подземные гаражи, паркинги и подземные переходы, а также метро. Из этого числа на станциях подземки могут разместиться около300 тыс.

На метрополитен градоначальники возлагают особую надежду — на каждой станции есть мощные гермодвери, и в случае бомбёжки именно метро станет самым безопасным укрытием.

«Во многих тоннельных переходах есть помещения, пригодные для жизни, — с кроватями и санузлами», — добавляет Иванов.

Что касается убежищ гражданской защиты, то, судя по наблюдениям экспертов, отлично укомплектованы лишь те из них, что расположены в правительственном квартале — под Кабмином, Верховной Радой и КГГА. Они хорошо охраняются, поэтому исследователи подземного Киева туда носа не суют. Однако кое-что рассмотреть им всё же удалось.

«В убежище под ВР есть восемь входов. Оно тоннелями соединяется с метрополитеном. По некоторым тоннелям можно проехать даже автомобилем», — рассказывает Мацарский.

Департамент городского благоустройства КГГА, ведающий всеми бомбоубежищами столицы, на вопрос Корреспондента о состоянии этих помещений ответил кратко: эта информация закрыта.

Благо сведения об укрытиях для обычных граждан можно без труда получить, как утверждают власти, в любом ЖЭКе.

В зависимости от ситуации в убежищах столицы можно будет продержаться от 6 до 48 ч. Хотя власти признают, что их состояние неидеальное: многие требуют капитального ремонта.

По наблюдениям диггеров, градоначальники всё же взялись за приведение укрытий в порядок.

"Уже месяц передвигаться под землей стало проблематично, рассказывает Вячеслав, — если раньше охрана отпускала попавшихся диггеров, то теперь сдает их в милицию".

***

Этот материал опубликован в №6 журнала Корреспондент от 13 февраля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: войнаКиевсостояниебомбоубежище
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии