Корреспондент вспоминает, кто и что рисовал на деньгах, ходивших в Украине в последние 100 лет.
Дизайн банкнот в независимой Украине меняется с калейдоскопической частотой. Вот и 9 марта в кошельках украинцев появится очередная новая купюра – 100 грн с обновлённым рисунком и усиленной защитой, пишет Дмитрий Слинько в №9 журнала Корреспондент от 6 марта 2015 года.
И хотя каждая серия купюр по-своему уникальна, новые деньги всякий раз неизменно вызывают неуловимое ощущение дежавю. Например, уже упомянутые 100 грн по своей цветовой гамме перекликаются с советским стольником. А представленные в начале года деньги так называемой Новороссии с двуглавым орлом посередине сильно напоминают рубли Временного правительства 1917-го.
Ощущения не обманывают: изготовление банкнот – ремесло, насквозь пропитанное традициями. Потому за последние 100 лет графические элементы и цветовые решения кочевали из серии в серию невзирая на смену флагов и государственных режимов.
А художники и гравёры, занимавшиеся изготовлением банкнот, принадлежали к той касте мастеров, о которых в народе говорят: «Такой любой власти нужен». Ремесло денежного художника было нелёгким: каждая власть взыскательно подходила к рисункам, ведь они имели не только эстетическое, но и политическое значение.
При этом далеко не все купюрных дел мастера обрели широкую известность, хотя их работами любовались миллионы. За последние 100 лет в руках украинцев побывали работы десятков великих художников и гравёров, которые трудились над российскими, советскими и украинскими банкнотами. Но из всех них широко известен разве что Георгий Нарбут, чего не скажешь о Рихарде Зариньше, Амвросии Ждахе или Иване Дубасове.
Как в сказке
Производством банкнот в Российской империи занималась Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ). В конце XIX века это было настоящее государство в государстве. Предприятие, помимо денег и ценных бумаг, издавало книги, календари и открытки. При нём работали школы и профессиональные курсы, где учили фотографии, производству бумаги, печатному делу.
Конечно же, к делу привлекали лучших художников и гравёров того времени. Одним из них стал Зариньш, латыш по национальности. Он учился в Берлине, Мюнхене, Париже и Вене. В ЭЗГБ мастер проработал 20 лет, сделав карьеру от простого рисовальщика до художественного директора.
Зариньш – типичный пример универсальности ремесла денежного художника. Он успел создать национальные символы для трёх государств - Российской империи, СССР и Латвийской Республики
Зариньш – типичный пример универсальности ремесла денежного художника. Он успел создать национальные символы для трёх государств - Российской империи, СССР и Латвийской Республики. Самым знаменитым проектом мастера стала серия царских банкнот с портретами царей из династии Романовых. Латыш был соавтором их сложных рисунков (любая купюра – продукт коллективного творчества художников, гравёров и других мастеров).
Шедеврами мировой бонистики до сих пор считаются огромные, пафосные, тщательно проработанные купюры крупных номиналов - 100 руб. с портретом Екатерины II (в народе – «катенька») и 500 руб. с Петром I («петенька»). Идеологически чуждые изображения высоко ценили даже при советской власти.
Царские деньги очень ценились даже при советской власти
Гравёр-художник Гознака Лидия Майорова, автор Спасской башни на советской пятёрке и барельефа Владимира Ленина на десятке, вспоминала: «При выполнении портретов Ленина для всех нас, гравёров-художников, общепризнанными образцами исполнения гравюры считались портреты Екатерины II и Петра I на царских 100- и 500-рублевых купюрах начала ХХ века. Они были и остаются непревзойдёнными по рисунку и мастерству исполнения образцами классической гравюры на деньгах. Для нас это был эталон оформления ценных бумаг. Это был идеал, к которому мы стремились».
В историю Латвии Зариньш вошёл как соавтор герба Латвийской Республики и автор монеты 5 латов Милда. А филателисты знают его как создателя первых почтовых марок Советской России – Рука с мечом, разрубающим цепь.
Современник Зариньша, художник-иллюстратор Иван Билибин, к созданию денег прямого отношения не имел. Но по иронии судьбы его рисунок известен современным жителям постсоветского пространства больше, чем работы латыша. Билибин стал соавтором Эмблемы Российской Республики – символа страны при Временном правительстве.
Фактически это был двуглавый орёл, лишённый атрибутов монархической власти. Его изображали на государственных печатях и на банкнотах 1917 года. В народе орёл получил обидное прозвище «ощипанная курица». Впрочем, вряд ли это было оценкой творчества самого Билибина. Доверие россиян к Временному правительству было ниже плинтуса, ничем не обеспеченными «керенками» топили печи – вот гордая птица и попала под раздачу.
Сам же Билибин прославился иллюстрациями к русским сказкам – его Иван Царевич, Жар-птица, Василиса Прекрасная и Баба Яга выполнены в авторском стиле, который позже назвали билибинским. В центробанке РФ утверждают, что двуглавый орёл, красующийся на современных российских банкнотах, тоже взят из серии сказочных иллюстраций Билибина, а не с герба Временного правительства.
Певец античной Украины
По иронии судьбы в разработке дизайна двуглавого орла наряду с Билибиным принимал участие его ученик, который уже год спустя рисовал деньги и почтовые марки независимой Украины. Это Георгий Нарбут, один из основателей и ректор Украинской академии искусства, автор проекта Государственного герба Украины.
Как и его учитель, Нарбут рисовал сюжеты на темы народных сказок, иллюстрировал произведения Ганса Христиана Андерсена и басни Ивана Крылова. В то же время он активно занимался изучением украинского изобразительного искусства, участвовал в создании Украинского гербовника и даже подписывался как «гербов и эмблем живописец».
Нарбут стал автором первой украинской банкноты – 100 карбованців. В народе её назвали «яичницей» из-за жёлтой цветовой гаммы
Нарбут стал автором первой украинской банкноты – 100 карбованців. В народе её назвали «яичницей» из-за жёлтой цветовой гаммы. Примечательно, что банкноту отпечатали раньше, чем провозгласили независимость страны: IV Универсал Центральной Рады, объявивший Украину «самостійною, ні від кого не залежною», вышел 9 января 1918 года, а банкноту отпечатали ещё в конце 1917-го.
Причина была банальной: из раздираемой войной и революцией России перестала поступать «наличка» для обеспечения товарооборота. Вот Центральная Рада и приняла временный закон о выпуске государственных кредитных билетов.
Первый блин оказался комом, но не по вине Нарбута, отмечает историк Мария Дмитренко в предисловии к Полному каталогу бумажных денежных знаков и бон России, СССР, стран СНГ: «Роскошный рисунок оформления в стиле украинского барокко, трезубец как эмблема украинской государственности (знак Святого Владимира), самострел куша (герб Старого Подола), надписи номинала (кроме украинского, на русском, польском и иврите) – свидетельство толерантности в отношении культур нацменьшинств, всё понравилось. Но когда 23 декабря 1917 года знак отпечатали в лучшей по тем временам типографии Кульженко, то художник пришёл в отчаяние – так далёк был знак от оригинала».
Впрочем, низкое качество технического исполнения отходило на второй план перед главной новостью - в Украине появились собственные деньги.
Сотник армии УНР, этнограф Михаил Обидный, описал реакцию украинцев на первую банкноту: «Появление в возрождённом украинском государстве украинских денежных знаков вызвало невиданный энтузиазм среди населения. В то время, когда нечёткие слова Универсала вызывали неясную тревогу, «нові гроші» с изображением не царей и символов царской власти, а крестьян и пшеницы вселяли веру и бодрость».
Нарбут стал автором или соавтором ещё нескольких украинских банкнот. Один из самых узнаваемых современными украинцами образов – голова девушки на марке 30 шагов. Фактически это был заменитель монеты 30 коп. – на обратной стороне бумажного квадратика стояла надпись Ходить нарівні з дзвінкою монетою.
«Это изображение головки, символизирующее Украину, имеет античные элементы и одновременно трактуется в сугубо украинском духе. Тут проявилось то, что позже у Нарбута стало излюбленной манерой и известно под выражением «украинизированная античность», – пишет Дмитренко.
Марки-деньги ходили и на региональном уровне. К примеру, в том же 1918 году мини-банкноты для Одессы нарисовал другой украинский художник –Ждаха. На бумажных квадратиках мастер изобразил как всероссийский, так и одесский символы – двуглавого орла и якорь. Но чаще всего Ждаха рисовал всё же на украинскую тематику – иллюстрации к произведениям литературы и серию открыток на темы народных песен.
Визитными карточками Нарбута стали орнаменты в духе украинского барокко и оригинальное начертание букв. «Нарбутовский шрифт» и сегодня встречается в оформлении композиций в национальном стиле
Что касается Нарбута, его визитными карточками стали орнаменты в духе украинского барокко и оригинальное начертание букв. «Нарбутовский шрифт» и сегодня встречается в оформлении композиций в национальном стиле.
Вершиной «денежного» творчества Нарбута считается синяя банкнота 100 грн – это уже денежная эмиссия времён гетмана Павла Скоропадского. Как известно, правителю Украинской державы покровительствовали немцы, а потому и купюры печатались в Германии.
Идея приближения денег к народу витала в воздухе по обе стороны фронта, и для денег независимой Украины художник использовал те же символы, что и большевики, - рабочего и крестьянку, серп и молот. Правда, рабочего Нарбут наделил лицом мыслителя Григория Сковороды.
Гениальный художник мог бы создать гораздо больше шедевров, но умер в 1920-м в возрасте 34 лет от тяжёлой болезни, не дожив три года до появления первых советских рублей. На них тоже красовались рабочие и крестьяне – но их уже не наделяли лицами философов.
Мужики вместо царей
В изготовлении бумажных денег участвовали не только художники и гравёры, но и скульпторы. Самым известным из них был Иван Шадр, прославившийся работой Девушка с веслом.
Перед мастером стояла ответственная задача - создать человеческие образы, достойные заместить императоров на купюрах. С типажами определились быстро: конечно же, на деньгах молодого советского государства должны были красоваться рабочий и крестьянин. Третьим типажом избрали красноармейца.
А вот над исполнением задумки пришлось попотеть.
«Всё равно не пойду. Не чеши язык зря, я не маленький, не пойду, и шабаш, моё слово — олово», – так отреагировала на предложение мастера одна из потенциальных моделей, бородатый крестьянин из Екатеринбургской губернии.
В конце концов Шадру всё же удалось уговорить двух селян – Порфирия Калганова и Киприана Авдеева. Простым землепашцам польстило, что они заменят августейших особ на банкнотах и монетах. Правда, работа натурщика оказалась не легче крестьянского труда.
«Заставит меня насыпать в лукошко песку и ходить вдоль ограды, рассевать, значит. Народ, бывало, соберётся. «Пострадай, — кричат, — Киприан, во славу СССР!» А я молчу, знаю, что им завидно», – вспоминал о своём опыте натурщика Авдеев.
Изображения скульптур Шадра легли в основу дизайна советских рублей эмиссии 1923 года, бумажных и золотых червонцев, а также почтовых марок. В народе эти образы получили прозвище «денежные мужики». Изображение скульптуры Сеятель, ради которой страдал крестьянин Авдеев, поместили на банкноту 3 червонца 1924 года.
Денежный рекордсмен
Превращением трёхмерного Сеятеля в двухмерное изображение на банкноте занимался Дубасов. На тот момент трудовой стаж художника в Гознаке составлял всего год, причём работу 25-летний демобилизованный красноармеец нашёл не без труда. Помог случай.
Победа в конкурсе принесла мастеру 1 млрд руб. – столько тогда стоила пара валенок, которую победитель подарил своей будущей жене
В 1922 году Советская Россия праздновала первый юбилей – пятилетний. Газета Известия объявила конкурс на лучший эскиз памятной почтовой марки. Дубасов узнал о нём случайно и подал комиссии рисунок с незатейливым сюжетом: молотобоец высекает из камня надпись: РСФСР 1917-1922. Победа в конкурсе принесла мастеру 1 млрд руб. – столько тогда стоила пара валенок, которую победитель подарил своей будущей жене.
Линия жизни Дубасова с самого детства изобиловала крутыми поворотами: победитель юношеского конкурса на лучшую иллюстрацию к Евангелию, разведчик в царских войсках, культпросветитель в Красной армии, компоновщик рисунков в Гознаке и, наконец, главный художник Гознака, соавтор банкнот советских рублей с 1923 по 1961 год.
Хотя произведения Дубасова были одними из самых узнаваемых художественных работ в мире, имя самого мастера не афишировалось
Хотя произведения Дубасова были одними из самых узнаваемых художественных работ в мире, имя самого мастера не афишировалось.
К примеру, о подготовке реформы 1961-го на официальном сайте Гознака говорится так: «Ещё в 1959 году главного художника Гознака Ивана Дубасова срочно отозвали из отпуска, и он ночами работал у себя дома над эскизами будущих денег. А под окнами всёвремя дежурил товарищв штатском».
Для денег образца 1947 года мастер нарисовал эскизы с колхозницами и сталеварами, но их отверг лично Иосиф Сталин, прозрачно намекнув на совершенство дизайна царских рублей. В итоге Страна Советов получила купюры, поразительно похожие на имперские рубли начала XX века, а конспирологи – важный аргумент в пользу гипотезы о Сталине как продолжателе дела династии Романовых.
Таким образом, Дубасов был отцом совершенно разных стилей банкнот. Глядя на шахтёров и парашютистов 1938 года, имперские вензеля 1947-го и башни московского
Кремля 1961-го, не подумаешь, что все эти изображения имеют одного автора.
Из художников украинских банкнот больше всех запомнился Василий Лопата. Мастера заподозрили в том, что он изобразил Владимира Великого и Ярослава Мудрого с собственным лицом. На это Лопата парировал: мол, художник так или иначе изображает на любой картине самого себя, а достоверных портретов киевских князей не сохранилось. Кстати, Дубасова тоже подозревали в изображении на банкнотах самого себя – в образе солдата с трёшки 1938 года.
Были и конспирологические теории. Мол, в проблемах украинской экономики виновата не то пирамида с глазом (масонский символ) на купюре 500 грн, не то руины Херсонеса на банкноте 1 грн (руины на деньгах – руины в финансах). Правда, сейчас разговоры о денежных картинках поутихли: на первое место вышел не дизайн гривни, а её курс к доллару.
***
Этот материал опубликован в №9 журнала Корреспондент от 6 марта 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.