Корреспондент.net,
9 сентября 2015, 15:25
Стремясь подзаработать в тёплых странах и одновременно понежиться на курортах, украинцы часто попадают в трудовое рабство.
В отличие от туристов, привозящих из Египта положительные эмоции, сувениры и красноморский загар, Екатерина Кудина, жительница Запорожья, вернулась оттуда с нервным срывом, пишет Юлиана Скибицкая в №35 журнала Корреспондент от 4 сентября 2015 года. И хорошо, что вообще вернулась: Кудиной с трудом удалось вырваться на родину, после того как она проработала месяц аниматором в одном из египетских отелей без жалованья и выходных. Вызволить отобранный работодателем паспорт Кудина смогла лишь благодаря удостоверению журналиста-международника – менеджер аниматорской компании испугался скандала.
История этой украинки далеко не единична. Соотечественники, отправляющиеся на работу в цивилизованный с виду туристический рай Египта, зачастую попадают в настоящее рабство к трудовым мошенникам.
Наниматели отбирают у новоприбывших документы под наивным предлогом — чтобы те не потеряли их в чужой стране. А по факту просто берут в заложники. Затем следуют 14-16-часовые рабочие дни на жаре с одним выходным в неделю, а то и вовсе без него
Сначала наниматели отбирают у новоприбывших документы под наивным предлогом — чтобы те не потеряли их в чужой стране. А по факту просто берут в заложники. Затем следуют 14-16-часовые рабочие дни на жаре с одним выходным в неделю, а то и вовсе без него. А по окончании работы аниматоры, официанты и бармены рискуют быть выставленными менеджером из отеля без зарплаты и паспорта.
Стремление получить хоть какую-нибудь работу даже за небольшую зарплату — $ 300-500 — лишает соискателей бдительности. Работать в отелях Египта, Турции и других восточных стран мечтают многие украинцы, однако редко интересуются репутацией будущего работодателя, завлекающего высокими доходами и возможностью всё лето пробыть за границей на море.
Соотечественники попадают в группу риска, поскольку экономический кризис и безработица существенно снижают привлекательность Украины как площадки для найма персонала, полагает Татьяна Пашкина, контент-эксперт портала rabota.ua. Другие страны готовы брать украинцев на непрестижные должности, и они зачастую становятся жертвами работодателей-мошенников, которых особенно много в восточных странах.
Самой лёгкой добычей для любителей использовать рабский труд становятся переселенцы с оккупированных территорий, которые не смогли устроиться в Украине и уехали на поиски лучшей доли за рубеж. Из-за того что работу такие люди ищут в спешке, они чаще попадают в трудовую эксплуатацию.
«Несмотря на то что уже столько оговорено о мошенниках за рубежом, люди всё равно попадают на удочку в надежде, что им повезёт», — сетует Руслана Березовская, руководитель экспертно-аналитического центра компании HeadHanter.
Тьма египетская
Все истории людей, попавших в трудовое рабство в Египте, начинаются одинаково — сначала они приезжают на отдых и знакомятся с соотечественниками, которые уже работали или работают в местных отелях. Именно таким путём нашла работу Елена Кравцова из Днепропетровска.
По рекомендации знакомых Кравцова списалась по интернету с шеф-аниматором одного из отелей в Хургаде, Алексом. По отзывам, он уважительно относился к сотрудникам и никогда никого не «кидал». Пообщавшись с ним в соцсети, Кравцова и её подруга настолько ему доверились, что безо всякого контракта и гарантий отправились на берег Красного моря в отель cромантичным названием Coral Sun Beach.
Первую неделю работа спорилась — новые сотрудницы танцевали и готовили шоу, а начальство казалось приветливым и внимательным. Но уже на второй неделе Алекс стал придираться к работе аниматоров и расширять список обязанностей.
«Все номера [анимации] нужно было запомнить с первого раза, — вспоминает Кравцова. — Если мы хоть немного «лажали», вечером нам устраивали жёсткий разбор полётов. А крики он списывал на свою вспыльчивость: мол, восточные мужчины все такие».
После одной из таких «планёрок» Кравцова слегла с нервным срывом и первый вечер не вышла на ужин.
«Главный повар пришёл узнать, всё ли со мной в порядке, а потом принёс мне ужин наверх. Я так отвыкла от человечности, что даже расплакалась», — вспоминает она.
По прошествии двух месяцев работы на африканской жаре с правом окунуться в море в единственный выходной, а то и вовсе без него, Кравцова с подругой решили потребовать причитающиеся им деньги, $ 500 за месяц, и уехать. Когда они обратились со своими претензиями к администрации Coral Sun Beach, выяснилось, что согласно их негласному договору с Алексом первые два месяца аниматоры должны были отработать бесплатно, о чём начальник просто «забыл» предупредить, и к тому же их зарплата составляет теперь не обещанные ранее $ 500, а уже $ 300.
Впрочем, менеджеры отеля уговорили украинок остаться ещё на месяц, пообещав всё уладить и выплатить жалованье. Отработав ещё и этот срок, но так ничего и не получив, Кравцова с подругой окончательно решили лететь чартером в Украину. С трудом вызволив свои паспорта лишь перед самим вылетом, они смогли вернуться домой.
В отличие от них Кудина в курортном аду выдержала всего месяц. В добросовестности работодателя она усомнилась уже при первой встрече, когда шеф-аниматор отвел её в ресторан отеля и бросил там с вещами до вечера. Разобраться с поселением Кудиной помогли коллеги-соотечественники, которые приехали утром этого же дня и уже устроились.
Фото предоставлено Екатериной Кудиной
Екатерине Кудиной едва удалось вырваться из трудового рабства в Египте
Неприятные сюрпризы на этом не закончились. The Three Corners Hotel оказался не пятизвёздочным, как обещал менеджер, а четырёх. Кудиной пришлось приступить к работе «с колёс» — без репетиций номеров и подготовки. Каждый рабочий день начинался в десять утра и заканчивался в два-три часа ночи. Пару коротких перерывов в день приходилось использовать не на отдых от жары, а на репетиции.
При этом, как объяснил украинке негласные правила работы шеф-аниматор, новенькие работают без выходных и, если вечером его подопечные не собрали нужное количество людей на дискотеку, после работы они не могут выйти из отеля на прогулку.
Окончательно иллюзии Кудиной и её коллег по несчастью развеялись, когда одна из аниматоров получила травму — туристка, наступив ей шпилькой на большой палец ноги, сорвала ноготь. Из-за воспаления поднялась температура, но медицинской помощи она не получила, а на следующий день вынуждена была выйти на работу. Лишь вечером менеджер отвёз пострадавшую в больницу, где ей сделали перевязку, а потом сообщил, что стоимость проезда и медицинских услуг будет вычтена из её зарплаты.
«Я очень боялась, что мне не отдадут паспорт, — рассказывает Кудина. — Когда менеджер узнал, что я увольняюсь, он сразу стал кричать: «Собирай шмотки и вали из отеля!». Я достала удостоверение журналиста и сказала: «Спасибо вам за хорошую тему для материала». Они испугались».
Перед отъездом паспорта девушкам вернули, но деньги так и не отдали. Кудина признаёт: виновата сама, что поехала сотрудничать с непроверенной компанией. При этом её совсем не удивляет, что большинство аниматоров даже при таких условиях остаются там работать.
«Они знакомятся с арабами, крутят с ними, ездят на обязательные вечерние дискотеки для туристов и там цепляют мужиков, — объясняет Кудина. — Для них это главное, и их всё устраивает».
Резюме работодателя
Работа за границей часто напоминает игру в лотерею, говорят эксперты. Устроиться официально через крупные компании для украинцев не так-то просто из-за большой конкуренции, и многие предпочитают нелегальный путь.
Солидные агентства, специализирующиеся на трудоустройстве украинцев в странах Ближнего Востока, работают в основном с проверенными партнёрами, но отмечают, что в последнее время количество мошенников увеличилось. Как правило, это компании-однодневки, которые не разбираются в специфике курортного бизнеса и не имеют достаточного бюджета для обеспечения финансовых обязательств перед наёмными работниками.
При этом они завлекают аниматоров высокими по отечественным меркам зарплатами, отсутствием требований по физической подготовке и владению иностранным языком, объясняет Александра Хаджинова, управляющий директор компании Aventura Guide - HR Consultants & Recruitment.
«Такие компании не только не выполняют свои обещания, но и не позволяют работнику расторгнуть контракт (если он вообще был заключён) и улететь домой», — говорит эксперт.
Судя по числу обращений в международную правозащитную организацию Ла Страда, чаще всего соотечественники попадают в трудовое рабство в России, Польше и Чехии — странах с наибольшим потоком трудовых мигрантов из Украины. К примеру, в РФ гастарбайтеров эксплуатируют больше в строительной сфере. Лидерство России объясняется просто: поехать туда для украинцев проще всего — не нужна виза и нет проблем с языком. Однако ЕС почти не отстаёт от РФ.
«Недавно звонила девушка, которая в Польше устроилась на работу официанткой, — рассказывает Марина Легенька, главы юридического департамента Ла Страды. — На месте её ещё заставили выполнять работу уборщицы, рабочий день составлял 14-16 часов в сутки. А заплатили только часть зарплаты – 30%».
В странах Азии и Африки вероятность попасть в кабалу вырастает за счёт несовершенства местного законодательства
В странах Азии и Африки вероятность попасть в кабалу вырастает за счёт несовершенства местного законодательства. Если в Европе условия приёма иностранных сотрудников строго регулируются, то в Египте, Турции или ОАЭ власти смотрят на это сквозь пальцы.
Оценить теневую долю рынка найма сотрудников в курортной индустрии эксперты не берутся. По словам Березовской, соискатели выходят на «мутные» компании, как правило, самостоятельно. Это и используют мошенники: нанимая людей нелегально, они могут не выполнять свои обязательства.
В случае обмана шансов получить деньги и компенсировать ущерб практически нет, предупреждают юристы. Но если работодатель угрожает свободе сотрудника или удерживает его документы, они советуют сразу обращаться в украинское консульство.
«Там должны защищать украинских граждан, — уверен Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской конторы Кравец и партнеры. — Но при этом все расходы по суду истцу придется брать на себя».
Лучше обезопасить себя от подобных инцидентов на этапе поиска работы — хотя бы минимально интересоваться историей компании. Даже если о нанимателе нет отрицательных отзывов, но он на рынке новичок, то с ним лучше не связываться
Поэтому лучше обезопасить себя от подобных инцидентов на этапе поиска работы — хотя бы минимально интересоваться историей компании. Даже если о нанимателе нет отрицательных отзывов, но он на рынке новичок, то с ним лучше не связываться. Даже известные агентства и проверенные сайты по трудоустройству не гарантируют, что работодатель окажется порядочным, — мошенникам удаётся обмануть и их. Важно также тщательно изучить условия труда и контракт.
«Мы всем советуем, чтобы хотя бы один экземпляр контракта был на русском или украинском языке, — говорит Легенька. — Так люди смогут точно понять, что их ждёт».
Но порой украинцы по собственной халатности ограничиваются прочтением описания вакансии и решают, что условия везде одинаковы, хотя часто это не так. Соискатели сталкиваются с неприятными сюрпризами, уже приехав на место. Причём ненормированный рабочий день и проживание за свой счёт — самые безобидные из них.
Соотечественники, обжёгшиеся на опыте работы с мошенниками, теперь ехать трудиться за границу не торопятся. Кравцова путь в восточные страны в качестве наёмного работника для себя закрыла окончательно, устроившись в украинское турагентство.
А Кудина хоть и не исключает, что в будущем снова попробует трудоустроиться за рубежом, но в Египет больше ни ногой.
«Официально в Египте можно устроиться только через крупные компании. И всё равно неизвестно, как к тебе будут относиться, — рассуждает она. — На каждом шагу хотят обмануть, никто ничего не подскажет и не поможет. Думаю, даже просто отдыхать я там не захочу».
***
Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 4 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.