BBC Україна на русском,
4 сентября 2014, 11:00
Украинское правительство активно ищет, чем заменить российский газ, поставки которого прекратились с середины июня.
Министерство энергетики Украины предупредило о возможных ограничениях поставок электроэнергии и меньшей температуре отопления зимой. В соцсетях обсуждают варианты утепления домов, вплоть до установки "буржуек" и использования грузинского опыта, как перезимовать без тепла и света.
"Пройти зиму - просто перезимовать с газом, с электроэнергией, с питанием, с теплом, с водой", - назвал среди главных задач, которые сейчас ставит перед собой правительство, и премьер-министр Арсений Яценюк.
Газ
В украинских газовых хранилищах 16 млрд кубов газа - заявил Арсений Яценюк во время заседания правительства, напомнив, что когда его правительство начало работу, то в ПХГ было всего 5 млрд кубов так называемого "буферного газа".
Премьер-министр заявил, что Украина уже может заменить до 60% газа, ранее поступавшего из России, импортом газа по реверсной схеме - через Словакию и другие маршруты:
"Всего мы можем импортировать 15 млрд кубометров, это 60% импорта топлива. 10 млрд кубометров мы все же открыли из Словакии, 5 млрд - из других источников. Мы заменили 60% российского газа".
Как говорится в заявлении EUstream - оператора словацкой ГТС, "гарантированный минимальный объем трафика с 1 октября будет 6,4 млрд кубометров в год", хотя до 2019 года клиенты зарезервировали мощности для транспортировки 10 млрд кубов газа в год.
Если же расчеты по газу сузить только до отопительного сезона - шести месяцев между октябрем этого года и апрелем следующего - то нехватка газа становится еще более очевидной - говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
В прошлом году только за отопительный период Украина потребила 35,8 млрд кубометров газа, из которых 11,7 млрд кубов было добыто в Украине. Если учесть, что в аннексированном Россией Крыму добывалось газа примерно столько же, сколько и потреблялось, а также то, что правительство оценивает сокращение потребления газа промышленными потребителями примерно на треть, то Украине нужно было бы иметь не менее 16 млрд кубов газа, чтобы пережить зиму.
"Эти объемы вроде как есть на бумаге. Но что будет по факту? Пусть в хранилищах 16 миллиардов, но из них реально поднять - 11, потому что остальные должны остаться в системе. Пусть по реверсу в идеальном варианте можно получить до зимы 3,5-4 млрд кубов, хотя мы знаем, что идеальных вариантов не будет и динамика поставок газа из Европы пока что в этом году хуже, чем в прошлом. Видим, что все равно остается где 2 млрд дефицита", - говорит Дмитрий Марунич и добавляет: "Если промышленность упадет еще больше, то тогда, может, и дефицита не будет, но что тогда будет с экономикой - представить трудно".
В этих расчетах трудно оценить и влияние погоды, ведь предсказать, насколько морозной будет эта зима, довольно сложно. "Цена вопроса", как говорит Дмитрий Марунич, достаточно существенна:
"Если вместе с Крымом и работающей промышленностью ранее Украина потребляла около 150-170 млн кубов газа в сутки, то при температуре "минус" 20 потребления возрастает до 300 млн кубов".
Уголь и электроэнергия
"Они разбомбили основные шахты, из которых мы поставляли уголь на украинские ТЭЦ", - заявил Арсений Яценюк. Нехватка угля заставляет правительство покупать его аж в Южной Африке, с которой, по словам Яценюка, уже заключен контракт на поставку 1 млн тонн. Он признает, что импортный уголь будет стоить дороже, чем отечественный. Но с другой стороны, когда можно будет вернуться к добыче собственного угля, нынешние проблемы станут стимулом для "реальной модернизации украинской энергетики".
"Они разбомбили основные шахты, из которых мы поставляли уголь на украинские ТЭЦ "
Арсений Яценюк, премьер-министр Украины
"Наконец теперь переоснастим наши котлы на ТЭЦ, перейдем на дешевый уголь... В мемуарах еще напишем: "Россия, спасибо!", - надеется премьер, очевидно, имея в виду программу перевода ТЭЦ с газа на уголь, начатую , но так и не реализованную предыдущей властью.
Однако главным продуктом, производимым на газе украинскими ТЭЦ, является тепло, а электроэнергия - лишь "сопутствующий товар". Большие проблемы будут с ТЭС, работающими на угле, и обеспечивающими значительную долю производства электроэнергии в Украине - до 40%.
Как говорит председатель Независимого профсоюза горняков Украины и депутат Михаил Волынец, нынешних запасов угля для украинских теплоэлектростанций "хватит примерно до середины ноября". Из-за боевых действий на Донбассе работают только 35 шахт, а 50 - "только откачивают воду". При этом большинство шахт, где добывали уголь, используемый на ТЭС - антрацит, расположены на территории, контролируемой "российскими военными и боевиками". Более того, говорит депутат, боевики начали "грабить шахты и вывозить уголь в Россию".
Вместе с тем уголь, который добывают на шахтах во Львовской, Волынской и Днепропетровской областях, относится к газовой группы, и хуже подходит для ТЭС.
По словам Михаила Волынца, сейчас на складах ТЭС есть около 1,7 млн тонн угля, и чтобы пройти отопительный сезон, Украине нужно импортировать до 10 млн тонн. В то же время, как отмечает председатель шахтерского профсоюза, он должен быть именно тех марок, которые нужны для ТЭС.
С такими оценками соглашается и Дмитрий Марунич. Он говорит, что нехватка угля может привести к дефициту примерно 15-20% в производстве электроэнергии, хотя эта цифра может быть и меньше, ведь промышленное производство, а следовательно, и потребность в электроэнергии в Украине, сокращаются.
АЭС и альтернативная энергетика
Около половины вырабатываемой в Украине электроэнергии дают атомные станции. Но все они пока также работают на российском ядерном топливе.
Признавая, что и в получении ядерного топлива Украина зависима от России, Арсений Яценюк в то же время заявил, что правительство приняло решение о диверсификации этих поставок:
"Мы заключили контракт с Westinghouse, мы начали покупать ядерное топливо не только у России"
Арсений Яценюк, премьер-министр Украины
"Мы заключили контракт с Westinghouse, мы начали покупать ядерное топливо не только у России, сейчас мы существенно увеличиваем объемы поставок этого топлива".
Премьер также объявил о планах правительства до конца года объявить тендер на строительство новых атомных блоков, а также строительство новых магистральных линий электропередач, "чтобы увеличить объемы поставок электроэнергии в первую очередь с атомных станций".
То, что мощности украинских ЛЭП ограничены, является одной из причин того, что даже в условиях энергетической нестабильности украинские АЭС не работают на полную мощность - говорит Дмитрий Марунич. Другая причина - то, что объемы производства на АЭС трудно регулировать, особенно так, как это позволяют делать ТЭС и ГЭС.
"Ночью то, что производят наши атомные блоки - никому не нужно. Ночью все спят. Ядерная энергетика дает нам много дешевой и никому ночью ненужной электроэнергии. Электроэнергия, которую производят ТЭС и ГЭС, дороже, но "качественней", потому что ее выработку можно регулировать", - объясняет эксперт.
Использование альтернативных видов топлива, на которые сейчас приходится лишь несколько процентов энергетического баланса страны, могло бы быть достаточно эффективным решением энергетической проблемы для небольших городов и сел. Тепло там могли бы давать котельные, работающие на многих видах "подножного" топлива - от торфа до хвороста. Однако для крупных городов такие варианты пока не являются настоящей альтернативой - считает Дмитрий Марунич.
Эксперт добавляет, что проблему "пережить зиму" несколько преувеличивают: "никто не замерзнет в Украине. Просто будет холодно. Но зима не вечна".
Источник: ВВС Украина