UA
 

Корреспондент: Мнение. Крым. Остров отверженных людей

Корреспондент.net,  6 марта 2015, 10:36
70
7080
Корреспондент: Мнение. Крым. Остров отверженных людей
Фото: АР
Крымские татары снова чувствуют себя нежелательными на своей исторической родине

Права граждан Украины в Крыму массово нарушаются, но Киев ничего пока сделать не может.

Крымских татар «выдавливают» с полуострова. Их не сажают в теплушки, не вывозят насильно вглубь России, а вынуждают принять решение бросить всё и уехать, пишет Валерия Лутковская, уполномоченный Верховной Рады по правам человека, в колонке, опубликованной в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года.

Непросто живётся в Крыму и украинцам. Аресты, запугивания, похищения — это репрессии, за которыми стоит скрытая, негласная депортация крымских татар. За первые полгода, прошедшие после аннексии Крыма, полуостров покинули более 10 тыс. представителей этого народа.

30 января в дом заместителя председателя Меджлиса крымско-татарского народа Ахтема Чийгоза пришли с обыском. Он был арестован накануне по подозрению в организации «массовых беспорядков» 26 февраля 2014 года. В Украине право на мирные собрания — одна из свобод, прямо закреплённая в Конституции. При этом оккупационная власть в Крыму считает, что открыть за это уголовное дело совершенно нормально. За то, что Чийгоз реализовал свое право, его бросили за решётку.

Явное давление на крымских татар началось с запрета въезда на территорию Крыма их лидеру Мустафе Джемилёву. Затем полуостров был закрыт для председателя Меджлиса Рефата Чубарова, а членов Меджлиса стали вызывать в прокуратуру для дачи разного рода сведений.

Крымских татар практически открыто преследуют — административно, уголовно, физически. Преступления, совершенные по отношению к ним, не расследуются. Факты пропажи людей, пыток… Убийство Решата Аметова, исчезновение Тимура Шаймарданова, похищение общественного активиста Сейрана Зинединова. Такое впечатление, что про эти дела просто забывают.

А если им нужно расследовать встречу Джемилёва с его соотечественниками на границе в Армянске, то задействуются все механизмы, вдруг находятся нужные записи с видеокамер, свидетели. Были проведены обыски в домах и квартирах членов Меджлиса, в медресе, в школе, в мечети, в помещениях редакции газеты Авдет и фонда Крым, в самом здании Меджлиса. Впоследствии Меджлис и вовсе выселили из здания, который он занимал много лет.

И мы не можем защитить людей. Мы можем только обращаться к уполномоченному по правам человека РФ, к международным институтам, мы можем призывать мировую общественность обратить внимание на это явное принуждение к депортации целого народа, который только недавно вернулся на свои исконные земли.

Почти ежедневно мы сталкиваемся и с нарушением прав украинцев. Если раньше все национальности чувствовали себя в Крыму свободно, то теперь у людей практически нет возможности говорить на украинском языке, нет украинских школ, нет украинских СМИ. Даже со здания Совета министров сбили название на украинском и крымско-татарском языках. Теперь только русский и только российский флаг.

Не так давно мы получили обращение от 150 заключенных, находящихся в Симферопольском следственном изоляторе. Они автоматически получили российское гражданство, поскольку по специально принятому госдумой закону, чтобы сохранить украинское гражданство, им нужно было лично явиться в миграционную службу. По понятным причинам сделать они этого не могли.

Теперь дела этих людей совершенно непонятным образом, юридически необоснованно пересматриваются судами Российской Федерации, и заключённые считаются осуждёнными по российскому законодательству. К нам обращались люди, которым украинский суд изменил меру пресечения и выпустил из-под стражи, но это решение не выполняется, и человек остаётся в тюрьме. Поэтому заключённые — наверное, категория, наиболее ущемлённая в правах.

Хуже, чем заключённым, только детям, которые продолжают находиться в интернатных учреждениях. К сожалению, решение об их вывозе вовремя принято не было, и, по нашей информации, уже был один так называемый поезд надежды, который вывез из Крыма в материковую Россию усыновленных украинских детей.

Такая программа есть и в Украине — программа, направленная на то, чтобы ребёнок воспитывался в приёмной семье, в детском доме семейного типа. Но мы никогда не нарушаем право ребёнка на гражданство. А российские власти вывезли детей, которые по рождению являются гражданами Украины, в разные районы РФ. Мы даже не сможем узнать через какое-то время, как живут эти дети, как сложилась их судьба. Не сможем отследить, всё ли у них в порядке в новой приёмной семье. Конечно, это нарушает права человека, нарушает права ребёнка, противоречит Конвенции о правах ребёнка. Это, несомненно, большая проблема.

Мы обращались к руководству РФ, к российскому уполномоченному по правам человека, но пока реакции нет. Мы можем только наблюдать, взывать к мировому сообществу. А родственникам людей, права которых нарушены, советуем обращаться в Европейский суд по правам человека и структуры ООН.

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.  

ТЕГИ: РоссияПрава человекаКрымнарушение
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии