Только фракция Левой партии в бундестаге проголосовала против ратификации соглашений об ассоциации ЕС.
В четверг, 26 марта, германский бундестаг подавляющим большинством голосов принял законы о ратификации подписанных ранее соглашений об ассоциации ЕС с тремя из шести стран-участниц программы "Восточное партнерство" - Украиной, Грузией и Молдавией.
Предложенные правительством законопроекты поддержали не только представители партий, формирующих правящую коалицию, то есть, социал-демократы (СДПГ) и консерваторы из Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), но и фракция оппозиционной партии "Союз 90/Зеленые". Единодушно против выступили только посткоммунисты из Левой партии. Голосованию предшествовали дебаты, в ходе которых немецкие парламентарии по-разному мотивировали свои позиции.
Новая ступень сотрудничества
Первым, как представитель правительства, выступал министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier). Повышенное внимание к соглашениям об ассоциации он объяснил их связью с "драматическим политическим кризисом, который вот уже более года омрачает не только Украину, но и миропорядок во всей Европе".
При этом Штайнмайер убежден, что причиной обострения конфликта стала не интенсификация партнерства этих стран с Европой, "а противоречащая международному праву аннексия Россией Крыма и дестабилизация востока Украины". В этой связи министр процитировал подписанный еще в 1975 году и Москвой Хельсинкский Заключительный акт, гарантирующий всем народам право на самоопределение, свободный выбор своего внутри- и внешнеполитического статуса без вмешательства извне.
Для Грузии, Молдавии и Украины соглашения об ассоциации поднимают их отношения с Европейским Союзом на совершено новую ступень, новый уровень политического и экономического сотрудничества. Но такая перспектива, политика ЕС на добрососедство, подчеркнул Штайнмайер, имея в виду опасения России, не направлена против кого бы то ни было.
Чего боится Кремль?
О негативной реакции Москвы на процесс сближения Украины, Грузии и Молдавии с ЕС говорили и другие парламентарии. Франц Йозеф Юнг (Franz Josef Jung) из ХДС/ХСС, например, заявил, что Кремль "делает все возможное, чтобы затруднить такой процесс".
С точки зрения Мануэля Сарацина (Manuel Sarrazin) из "зеленой" фракции, ситуация выбора между Россией и ЕС, в которой оказалась Украина, была сконструирована Кремлем. На самом же деле, указывает он, "ассоциация с ЕС ни в коей мере не мешает свободной торговле Украины, Молдавии и Грузии с Россией". А вот чему мешает, заявил Сарацин, так это путинской концепции Евразийского экономического союза.
Манфред Грунд (Manfred Grund) из фракции консерваторов напомнил о том, что до 2012 года Путин был не против даже полного членства Украины в ЕС, неоднократно заявлял, что не будет этому противодействовать, говорил, что это было бы выгодно и самой России. "После переизбрания президентом в 2012 году, - заявил Грунд, - Владимир Путин радикально изменил свой подход". Причину немецкий парламентарий видит в том, что "Путин боится не НАТО или Европейского Союза, а польской модели, распространяющийся на Украину, модели демократии и благополучия".
Такой точки зрения придерживается и эксперт "зеленых" по странам Восточной Европы Марилуизе Бек (Marieluise Beck). "Считающая себя ущемленной империя, - сказала она, - делает все, чтобы не только затруднить, но и сорвать движение (Украины. - Ред.) к свободе, поскольку больше всего боится ее успеха, успех реформ - это самая большая угроза для Путина".
Аргументы немецких левых
Выступления Манфреда Грунда и Марилуизы Бек были отчасти ответом на аргументацию депутатов от Левой партии. Андрей Хунко (Andrej Hunko), например, считает, что реакция Кремля - это ответ на расширение НАТО и Европейского Союза на восток, а соглашения об ассоциации представляют собой элемент такого расширения.
Эти соглашения, заявил Хунко, имеют два измерения - политико-экономическое и военно-политическое, предусматривающее, по его словам, "углубленную интеграцию этих стран в европейскую систему безопасности, что вызывает озабоченность России".
Безопасность же в Европе может быть обеспечена только вместе с Россией, а не против нее, подчеркнул его коллега по фракции Левой партии Вольфганг Герке (Wolfgang Gehrcke). С таким тезисом в бундестаге, да и в правительстве Германии согласны все. Герке, однако, считает, что проводимая Евросоюзом политика идет вразрез с таким принципом. "Соглашения об ассоциации углубляют раскол в Европе, - заявил он, - а потому мы не проголосуем за их ратификацию".
Не нравится немецким посткоммунистам и заложенная в эти соглашения неолиберальная, по их оценке, экономическая концепция. Предписанные Украине реформы, сетовал Хунко, уже привели к резкому повышению цен на газ, электроэнергию и водоснабжение.
Бундестаг и Коломойский
Знают о тяжелой экономической ситуации в Украине и депутаты других партий. "Экономический спад в 15 процентов в 2014 году, 1,2 миллиона утраченных рабочих мест, - перечислял социал-демократ Франц Тённес (Franz Thönnes), - от 2 до 3 миллионов безработных, 50 евро - средняя пенсия, 130-160 евро - средняя зарплата, 8 миллионов работающих на 12 миллионов пенсионеров". Но ни он, ни другие депутаты правящих партий и представители "зеленых" альтернативы реформам не видят.
Главными среди них они называют эффективную борьбы с коррупцией, реформу юстиции и административного аппарата, изменение конституции с целью децентрализации власти, ограничение власти олигархов, которые, по оценке, например, Франца Йозефа Юнга, "имеют в Украине еще слишком много влияния".
Уход Игоря Коломойского с должности губернатора Днепропетровской области Юнг назвал "сигналом в правильном направлении". "Олигархам, с нашей точки зрения, не место ни в политике, ни в экономике", - поддержал коллегу по фракции Манфред Грунд.