UA
 

Декорация независимости. Как ЛНР и ДНР решают юридические вопросы

Корреспондент.net,  7 апреля 2015, 10:59
185
36005
Декорация независимости. Как ЛНР и ДНР решают юридические вопросы
Фото: АР
В ДНР и ЛНР пытаются создать видимость государственной жизни

Расчёты в грузинских лари, «республиканские» документы на бланках с трезубцем и «мягкая» налоговая система.

Корреспондент выяснил, как проходит юридическая жизнь в непризнанных ЛНР и ДНР, пишет Евгения Вецько в №13 издания от 3 апреля 2015 года.

Около 3 тыс. детей родились у переселенцев за время боевых действий на востоке Украины. Сколько младенцев появилось на свет в самой зоне АТО, подсчитать сложно: большинство из них юридически не существуют. Тем временем бюрократическая жизнь на подконтрольной боевикам территории идёт полным ходом: тут заключаются браки, регистрируются разводы, открываются частные предприятия и даже продаётся недвижимость. Корреспондент разобрался, как в самопровозглашённых ЛНР и ДНР «законно» родиться, жениться, работать, выйти на пенсию и умереть.

Дети республики

Семья предпринимателя из Алчевска Евгения, не называющего свою фамилию, вернулась в родной город в декабре. Долгое время жена и сын жили в Киеве у родственников. Надеялись, что ситуация на Донбассе нормализуется или сам отец семейства найдёт работу в столице. Не произошло ни то ни другое.

«Мы долго думали и решили, что они будут возвращаться. В городе довольно спокойно, мой бизнес как-то пыхтит. Да и жена была на шестом месяце беременности. Дома лучше, я ближе», – объясняет Евгений.

Тем не менее рожать его супруга отправилась в Киев.

«Я хочу, чтобы мой ребёнок был украинцем, а не гражданином ЛНР», – говорит предприниматель.

В юридическую силу документов, выданных на территории непризнанных республик, он не верит. Да и пособие на детей в «ЛНР», в отличие от Украины, никто выплачивать не собирается – по крайней мере в обозримом будущем. Одноразовая выплата в размере 500 грн от «ДНР» полагается только матерям-одиночкам. Поэтому так, как Евгений, поступают многие жители оккупированных городов.

Но даже если ребёнок родился на территории «республики», родители могут оформить украинское официальное свидетельство в любом другом городе, которой находится под контролем украинской власти. Для этого нужно представить в ЗАГС оригиналы паспортов родителей и оригинал справки из роддома. Но только с украинской печатью, предупреждает начальник главного теруправления юстиции в Донецкой области Александр Гаркуша. И вот в этом может быть загвоздка.

«Сейчас везде печати ЛНР. В больницах, бюджетных организациях, школах. Украинские печати в основном изъяли. Если кто спрятал, то может за определённую сумму поставить, но это чревато», – рассказывает одна из работниц луганского ЗАГСа, попросившая не называть её имени.

Фото Укринформа
Собственные бланки документов сепаратисты изготавливают в небольших количествах - "для прессы"

Остаётся ещё один вариант – зарегистрировать ребёнка гражданином ЛНР или ДНР. Свидетельство о рождении можно получить на месте в любом ЗАГСе. Если фамилии у родителей одинаковые, то для этого надо представить только два оригинала паспортов и справку из роддома. Это могут сделать как отец, так и мать. Случалось даже, что свидетельство выдавали бабушкам.

«Полученные в ЛНР и ДНР свидетельства о регистрации актов гражданского состояния выдаются на гербовом бланке Украины», – сообщает близкая к сепаратистам газета Республика, выпускаемая в Луганске.

ЗАГСы всё ещё работают по украинскому законодательству, но документы, которые они выдают, не имеют юридической силы на подконтрольной Киеву части страны. Зато детей с такими свидетельствами пропускают через границу в Россию и Беларусь. Получить свидетельство одновременно и в ЛНР/ДНР, и в Украине не получится: справка в роддоме выдаётся одна.

Со справкой о смерти та же история.

«Если человек умер на территории, неподконтрольной законной [украинской] власти, родственникам надо получить в медучреждении справку, на которой должна стоять украинская печать. После этого необходимо приехать в ЗАГС любого города Украины и получить свидетельство о смерти с внесением в государственный реестр», – говорит Гаркуша.

Жениться или развестись по украинским законам можно только вне зоны АТО. Все браки, заключённые на территории, подконтрольной сепаратистам, в Украине считаются недействительными, а «республиканские» свидетельства – фальшивыми.

«Подобные бумаги ещё и препятствуют нормальному оформлению алиментов», – добавляет Гаркуша.

Достаю из широких штанин

Получить официальный украинский паспорт на занятых боевиками территориях невозможно. Для этого из зоны АТО придётся выехать и пройти обычную процедуру. Тем временем сепаратисты начали выдавать свои документы – пока временные.

«Временный паспорт, выданный в ЛНР, изготовлен в виде книжицы с жёстким переплётом. В нём будут все привычные для нас сведения – фото, дата рождения, дата и место выдачи, пол, семейное положение. Этот документ является действительным не только на территории ЛНР и ДНР, но и на территории РФ», – обещает газета Республика.

В ДНР не столь самонадеянны. Там признают, что границу с Россией можно пересечь только с паспортом признанного государства.

«Пока, чтобы выехать в Россию, нужен паспорт государства Украины», – заявил в эфире одного из донецких телеканалов «вице-премьер» ДНР Владимир Антюфеев, приехавший из Приднестровья создавать в Донецке министерство государственной безопасности.

Не выехать с подобными документами и в Беларусь.

«Мой знакомый, ополченец из Горловки, недавно попытался бежать в Беларусь, даже денег занял, но уехать оказалось не суждено, так как он успел показательно получить паспорт ДНР, – рассказала Корреспонденту жительница Горловки. – Так что из ДНР теперь только в ад».

В самопровозглашённых республиках обещают и скорое появление собственных водительских удостоверений. Их бланки отличаются от украинских. Там будут указаны пять категорий – А, В, С, D, E. Правда, пока их станут выдавать только тем, у кого были удостоверения украинского образца, ну а новичкам придётся подождать.

«Ещё не принят республиканский закон О дорожном движении, который бы регламентировал этот процесс», – сообщает луганская газета.

Хата с краю

А вот продать или купить квартиру на территории ЛНР с точки зрения украинского законодательства можно вполне официально.

«На оккупированной территории остаются неотключёнными три реестра нотариата, – рассказывает Гаркуша. – Это реестры доверенностей и бланков, а также список нотариусов».

Чтобы подтвердить смену собственника, необходимо в течение десяти дней с момента совершения сделки с нотариально заверенным договором приехать на территорию, подконтрольную украинской власти, и обратиться в органы юстиции.

Газета сепаратистов в Луганске сообщает о юридических нововведениях

Квартиры в «республиках» действительно продаются. Например, двухкомнатная квартира в незатронутом боевыми действиями Алчевске стоит около $ 12 тыс., в Луганске – около $ 20-30 тыс., в Донецке всё зависит от района – есть и по $ 60 тыс., и по $ 10 тыс. Объявления о покупке и продаже на специализированных сайтах появляются регулярно.

Не мешает продавцам и покупателям и тот факт, что в ЛНР подобные сделки считаются незаконными. В мае 2014 глава «государства» даже издал специальный указ, запрещающий продажу недвижимости «в целях защиты имущественных прав граждан и недопущения мародёрства».

Всё изменится, обещают в ЛНР, когда «народный совет республики» примет закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество или Украина откроет доступ к Госреестру имущественных прав.

Работа – волк

Зато о налогах руководители «республик» позаботились. Всех местных предпринимателей они обязали перерегистрироваться.

«Чаще всего это происходило так: заходят на рынок или в торговый центр люди в камуфляже с оружием и спокойно говорят: не перерегистрируетесь — будут проблемы», – вспоминает Евгений.

Каждый частный предприниматель теперь платит ЛНР 600 грн в месяц, если у него нет наёмных работников. Если они есть, то за каждого в среднем придётся доплатить ещё 450 грн. Есть бизнесмены, которые платят налоги дважды – и в ЛНР, и в бюджет Украины, чтобы не терять свой официальный статус.

В целом на территории ЛНР установлено девять видов налогов и сборов. В «государственный бюджет» зачисляются налог с оборота, налог на прибыль предприятий, акцизный налог, плата за пользование недрами, экологический налог. В местные бюджеты будут зачисляться налог с доходов физических лиц, налог на прибыль муниципальных предприятий, единый налог, плата за землю, а также в перспективе государственная пошлина, которая будет регулироваться отдельным законодательным актом.

В ДНР для налогообложения даже придумали собственный термин – «мягкое». Юридические лица обязаны уплачивать 20% от чистой прибыли и подоходный налог с зарплат работников. Индивидуальные предприниматели платят фиксированные ставки: таксисты — 170 грн в месяц, маршрутное такси — 500 грн.

Суммы выглядят небольшими только на первый взгляд. Например, пустые отчёты предприниматель сдавать не может. Сепаратисты считают, что если предприниматель зарегистрировался, то обязан зарабатывать деньги. И не важно, удалось ли завезти товар или продать что-нибудь в условиях тотального безденежья.

Прибыль предприятия рассчитывается по классической формуле: доход минус расход равно прибыль. Но вопрос в том, что именно дээнэровцы считают расходами. Например, если турагенство перечисляет на счёт китайской компании авансовый платёж за проживание в гостинице клиента-туриста, это не считается расходами компании. Таковыми считаются только те платежи, которые производятся внутри ДНР.

Ещё одна особенность бизнеса «по-республикански» – это возвращение рэкета.

Рэкет, который был в 1990-х, – просто цветочки по сравнению с тем, что сейчас творится в Донецке. Тогда хоть было с кем и о чём договариваться. Сегодня полный беспредел

Владелец туркомпании Royal Voyage Галина Ротова

«Рэкет, который был в 1990-х, – просто цветочки по сравнению с тем, что сейчас творится в Донецке. Тогда хоть было с кем и о чём договариваться. Сегодня полный беспредел», – рассказывает владелец туристической компании Royal Voyage Галина Ротова.

Ещё полгода назад она жила и работала в Донецке, но сегодня переехала со своей командой менеджеров в Киев.

От лиры до лари

Что касается обещанной собственной валюты – не то «Новороссии», не то ДНР и ЛНР, – то её введение, судя по всему, отложили до лучших времён. «Республики» переходят на так называемую мультивалютную систему. В некоторых супермаркетах Донецка уже появились объявления о возможности оплаты товаров не только украинскими гривнями, но и долларами, евро и российскими рублями.

Сделать это можно в мультивалютных кассах. Правда, они ещё не открылись – мол, не успели. Небольшая часть торговых точек Донецка по-прежнему принимают только гривни.

Фото Укринформа
Донецкие магазины и другие заведения торговли пишут цены и в гривнах, и в рублях 

«Хозяева выжидают, пока перейдут крупные [торговые точки], — рассказал Корреспонденту продавец одного магазинчика на Крытом рынке. Что делать с долларами и евро, он не представляет. — Сдачу как с доллара давать? Гривнями? А округлять доллары не захотят — там суммы большие».

А вот пенсии уже с апреля будут только в рублях. Курс по отношению к гривне в ЛНР – 2 руб. за 1 грн., сообщил «министр финансов» Евгений Мануйлов. Максимальный размер пенсии в «республике» – 9 тыс. грн., как и по законодательству Украины. Пенсионеров там насчитали почти 500 тыс. человек. Задолженность по зарплатам и социальным пособиям в ЛНР сегодня составляет около 1 млрд грн. Поэтому жители оккупированных территорий любыми способами пытаются оформить себе пенсию в Украине. Или, если в семье два пенсионера, разложить яйца в две корзины.

В ДНР платить пенсии только в рублях обещают с августа. Курс такой же – 1:2. А пока пенсионеры будут получать выплаты и в гривнях, и в рублях, и даже в долларах.

«Около 6% пенсионеров, по нашим расчётам, получат пенсии в американской валюте», – сообщили в «министерстве финансов» ДНР.

Своего рода мультивалютная система существует на оккупированных территориях уже несколько месяцев, но неофициально

Впрочем, своего рода мультивалютная система существует на оккупированных территориях уже несколько месяцев, но неофициально.

«Денег у людей почти не осталось. Выгребают то, что есть. Кто-то приносит евро, кто-то доллары, иногда попадаются турецкие лиры и грузинские лари, – признаётся предприниматель Евгений. – Я ремонтирую мобильные телефоны и понимаю, что в нынешних условиях связь с внешним миром – это главное. Поэтому беру всё».

А пока руководители ДНР и ЛНР рассуждают в теории о долларовых пенсиях и зарплатах, в ход активно пошла другая валюта. Многие жители зоны АТО готовы работать за еду. Строительные работы, ремонт, уборка – за такие услуги вполне можно рассчитаться продуктами: в социальных сетях десятки подобных предложений.

Есть в ЛНР и вполне официальный проект по оплате общественных работ пайками.

«Члены трудовых дружин будут заниматься восстановительными работами не более пяти часов в сутки. В качестве вознаграждения они будут получать сухпайки, нормы и объёмы которых определяет министерство труда и социальной политики ЛНР», – пишет всё та же Республика.

Действуют на Донбассе и продуктовые карточки – например в полуразрушенном Дебальцеве. Карта бывает «стандартная» и «детская», на её получение имеют право все лица, зарегистрированные или постоянно проживающие в Дебальцеве. Как рассказывают местные жители, с помощью карты можно получить полбуханки хлеба на человека.

А пока граждане стоят в очередях за продуктами, руководители ЛНР и ДНР готовятся к местным выборам.

«Они действительно думают, что пришли надолго», – говорит Евгений.

Сам он пока из Алчевска уезжать не планирует, но связей с «большой землёй» не рвёт – ни личных, ни юридических, ни экономических. На всякий случай.

***

Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 3 апреля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Обострение на ДонбассеВойна глазами Корреспондента
ТЕГИ: сепаратистыжителиДНРЛНР
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии