В 2016 году с денежных купюр Беларуси исчезнут сразу четыре ноля. Эксперты затрудняются понять мотивы властей.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 ноября подписал указ № 450 о деноминации национальной валюты. Она будет проводиться с 1 июля по 31 декабря 2016 года. После деноминации 10 тысяч белорусских рублей будут равны 1 рублю. Таким образом, Беларусь перестанет быть "страной сплошных миллионеров".
Деньги уже есть
Как оказалось, новые купюры уже напечатаны и находятся в хранилище Национального банка Беларуси еще с 2009 года. На них даже есть подпись возглавлявшего в то время Нацбанк Петра Прокоповича. Но на вопрос журналистов, почему деноминация не была проведена тогда же, когда и были изготовлены новые деньги, Прокопович ответить не смог.
После деноминации впервые за время после распада СССР в стране появятся собственные монеты. Причем визуально они напоминают евроценты и монеты номиналом 1 и 2 евро. Обменять старые деньги на новые можно будет с 1 июля до 31 декабря 2016 года во всех банковских учреждениях. В течение 6 месяцев старые и новые платежные средства будут ходить параллельно.
Насколько вовремя?
Указ президента о деноминации оказался весьма неожиданным не только для простых граждан, но и для специалистов. Например, для старшего аналитика брокерской компании "Альпари" Вадима Иосуба. То, что деноминацию рано или поздно надо было проводить, учитывая низкий номинал белорусского рубля, очевидно, говорит он. Вопрос только в том, когда это было бы своевременно.
Бывшее руководство Нацбанка, напоминает он, постоянно повторяло, что деноминацию проводить рано, что уровень инфляции должен быть меньше 10 процентов в год. Официальные же прогнозы на 2015 год составляют 15-18 процентов. "Но, видимо, нынешнее руководство регулятора решило не ждать снижения уровня инфляции ниже 10 процентов, оно, вероятно, пришло к выводу, что снижение будет стабильным, и, исходя из этого, уже сейчас решило объявить об этом мероприятии", - полагает экономист.
В свою очередь экс-председатель Нацбанка, доктор экономических наук, профессор Станислав Богданкевич говорит, что он бы подождал до того времени, когда уровень инфляции снизится до 3-5 процентов в год. Хотя, не исключает эксперт, у властей есть надежда, что рост цен будет остановлен в следующем году, и тогда деноминация будет полезной для экономики страны.
Чисто техническое мероприятие
В то же время, собеседник подчеркивает, что деноминация - это не реформа, а чисто техническая мера, связанная с изменением масштаба цен, направленная на укрепление номинальной стоимости национальной денежной единицы. Кроме того, подчеркивает экономист, деноминация в обязательном порядке должна сопровождаться реформами.
"Прошлые деноминации ни к чему не привели, они только сделали всех белорусов миллионерами, поскольку не были подкреплены мерами на рынке - усилением конкуренции, ограничением излишних государственных расходов, снижением государственного монополизма и так далее", - отмечает профессор.
Готов ли народ?
Вадим Иосуб обращает внимание, что широкие слои населения не понимают, что такое деноминация, часто путая ее с девальвацией. Хотя от этого мероприятия белорусский рубль не укрепится и не ослабится, то есть, люди ничего не потеряют. Однако реакция обывателей может быть непредсказуемой, подчеркивает Иосуб.
Если люди, напуганные сообщением и, не разбираясь в его значении, бросятся в магазины и опять начнут скупать все подряд, как это было после девальваций 2009 и 2011 годов, то белорусские производители будут только рады, иронизирует старший аналитик "Альпари". Чтобы избежать этого, власти должны провести широкую разъяснительную кампанию среди граждан.
Напомним, это уже третья деноминация белорусской валюты. Для сравнения: 100 рублей в новых купюрах, которые белорусы возьмут в руки в 2016 году, соответствуют 10 миллиардам рублей образца 1994 года, до первой деноминации.
Минск анонсировал деноминацию денежной единицы