Новый закон о госслужбе сократит чиновничий аппарат и наполнит его честными профессионалами с достойной зарплатой.
Но власти «рожают» реформу рекордные девять месяцев, не желая прощаться с кумовством и коррупцией, пишет Ксения Цивирко в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года.
Народный депутат Алёна Шкрум – гурман научного гранита. В свои 27 лет она получила образование в лучших вузах Европы, поработала помощником судьи в Лондоне и стажировалась в парламенте Канады. Но когда украинка вернулась на родину, двери для её творческого потенциала оказались закрытыми.
«Я не смогла стать госслужащим в Украине, получив диплом магистра права в Кембридже, — рассказывает Шкрум. — Не было открытых конкурсов, требовалось иметь десять лет опыта работы и большое количество нужных связей».
В партию Батьківщина, а затем и в парламент киевлянка попала благодаря украинской ассоциации выпускников иностранных вузов Профессиональное правительство, которая приглянулась лидеру политсилы Юлии Тимошенко как средоточие подготовленных на Западе управленческих кадров.
Шкрум получила шанс решить те проблемы, с которыми совсем недавно столкнулась сама. Она вместе с целевой командой реформ и зарубежными экспертами занялась разработкой законопроекта О государственной службе. Изменения предполагают деполитизацию высокопоставленных чиновников, сокращение ненужных должностей, внедрение конкурса на вакансии и новую систему оплаты труда. Чтобы занять место госслужащего, кандидату придётся доказать свои профессиональные способности, высокий уровень знаний и добросовестность.
На внедрение реформы Евросоюз безвозмездно предоставил Є 90 млн помощи. Кроме того, принятие реформы является условием выдачи ЕС второго транша в размере Є 705 млн
На внедрение реформы Евросоюз безвозмездно предоставил Є 90 млн помощи. Кроме того, принятие реформы является условием выдачи ЕС второго транша в размере Є 705 млн. Однако она оказалась одним из самых больших «долгостроев» среди прочих реформ. Работу над законопроектом команда начала ещё весной 2014-го, а ровно год назад он был готов к рассмотрению в парламенте. Но с тех пор в ВР то не набирается нужный кворум, то парламентарии предлагают к нему более 1 тыс. поправок, а затем месяцами обсуждают их, то его отзывает на доработку Президент.
«Раньше Нового года законопроект, скорее всего, не примут, — даёт неутешительный прогноз Тарас Случик, руководитель регионального отделения Института политического образования. — К сожалению, его пытаются жёстко отклонить».
Корреспондент попытался разобраться в нюансах предлагаемой реформы и в том, кому и почему невыгодно продвижение реформы.
Накрылась премия
Сегодня минимальный должностной оклад в системе госуправления, как и везде, составляет 1.378 грн. Для многих будет открытием, но именно такую неказистую сумму ежемесячно официально получают 40% госслужащих – правда, не считая премий и надбавок. Поэтому многие эксперты и обыватели объясняют привлекательность данной сферы деятельности дополнительными, неофициальными «бонусами» — в частности возможностью получать взятки.
В число госслужащих не сможет попасть обслуживающий персонал, который работает в государственных учреждениях, а также сотрудники патронатных служб
Новый закон обещает увеличить размер минимального оклада вдвое за счёт сокращения ненужных должностей, а сумма денег, которая выделялась из бюджета на оплату труда, останется прежней. Зато её разделят между собой только самые достойные. В число госслужащих не сможет попасть обслуживающий персонал, который работает в государственных учреждениях, а также сотрудники патронатных служб.
«Ни помощники нардепов, ни советники министров, ни пресс-секретари не будут называться госслужащими, потому что их выбирают высшие должностные лица под свой патронат, — объясняет Шкрум. — Например, министр сам выбирает себе советника, который должен освободить своё рабочее место после ухода министра. Закон чётко разделяет сферу политической, государственной и патронатной служб».
Структура жалованья чиновника поменяется зеркально. Сейчас 30% его составляет оклад, а остальные 70% — премия и надбавки. Высокая премия — это инструмент, с помощью которого начальник манипулирует подчинённым, заставляя выполнять разные поручения, порой не связанные с его непосредственной работой.
«В случае, когда премия будет составлять 30% в структуре зарплаты, чиновник будет более защищён от давления сверху, — полагает Случик, — и он будет понимать, что его нелояльность к руководству существенно не повлияет на уменьшение зарплаты».
Цифры в зарплатных ведомостях вырастут не сразу. Бюджет страны ныне переживает тяжёлые времена, и существенный подъём жалованья анонсирован только к 2019 году
Но цифры в зарплатных ведомостях вырастут не сразу. Бюджет страны ныне переживает тяжёлые времена, и существенный подъём жалованья анонсирован только к 2019 году. Тогда размер минимального оклада для чиновника достигнет суммы двух минимальных зарплат. Если за основу брать нынешнюю минималку, то получится 2.756 грн. До этого момента оплата труда будет расти постепенно. Согласно проектным расчётам законопроекта, вначале среднее жалованье должно вырасти с 3,9 тыс. до 6 тыс. грн при условии сокращения 20% чиновников.
Чтобы ускорить процесс устранения финансового дефицита, на прошлой неделе премьер-министр Арсений Яценюк обратился к Европейской комиссии с просьбой помочь с увеличением фонда зарплаты госслужащих. Он признал, что без существенного повышения жалованья чиновников и сотрудников фискальных служб побороть коррупцию и привлечь туда профессионалов будет невозможно.
Как полагает Шкрум, речь идёт прежде всего о доплатах для высших чиновников — главной группы коррупционного риска, чтобы у тех не возникало потребности компенсировать низкие зарплаты взятками.
«Такая схема работала в Польше, — объясняет депутат. — Там на госслужбу брали новых людей, например из бизнеса. Но чтобы у них не было соблазна вернуться назад или брать взятки, им повысили зарплату до уровня прежнего места работы».
По данным Шкрум, сумма транша ещё не обсуждалась ни в украинском правительстве, ни в ЕС.
«Сначала нужно внедрить реформу, а потом уже вести разговор о деньгах», — резюмирует она.
Прощай, Иван Иваныч
Одновременно с уровнем жалованья должен вырасти и профессиональный уровень госслужащих. Сегодня чиновники, попавшие в свои кабинеты благодаря не знаниям и опыту, а родственным и политическим связям, крепко держатся за свои места.
«Однажды заместительница главы администрации попросила меня взять в управление её секретаршу, — вспоминает Александр Тихоневич, бывший начальник управления по делам семьи, молодёжи и спорта Святошинской РГА в Киеве. — Я знал эту девушку, и прямо скажу, что она не совсем подходила для такой работы. Я отказался, но стоило мне приболеть и пойти на больничный, так в это время её перевели в моё управление. Была секретарём, а стала главным специалистом в сфере молодёжи и спорта!»
Для борьбы с кумовством и политическими протекциями реформа предлагает два основных инструмента — введение открытого конкурса на должности и запрет членства в партиях для чиновников высшего ранга.
Шкрум считает, что госслужба должна стать карьерной — то есть у каждого появится возможность пройти путь от низшего до высшего ранга, параллельно получая образование в сфере госменеджмента. По её словам, совершенно неприемлемо, что ныне 75% руководителей высшего корпуса имеют дипломы в отраслях, далёких от управления.
На конкурсе претенденты на должность госслужащего будут проходить целую полосу препятствий. На тестировании они покажут знание законодательства, на собеседовании продемонстрируют свой уровень практических навыков
Поэтому на конкурсе претенденты на должность госслужащего будут проходить целую полосу препятствий. На тестировании они покажут знание законодательства, на собеседовании продемонстрируют свой уровень практических навыков.
Конкурсная комиссия должна состоять из представителей парламента, президента, Антикоррупционного бюро, ассоциаций работодателей и профсоюзов. Это, по мнению авторов законопроекта, существенно снизит возможность предварительных договорённостей и необъективной оценки.
Перечень вакансий всех департаментов и структур будет в свободном доступе на сайте Национального агентства по вопросам государственной службы, и соискателю не придётся изнурять себя поиском работы на отдельных веб-представительствах. Там же сразу можно будет подать заявку на участие в конкурсе.
Екатерина, магистр факультета международной информации КИМО, попросившая не называть её фамилию, планирует связать свою жизнь с госслужбой, но к реформе пока относится скептически.
«Конкурс — это фикция, — категорично настроена она, наблюдая за тем, что происходит в стране. — Вот, например, [глава Одесской ОДА Михаил] Саакашвили, наш самый большой борец с коррупцией, недавно объявил открытый конкурс на главу Одесской таможни, в котором принимали участие 60-70 человек. А 16 октября [Пётр] Порошенко представил главой таможни 26-летнюю Юлию Марушевскую, которая является заместителем Саакашвили. Так о каком конкурсе может идти речь?!»
Реформа в коме
Законопроект, реформирующий госслужбу, мог быть принят ещё до начала 2015 года, утверждает Шкрум. Однако до сих пор голосование по тем или иным причинам оттягивается. Главный инструмент борьбы с бюрократией увяз в ней сам, иронизируют аналитики.
«Знаете, как у нас бывает: хорошее качество закона компенсируется его невыполнением, в данном случае — непринятием»,— напоминает известную поговорку Константин Ващенко, глава Национального агентства Украины по вопросам госслужбы.
Прогресс выполнения задач этой реформы за 2015-й составляет 33% и значительно отстаёт от графика. Потому что никто не заинтересован в принятии законопроекта, кроме самих украинцев и нескольких депутатов
По данным Национального совета реформ, прогресс выполнения задач этой реформы за 2015-й составляет 33% и значительно отстаёт от графика. Потому что никто не заинтересован в принятии законопроекта, кроме самих украинцев и нескольких депутатов, уверена Шкрум.
«Открытые конкурсы ставят под угрозу возможность размещения своих людей на нужных местах, и этому правительство сопротивляется. Кроме того, теряются коррупционные потоки», — объясняет она.
Многих госслужащих пугает неизвестность, особенно той участи, которая постигнет каждого из них после введения закона, полагает Ващенко. Страх перед возможным сокращением и потеря выгодных каналов связи заставляет их крепко держаться за места, отсрочивая неминуемый приговор.
Глава Нацагенства по вопросам госслужбы сравнивает внедрение закона с процессом, когда нынешний уровень сервиса в бутиках постепенно вытеснил грубое обслуживание, доставшееся Украине в наследие от советских универмагов. К качественному обслуживанию вынудил прийти рынок, а не строгие предписания и директивы.
«Точно так же будет перестроена система государственной службы, — говорит Ващенко. — То есть те, кто будет забывать, что их главная функция — обеспечивать интересы общества и гражданина, не будут иметь перспектив удержаться на работе».
Глава госслужбы предполагает, что в Украине для чиновников сложится саморегулируемый рынок профессионального труда, когда образуется ассоциация сотрудников какой-либо сферы и через неё лучшие специалисты находят работу.
Например, в Европе существует саморегулируемый рынок таксистов, но чтобы иметь на нём успех, недостаточно обладать правами и автомобилем, а нужно заработать хорошую репутацию среди клиентов. Если на водителя жалуются пассажиры и он не следит за чистотой машины, такой таксист не имеет шансов удержаться в ассоциации и заниматься извозом.
По мнению Ващенко, украинское общество ещё довольно инертно и к таким новшествам относится настороженно. Многих чиновников пугает перспектива оказаться на улице при сокращении аппарата, однако глава госслужбы уверяет, что тех, кто работал честно и добросовестно, оно не коснётся.
Реформа госслужбы буксует не сама по себе — она заодно тормозит введение других преобразований, к примеру судебной реформы
И тем не менее через большую чистку придётся пройти многим. Реформа госслужбы буксует не сама по себе — она заодно тормозит введение других преобразований, к примеру судебной реформы.
Кроме того, принятие законопроекта — это условие второго транша от ЕС, который предусмотрен коалиционными соглашениями между Украиной и Евросоюзом. Только перспектива получить деньги из Европы может подтолкнуть украинские власти к принятию законопроекта, полагает политолог и экономист Андрей Новак.
«Закон пока что не приняли, потому что власть никогда не интересует то, что может снизить её влияние, — рассуждает Новак. — Сейчас в коалиционном большинстве нет единства, и это тоже пагубно влияет на внедрение реформы. Чтобы это произошло, нужно внешнее политическое влияние. Это кредиты ЕС и переговоры насчёт безвизового режима».
***
Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.