Русская служба Deutsche Welle,
17 ноября 2014, 06:03
Сербское правительство пытается убить двух зайцев: ускорить вступление в ЕС и одновременно не испортить отношения с Россией.
В настоящее время в столицу Сербии Белград приезжают политики со всего мира. В начале октября здесь был с визитом президент России Владимир Путин, сразу после него - французский премьер-министр Манюэль Вальс, главы правительств Черногории и Румынии, а также наследник норвежского престола. Затем - правда, со второй попытки - в Белграде состоялась встреча с албанским премьер-министром Эди Рамой - историческое событие, ведь это первый официальный визит главы албанского правительства в Сербию за почти 70 лет. Теперь же, в воскресенье, 16 ноября, в составе крупной делегации представителей деловых кругов в Белград приехал немецкий министр экономики и вице-канцлер Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel).
Столь разные визиты отражают, в том числе, и двойственность сербской внешней политики. С одной стороны, Белград хочет сохранить хорошие отношения с Москвой и показать своим избирателям, насколько важную роль играет Сербия на международной арене. В то же время страна старается выглядеть "образцовым учеником" в глазах Евросоюза, "хорошим соседом" на Балканах - в регионе, который считается "пороховой бочкой Европы".
В этом свете поездка Габриэля в Белград означает гораздо больше, чем просто рабочий визит министра экономики западной страны: сербы убеждены, что переговоры о вступлении страны в ЕС могут начаться только тогда, когда Берлин даст зеленый свет. Была бы воля Белграда, переговоры могли бы начаться уже в декабре этого года.
Экономический коллапс
Попытка сохранить нейтралитет во времена напряженных отношений между востоком и западом - это единственная разумная стратегия для сербских политиков, считает журналист и эксперт по Балканам Андрей Иваньи. Россия уже не раз спасала Сербию от банкротства. Так, сербский государственный нефтяной монополист NIS был за бесценок продан Газпрому, страна получила 800 миллионов долларов США на реконструкцию пришедшей в упадок Сербской железной дороги, кроме того, Москва неоднократно выделяла дешевые и нецелевые кредиты, чтобы Сербия могла залатать дыры в своем бюджете. "В настоящее время никто не способен заменить экономическое присутствие России", - убежден Иваньи.
Одновременно Сербия нуждается и в экономическом сотрудничестве с Брюсселем, а также в инвестициях из ЕС. "Без поддержки как со стороны Брюсселя, так и Москвы в стране просто произойдет экономический коллапс", - уверяет Иваньи. Согласно некоторым оценкам, безработица в Сербии составляет около 26 процентов, без работы сидят более половины молодых людей. В стране сейчас больше пенсионеров, чем работающего населения, а средняя зарплата не превышает 400 евро в месяц. Процветают коррупция и нелегальная трудовая деятельность.
Непростой компромисс
Правительство в Белграде пытается сохранить политический баланс между востоком и западом. При оценке российской аннексии Крымского полуострова премьер-министр Сербии Александар Вучич пошел компромиссным путем: Сербия признаёт суверенитет Украины, однако не присоединяется к санкциям Евросоюза против России. Такая позиция критикуется многими европейскими политиками. Допустимо ли подобное со стороны кандидата на вступление в ЕС? "Допустимо, - решительно заявляет немецкий социал-демократ Дитмар Нитан (Dietmar Nietan). - Нам всем известна экономическая ситуация в Сербии и те особые отношения, которые связывают ее с Россией, поэтому будет лицемерием, если действия Сербии сейчас начнут оцениваться лишь по тому, какую позицию она занимает в отношении России".
С европейской точки зрения, гораздо более важным является нормализация отношений с Косово. Бывшая сербская провинция, объявившая в одностороннем порядке независимость в 2008 году, признается уже более чем ста странами - но не Сербией. Под давлением ЕС между лидерами двух стран уже прошли несколько встреч, недавно правительства заключили ряд двусторонних соглашений.
Безопасность важнее свободы?
Благодаря своему прагматизму в отношении Косова, премьер-министр Вучич выглядит на международной арене миролюбивым политиком. Однако в собственной стране он установил автократический режим. Немногие независимые СМИ называют его "путинизированным" европейским правителем - наряду с Виктором Орбаном в Венгрии, Реджепом Эрдоганом в Турции или Виктором Понтой в Румынии. Критически настроенные журналисты оказываются под давлением, доступ к медиаканалам для них закрыт: несколько популярных политических программ были недавно сняты с телеэфира. Среди них и известное ток-шоу "Впечатления недели", автор которого - Оля Бечкович - утверждает, что непосредственно перед этим премьер-министр лично наорал на нее по телефону. "Таким образом государство показывает нам, насколько нежелательна любая общественная критика", - объясняет Вукашин Обрадович, глава Независимого объединения журналистов Сербии (NUNS). Главная цель - это запугать журналистов, поделился он в разговоре с DW.
Сербский журналист Иваньи поясняет, что в Берлине или Брюсселе Сербию рассматривают не как отдельную страну, а лишь как часть балканского региона, где Белград, по его словам, имеет большое влияние. "Пока Сербия выступает в роли фактора стабильности, европейцев мало интересует все остальное - к примеру, насколько сильна в стране оппозиция или есть ли у нас свобода слова", - убежден Иваньи.