800 лет назад феодалы и бароны заложили основы современной демократии, подписав Великую хартию вольностей.
«На паутинке жизнь моя висит. Твоих вестей дождавшись, оборвётся. И всё, что видишь, станет комом грязи. И слепком королевского величья. И лишь бумага сохранит меня», - эти слова в конце XVIвека написал Уильям Шекспир, заканчивая свою пьесу Король Иоанн.
Вообще драматург уделял мало внимания временам до Столетней войны (1337-1453), так как его любимыми темами были нарушения в порядке престолонаследия, пишет Наталья Гузенко в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года. И, тем не менее, он посвятил целую пьесу королю, который мог бы ничем не запомниться миру, если бы не та самая бумага, о которой монарх говорит перед смертью.
Этой бумагой стала Великая хартия вольностей (на латыни, языке оригинала, – MagnaCarta), которую король и английские бароны подписали 15 июня 1215 года в долине Раннимед недалеко от Виндзора, который на то время был одним из предместий Лондона. Документ, казавшийся временным, стал основой всего права Великобритании.
Пять статей, принятые 800 лет назад, до сих пор сохраняют свою актуальность и применяются в Британии
Надо сказать, эта страна и сегодня не имеет единого свода норм, который можно было бы назвать конституцией. И именно MagnaCartaстала основой для разных законов, по которым живёт государство. Более того, пять статей, принятые 800 лет назад, до сих пор сохраняют свою актуальность и применяются в Британии.
Глобально Великая хартия привела к тому, что в мире впервые задумались над тем, как именно кодифицировать нормы, защищающие права человека. Ранее такие понятия, как определение меры наказания только судом для каждого, были утопией. Когда же в Англии в XVIIвеке началась революция, именно Хартия стала основой требований буржуазии к королю. После событий революции положения документа закрепили в законодательстве, и они стали основой для ограничения власти монарха.
Позднее Хартию использовали для создания конституций во Франции и США. Философы того времени рассматривали её как образец ограничения абсолютной монархии и создания института сдерживания и противовесов - чтобы ни один человек не мог получить полную власть.
Сейчас большинство историков считают, что демократическая традиция, ставшая привычной для западного мира, родилась именно 800 лет назад в Британии. В июне нынешнего года в Европе будут пышно отмечать юбилей, и в ходе мероприятий планируется открытие нового памятника Хартии на месте её подписания. Монумент должна открыть королева Елизавета – она станет монархом, который правит этой страной дольше всех в истории Англии.
По мнению экспертов, сейчас, когда система международного сдерживания разрушается, создание похожего документа, но только более глобального, может стать шансом для мира избежать нестабильности и множества войн. Ведь тогда Англия также стояла на грани выживания, и король Иоанн вынужден был дать своим подданным больше свободы.
Монарх без страны
Король Иоанн ещё до вступления на престол имел очень скверную репутацию как правитель – и у себя дома, и за границей. Согласно народным легендам, которые потом переработал Вальтер Скотт, именно против его правления боролся известный лучник Робин Гуд. В самих книгах принц Джон, как прозвали британцы Иоанна, не участвует, но постоянно говорится, что его правление принесло народу множество бед. А шериф Ноттингемский и злой рыцарь Гай Гисборн были его слугами.
Если легендарный благородный разбойник таки существовал и партизанил в Шервудском лесу, то это было время, когда король Ричард Львиное Сердце находился в крестовом походе, а его брат Иоанн попытался стать королём вместо него.
Надо сказать, что Иоанн до этого правил в Ирландии и владел значительными землями в самой Британии, тогда как его брат Ричард вырос во Франции и был больше французом, чем англичанином. Он говорил на французском языке и за время своего правления провёл на родине совсем немного лет. Тем не менее именно он стал королём после смерти их отца Генриха II. И почти сразу отправился воевать во Францию.
Дело в том, что Британия в те времена владела обширными землями на континенте. В империю входили Аквитания, Нормандия и Бретань. Суммарно эти земли составляли большую территорию, чем владения французских королей. Париже постоянно хотел вернуть себе богатые провинции, тогда как британцы желали подчинить себе всю Францию. При этом ни одна сторона не могла получить преимущества.
В 1190 году Ричард после недолгой войны во Франции решил, что должен прославить себя крестовым походом. Тем более что тогда большая часть Иерусалимского королевства на Ближнем Востоке перешла под контроль мусульман и папа римский постоянно призывал рыцарей Европы сплотиться и отвоевать его.
Для Ричарда это был шанс доказать, что он является истинным воином и достойным наследником легендарных рыцарей круглого стола. В те годы идея крестовых походов оставалась популярной разве что среди таких натур, как Ричард. Более прагматичные монархи предпочитали решать домашние проблемы и откупаться от священного долга деньгами.
Иоанн был очень рад тому, что его брат отбывает за море, так как рассчитывал, что он оттуда не вернётся. Нужно сказать, что на тот момент у Ричарда не было детей. И вряд ли бы они появились: по версии многих историков, король был гомосексуалистом. Поэтому в случае его смерти Иоанн мог наконец рассчитывать на корону.
Но в 1191 году Ричард внезапно объявил своим преемником сына другого своего брата – Джеффри. Это было нарушением очереди на престол, и Иоанн решился поднять мятеж против короля. Он высадился в Англии, но не смог договориться с самыми влиятельными феодалами и вынужден был бежать.
Между тем Ричарда, с позором возвращавшегося из крестового похода, захватил в плен император Германии, который потребовал за него баснословный выкуп. Иоанн в изгнании писал императору, чтобы он подольше не выпускал брата, а сам собирал армию для новой попытки захвата трона.
Но в 1192-м Ричард вернулся и простил брата. Через три года он таки назначил Иоанна наследником. И сразу отправился воевать во Францию, где и погиб в 1199 году. При осаде незначительного города Ричард был ранен стрелой в шею и вскоре умер от заражения крови.
Иоанн наконец получил долгожданный престол. Но почти сразу ему пришлось решать старые французские проблемы. Король Франции Филипп-Август заявил, что не признаёт его права на трон, и вторгся в Нормандию захватив эту область. За несколько лет постоянных битв и осад Англия отправляла через Ла-Манш всё больше людей и оружия. Соответственно, Иоанн должен был взимать больше налогов и требовать от своих баронов денег на продолжение войны.
Примириться с французами означало потерю значительных владений на континенте. Кроме того, в Париже активно поддерживали сына Джеффри, которого хотел сделать королём ещё Ричард. Если остановить войну на материке, она может переметнуться на остров.
Постоянно растущие налоги заставили короля обратить внимание на церковные земли, которые не платили сборы в казну. И когда папа сам назначил главного епископа Англии без согласия Иоанна, тот не признал это назначение и не допустил посланца Рима в Британию. В ответ на это Рим отлучил страну от церкви. То есть теперь младенцев не крестили, а умершие так и стояли в гробах по домам, так как отпевать и хоронить их запрещалось.
Иоанн ответил церковникам массовыми арестами духовенства, которое не соглашалось проводить религиозные таинства, а также конфискацией монастырских земель. Но вскоре он узнал, что Филипп-Август уже договорился с папой и хочет объявить крестовый поход против Иоанна как против безбожника.
Иоанн быстро признал, что был неправ в конфликте с церковью, и помирился с папой. И, чтобы ответить Филиппу-Августу, начал собирать армию. Однако в 1214 году британцы потерпели сокрушительное поражение при Бувине и потеряли почти все свои французские владения. Иоанн вынужден был вернуться в родную страну, похоронив мечту Ричарда об огромной империи на материке. Более чем на 100 лет англичане не решались вмешиваться в политику Парижа.
Иоанн же прибыл в Англию, которая была разорена высокими налогами, собираемыми Ричардом и им самим на войны. Бароны были недовольны постоянными конфискациями людей и имущества на фронт, и король чувствовал, что ему нечего на это ответить, так как поражение при Бувине сделало невозможными новые войны, а внутри страны явно зрел заговор.
Путаная хартия
По словам историков, король знал о том, что против него готовится восстание, но не отнёсся к угрозе с должным вниманием. Он, как обычно, выступил на ежегодный сбор дани, когда возле Лондона его окружили войска баронов. При этом сам Лондон также поддержал мятежников, а главные церковные прелаты служили мессы за их здоровье.
Из 63 статей Хартии большая часть стала плодом лихорадочного составления. Видимо, участники заговора не были готовы к тому, что монарх так быстро сдастся
Королю ничего другого не оставалось, кроме как согласиться на их условия. Сборником этих условий и стала Великая хартия вольностей. Все признают, что из 63 её статей большая часть стала плодом лихорадочного составления. Видимо, участники заговора не были готовы к тому, что монарх так быстро сдастся.
Сам документ можно разделить на несколько частей. Во-первых, это подтверждение прав крупных феодалов. Они являлись движущей силой заговора, соответственно, их интересы и оказались на первом месте в документе.
Теперь король не мог самостоятельно вводить дополнительные налоги и собирать их без согласия комитета из 25 самых влиятельных баронов. Кроме того, монарх не мог самостоятельно конфисковывать земли и имущество крупных феодалов. Также указывался перечень тех налогов, которые можно взимать короне. Всего этому посвящено более трети документа.
Во-вторых, определялись права церкви и её неприкосновенность. Надо сказать, что данный раздел первым был нарушен властями Британии. Когда Генрих VIIIв 1534-м оказался в конфликте с папой, он просто признал себя главой церкви в Англии и конфисковал всё её имущество в свою пользу. Но тогда времена изменились, и большинство британцев равнодушно относились к католицизму, так что это нарушение мало кто заметил.
В Хартии определялось, что никто не может быть арестован или лишён имущества без согласия суда. И каждый свободный человек имеет право спокойно покидать страну и возвращаться туда
Наконец, в Хартии определялось, что никто не может быть арестован или лишён имущества без согласия суда. И каждый свободный человек имеет право спокойно покидать страну и возвращаться туда. Эти нормы относились, конечно, больше к феодалам и свободным крестьянам, чем к крепостным, но для того времени они были очень смелыми.
Историки считают, что в стремлении ограничить короля бароны также провели конституционную реформу всей системы власти. Другое дело, что уже вскоре сам Иоанн отказался исполнять договор и заявил, что его принудили подписать «эту бумагу».
Он начал новую войну против баронов и на сей раз собирался брать их замки штурмом один за другим. Из-за бессилия мятежники призвали французского принца Людовика на престол Англии. Войско из Франции высадилось на острове и даже захватило Лондон.
Между тем Людовика не смогли короновать, так как корону и все сокровища Иоанн предусмотрительно вывез из города. Поэтому пока Иоанн оставался единственным королём. К томуже сами британцы уже были недовольны тем, что ими будет править француз.
Иоанн опять начал войну. Он напал на замки мятежников в Восточной Англии, но наткнулся на ожесточённое сопротивление. В замке Линн, где король собирал подкрепление, разразилась эпидемия дизентерии. Иоанн также заболел, но не решился прерывать кампанию, ведь французы уже шли ему навстречу.
Но вскоре короля постигло и другое несчастье. При переправе вброд через один из заливов у берегов Англии его обоз накрыло неожиданным приливом. Иоанн потерял все свои сокровища, в том числе главное – корону. Это усугубило его болезнь, и через несколько дней он скончался. После этого феодалы отвернулись от французского принца и провозгласили королём сына Иоанна, который, правда, был ещё маленьким и нуждался в опеке. Людовик вернулся к себе домой, а страной стал править специальный регентский совет.
В последующие годы новые короли Англии постоянно подтверждали права, записанные в Великой хартии вольностей, хотя и с разными оговорками. Но в большинстве своём свободы граждан оставались нетронутыми
В последующие годы новые короли Англии постоянно подтверждали права, записанные в Великой хартии вольностей, хотя и с разными оговорками. Но в большинстве своём свободы граждан оставались нетронутыми.
Понятно, что ограничение власти монархов зависело от того, насколько сильный правитель был на престоле. Так, Генриху VIIIникто не помешал упразднить католическую церковь, а его преемнице Марии Тюдор – опять вернуть её и начать репрессии против инакомыслящих.
Но всё же Хартия стала главным документом в период Британской революции XVIIвека, когда права королей были окончательно ограничены. А главное, после принятия Хартии ситуация уже никогда не стала такой, какой была до её подписания.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.