UA
 

Укрощение строптивой. ЕС не готов избавиться от Греции

Корреспондент.net,  10 июля 2015, 07:45
33
8918
Укрощение строптивой. ЕС не готов избавиться от Греции
Фото: АР
Несмотря на катастрофический долг Греции, ЕС не прекратит ее финансировать, поскольку это угрожает стабильности всей Европы

Несмотря на проваленный референдум, в ЕС не хотят полного разорения Греции.

На стене парламента Греции кто-то из протестующих написал: Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына. Наверное, эти начальные строчки из Илиады должны были означать, что Греция не готова покориться никаким требованиям кредиторов и будет бороться до последнего, пишет Павел Сивоконь в №27 журнала Корреспондент от 10 июля 2015 года.

В день исторического референдума премьер Греции Алексис Ципрас в ходе своего выступления в парламенте также много размышлял об историческом наследии Греции, парламентаризме и демократии. Интересно, что в этот момент большинство банков и финансовых учреждений страны были закрыты. А на банкоматах висели объявления, что наличности нет и когда она будет, абсолютно непонятно.

По словам Ципраса, государству нужно всего € 1,5 млрд, чтобы провести нужные платежи, и всё станет хорошо. При этом он не чувствовал даже доли ответственности за то, что его страна оказалась в состоянии дефолта и не может платить по обязательствам.

Более 60% населения страны высказались за отказ от всех требований, и пока непонятно, к чему это приведёт

Референдум по вопросу принятия требования МВФ, Еврокомиссии и ЕЦБ, который состоялся 5 июля, показал, что в общем греки поддержали своего лидера. Более 60% населения страны высказались за отказ от всех требований, и пока непонятно, к чему это приведёт. Теперь правители Греции и ЕС собираются на экстренный саммит, чтобы придумать, как именно опять спасать государство, никак не желающее идти на уступки.

Европу разрывают два противоположных чувства. По мнению Георгиуса Дзогополуса,аналитикаГреческого фонда европейской и зарубежной политики, чиновникам в Брюсселе становится всё сложнее объяснять странам Восточной и Южной Европы, почему Афинам прощают все долги и дают деньги, несмотря на откровенно враждебное отношение Греции к идее Единой Европы.

В Париже и Берлине понимают, что исключение Греции из еврозоны поставит под сомнение эту идею. Более того, нет никаких законодательных норм для того, чтобы сделать это

С другой стороны, в Париже и Берлине понимают, что исключение Греции из еврозоны поставит под сомнение эту идею. Ранее ни одну страну оттуда не изгоняли. Более того, нет никаких законодательных норм для того, чтобы сделать это.

Если Германия или Франция нарушат суверенитет Греции, это будет означать, что союз перестал быть демократичным. Поэтому в Афинах так много говорят о демократии и правах человека. Правда, забывая, что уже получили от демократичной Европы более € 200 млрд и явно не спешат останавливаться.

Скорее всего, Греция таки откажется платить по части обязательств и её будут опять спасать, давая всё больше денег. Что интересно, в эту ловушку ЕС и Греция загнали себя сами.

После голосования

Сразу после того, как греки отвергли предложение кредиторов, в СМИ появились сообщения о том, что Афины уже на пути изгнания из ЕС и еврозоны, что страна готовится вводить собственную валюту — драхму, чтобы самостоятельно развивать экономику. Но эксперты считают, что такие выводы делать преждевременно.

Во-первых, никто не говорит о выходе государства из ЕС. В самом плохом случае это может закончиться выходом Греции из зоны единой валюты. И даже если греки решатся на такой шаг, это не станет трагедией, так как в Евросоюзе сейчас есть страны, пользующиеся своей валютой. Хотя пока Греция будет готовиться к валютной независимости, нужно будет ввести расписки или другие денежные суррогаты. Это, конечно, разгонит инфляцию, но не будет смертельным ударом для Афин.

Во-вторых, никто не говорит об исключении Афин из ЕС. Пока это просто невозможно, так как никто не знает, как это сделать. И кто должен принимать решение о том, как исключить страну из союза.

Пока греки отказались платить по распискам МВФ. Но это не основной долг Греции, пока основные издержки несут на себе Германия, Франция и США

В-третьих, пока греки отказались платить по распискам МВФ. Но это не основной долг Греции, пока основные издержки несут на себе Германия, Франция и США. Так что дефолт по данным распискам валютного фонда не такая большая трагедия. В последние годы фонд всё реже берёт на себя ответственность за проблемные страны. Даже сейчас Греция может обслуживать свой долг несмотря на его гигантские размеры.

«Афины требуют списать само тело долга. И это главная проблема. О том, чтобы списать проценты, речь не идёт», — говорит Корреспонденту Елена Панаритис, аналитик Всемирного банка.

Но в любом случае переговоры между Грецией и кредиторами могут затянуться на несколько месяцев, и решение референдума не даст ни одной из сторон значительных преимуществ.

Европейские революционеры

Кризис в Греции стал звёздным часом Ципраса. Без долгого противостояния между Афинами и Брюсселем и при постепенном угасании экономики страны его партия СИРИЗА никогда не получила бы большинства голосов на последних парламентских выборах - в феврале 2015-го. В период процветания эта политическая сила была одной из многих радикальных организаций, которые боролись за несколько процентов в ходе очередных выборов.

Более того, Ципрас уже сейчас стал политиком континентального уровня и символом борьбы за права угнетённых работников в Европе. Он демонстративно ездит в Москву и беседует с Владимиром Путиным, хотя другие лидеры ЕС не хотят общаться с российским президентом. Когда в мае 2014-го в Еврокомиссии делили посты, Ципрас имел определённые шансы возглавить европейскую дипломатию.

Но, как считает Джим Роло из аналитического института Chatham House, греческое правительство пока не показало никаких результатов.

«Они могут требовать и занимать непримиримую позицию, но реальных реформ не видно», — говорит эксперт Корреспонденту.

По его мнению, эти люди проводят знакомую политику оккупации Европы, ведь Ципрас вырос из студенческих протестов, которые привычны для Греции, и поэтому проводит такую политику и сейчас. Она может быть успешна, только пока Европа готова идти на уступки. Но дело в том, что к коренным преобразованиям Афины не готовы. Перед референдумом там обсуждали, кто больший демократ, а не как наполнить банкоматы.

Но именно этим они и притягательны для избирателей, так как могут показаться защитниками бедных от притязаний мировых бюрократов. Следовательно, Ципрас постоянно должен выступать с радикальными требования и осуждать мировых лидеров, чтобы оставаться популярным. Как только кризис закончится, его популярность может пойти на спад.

Дилемма Берлина

Главную ответственность среди стран ЕС за греческий кризис сейчас несёт Германия. Она уже аккумулировала у себя значительную часть долговых расписок этой страны, и её министр финансов Вольфганг Шойбле прямо дал понять ещё в начале 2015 года, что не ждёт быстрого погашения бумаг.

Кроме того, Берлину нужно постоянно вырабатывать новые предложения для греков, чтобы поднять их экономику. И на Ангелу Меркель ложится груз принятия решений по этому поводу.

На неё уже и так обрушились с критикой за то, что ЕС оказался абсолютно не готовым к украинскому кризису и не создал единой внешней политики за столько времени. Много лет в Берлине не хотели думать об обороне и отдавали её на откуп НАТО и США. И когда Россия аннексировала Крым и начала поддерживать сепаратистов на Донбассе, Европа долгое время не могла выработать общую позицию по данному вопросу.

Для немецких избирателей непонятно, почему они должны не только платить за просчёты греков, но и обеспечивать безопасность Восточной Европы

Экономический кризис также стал испытанием для Германии. Государство смогло преодолеть его за несколько лет и перестроить свою экономику. Но Берлин постоянно вынужден платить другим странам ЕС, чтобы те не разорились. Для немецких избирателей непонятно, почему они должны не только платить за просчёты греков, но и обеспечивать безопасность Восточной Европы.

Но несмотря на упорное нежелание Греции принимать предложения Евросоюза, переговоры, скорее всего, продолжатся. Никто не заинтересован в полном разорении греков. Они будут вынуждены пойти на некоторые уступки и опять получать деньги. И это неудивительно, так как греческие трагедии не заканчиваются быстро.

***

Этот материал опубликован в №27 журнала Корреспондент от 10 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: ЕСГрециядолгиреферендумЕврозона
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии