Как Турция и Россия снова становятся друзьями.
Президент России Владимир Путин провел насыщенную переговорами неделю.
И если прием в Сочи канцлера Германии Ангелы Меркель не добавил российскому президенту положительных эмоций, то визитом турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана и Москва, и Анкара остались довольны.
Путин провозгласил полное восстановление отношений с Турцией и поведал, что договорился с Эрдоганом об учреждении совместного инвестиционного фонда объёмом до 1 миллиард долларов.
Важной темой визита стала и обсуждение ситуации в Сирии.
Корреспондент.net разбирался в новом витке отношений между “заклятыми друзьями”.
Новое потепление
Путин и Эрдоган, выйдя после переговоров к журналистам, рассказали о итогах переговоров, делая комплименты в адрес друг друга.
Это был уже третий визит турецкого лидера в Россию за последние девять месяцев.
После того, как почти год назад Эрдоган извинился перед Путиным за уничтожение российского бомбардировщика в приграничной зоне между Сирией и Турцией, контакты на самом высшем уровне между обеими странами стали намного интенсивнее.
Эрдоган и Путин на встрече в Сочи
Путин был одним из первых, кто поздравил турецкого президента с результатами референдума.
По итогам очередной встречи президент России констатировал то, что отношения Москвы и Анкары нормализовались: «Некоторое время назад наши двусторонние отношения, как известно, проходили испытание на прочность. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что восстановительный период в российско-турецких связях завершен».
Путин отметил, что поток туристов из России в Турцию восстанавливается: «В эти майские праздники треть российских туристов, которые поехали отдыхать за границу, выбрали именно Турцию».
Эрдоган называл Путина “дорогим другом”.
Экономические ограничения остались
В важнейших для Турции вопросах сотрудничества – поставках овощей, в частности, помидоров, и безвизовому въезду для граждан Турции на территорию России – Путин ограничения оставил: «По этому виду товаров ограничения пока будут оставаться, так же, как и по безвизовым поездкам. Второе связано с необходимостью усиления взаимодействия между нашими спецслужбами в условиях нарастающей террористической угрозы».
При этом Турция разрешила экспорт российской пшеницы на свою территорию, который ранее был запрещен.
Вице-премьер России Аркадий Дворкович сообщил, что ограничения на импорт турецких помидоров могут сохраняться на протяжении трех-пяти лет, но они могут быть более гибкими.
Так что в торговой войне победа осталась за Москвой.
Вооружение
Турция, будучи членом НАТО, думает о покупке у России систем ПВО С-400 по цене $500 миллионов за дивизион.
"По сути это подсознательная угроза Западу, что у Турции в военном плане есть альтернативные партнеры", - пишет Neue Zuercher Zeitung.
Также стороны продолжают говорить о строительстве подводного газопровода "Турецкий поток" и запуске российской АЭС на территории Турции.
Сирия – главная проблема
После переговоров с Эрдоганом, а также телефонной беседы с Дональдом Трампом, Путин выступил с инициативой создания «зон безопасности» в Сирии.
Россия уверена, что Башар Асад – это легитимно избранный президент. Турецкая позиция полностью совпадает с позицией подавляющего большинства государств в мире, что Асад должен уйти, потому что это человек, который развязал гражданскую войну.
Как только Анкара поддержала американский ракетный удар по сирийским ВВС после газовой атаки в Идлибе и в очередной раз потребовала свержения Асада, московские политики снова заявили, что Турция наносит России "удар в спину", ведь Россия - один из теснейших союзников Асада.
Сейчас Эрдоган хотел бы продолжить свое наступление и атаковать территории, находящиеся под контролем "Демократических сил Сирии". Там решающее слово остается за курдскими "Отрядами народной самообороны" (YPG), которых в борьбе с ИГИЛ поддерживают США.
При помощи борьбы с YPG Эрдоган хочет в зародыше уничтожить курдское государство. Но пока что ему не удается расположить для этого Россию - у сирийской курдской партии PYD есть представители в Москве, а с недавних пор Россия обучает боевиков YPG в курдской провинции Африн.
Новый “удар в спину” возможен?
Главный научный сотрудник Исследовательского института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко считает, что для Эрдогана налаживание отношений с Россией – это часть закрепления собственной роли сильного лидера, способного решать проблемы: «Если еще внутриполитический фон в самой Турции, где только что был референдум и, в общем, Эрдоган одержал пусть не очень убедительную, но все-таки победу, ему нужно каким-то образом сейчас закрепляться, тем более что он теперь вообще будет чуть ли не вечным президентом. Ему нужно каким-то образом повышать свой авторитет, налаживать отношения с Россией, что выгодно для турок».
Швейцарская газета Neue Zuercher Zeitung называет действия Эрдогана “иллюзорным поворотом к России” для того, чтобы сбить с толку Запад.
Сейчас Эрдоган "действует с позиции более слабой стороны и делает то, что часто во внешней политике делают многие авторитарные правители, а именно - противопоставляет иностранных партнеров друг другу ради сохранения собственной власти. Более того, флирт с Россией не повредит и тому, чтобы сохранить интерес к себе со стороны Запада, несмотря на враждебную демократии внутреннюю политику Турции".