Русская служба Би-би-си,
12 сентября 2014, 09:25
Неоправданные надежды
"Надежды России и европейских деловых кругов, что очередной пакет санкций против Москвы так и не станет реальностью, не оправдались", - так начинается статья на передовице свежего номера газеты "Коммерсант".
Согласно новым санкциям, граждане и компании ЕС больше не могут предоставлять займы пяти крупнейшим государственным банкам России. Одновременно запрещается торговля новыми облигациями, акциями или схожими финансовыми инструментами со сроком погашения более 30 дней, выпущенными этими же банками.
Аналогичные ограничения наложены на три крупнейших предприятия ОПК РФ и три ведущие энергетические компании. Кроме того, запрещаются "некоторые услуги, необходимые для поиска и добычи нефти на глубоководье, в арктических зонах и проектов по добыче сланцевой нефти".
"Коммерсант" пишет, что речь идет о тех же госбанках, в отношении которых уже введены санкции: Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке, ВЭБе и Россельхозбанке.
Большую часть в материалах на эту тему занимает анализ ответных мер России, которые уже анонсированы.
Советник президента РФ Андрей Белоусов уточнил, что ограничения затронут авторынок и легкую промышленность. По словам чиновника, "это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных", и "товаров легкой промышленности", в частности "некоторых видов одежды". Минэкономики, пишет газета, уже подготовило перечень этих товаров.
"Более 70% рынка занимают европейские бренды. Российским компаниям сложно попасть на гражданский рынок, ритейлеры изначально ориентированы на работу с иностранной продукцией"
Светлана Андриянова, президент компании "Фарадей"
Источники "Коммерсанта" подчеркивают, что ограничения могут коснуться не только подержанных иномарок, но и новых машин, "у которых есть аналоги в России". "Вводить запрет лишь на старые иномарки как минимум неэффективно, учитывая, насколько мал объем импорта этих машин", - отмечает один из собеседников газеты.
А вот ограничения на ввоз новых автомобилей эксперты называют "куда более болезненными". Исполнительный директор НП "Объединение автопроизводителей России" Игорь Коровкин считает, что запрет на импорт новых машин "вполне реален".
Ситуация в легкой промышленности менее однозначная. Глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров не исключает, что введение любых запретов лишь приведет к замещению легальной продукции контрафактом и черным импортом. И пострадает при этом более всего люксовый сегмент.
Отечественные производители настроены более радикально. По мнению президента производителя обуви "Фарадей" Светланы Андрияновой, ответные санкции стоит вводить не только в отношении продукции, выпущенной в Европе или США, но и в целом против брендов, принадлежащих европейским или американским компаниям.
"Более 70% рынка занимают европейские бренды. Российским компаниям сложно попасть на гражданский рынок, ритейлеры изначально ориентированы на работу с иностранной продукцией", - говорит она, подчеркивая, что у отечественных производителей есть большие мощности, но они недозагружены.
Жизнь без брендов
На вопрос, чем чреваты ответные санкции Москвы Европы для жителей России, пытается дать ответ "Независимая газета".
Советник президента РФ Андрей Белоусов подчеркнул, что ответ России на санкции должен быть таким, чтобы не навредить, а поддержать отечественных производителей и потребителей, отмечает "НГ". Именно эти слова Белоусова раскрывают логику контрсанкций, которые разрабатываются в Кремле, считает издание.
"Если верить Белоусову, то в Кремле выбирают ответные меры исходя не из максимального ущерба для Запада, а из их пользы для самой России", - рассуждает газета. В эту логику, считает "НГ", вписывается не только продуктовое эмбарго, но и ответ на "Закон Магнитского" в виде запрета на усыновление российских сирот в США.
"Своими продовольственными антисанкциями мы ударили по остаткам нашего экономического роста"
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа
"По-видимому, в Кремле надеются, что запрет на импорт продовольствия из ЕС поднимет российское сельское хозяйство. А запрет на усыновление наших сирот в США заставит создать для них человеческие условия в самой России, - пишет "Независимая". - Соответственно – запрет на импорт одежды из Европы должен возродить российский легпром. Эти надежды авторов ответных российских санкций имеют основания – но только сугубо теоретические. На самом деле эти санкции пока наносят гораздо больший ущерб России, чем Западу".
В частности газета уверена, что рассчитывать же на увеличение собственного производства продовольствия из-за временного эмбарго сроком на один год могут разве что далекие от реальности фантазеры.
"У нас уже есть практический опыт с антисанкциями – это эмбарго на импорт продовольствия. Опыт печальный. Как и предполагалось, мы видим резкий рост инфляции. [...] Своими продовольственными антисанкциями мы ударили по остаткам нашего экономического роста", – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
По его словам, с новыми подобными санкциями будет примерно так же. "Получается, что мы делаем выбор между плохим решением и очень плохим: не отвечать плохо, отвечать – еще хуже. Ведь страдает потребитель, и это еще больше загоняет экономику России в кризис", – говорит Николаев.
Впрочем, роста цен на одежду вряд ли стоит ожидать, полагает Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ. На страницах газеты "Ведомости" он говорит, что предложение едва ли существенно снизится, поскольку европейские поставки вполне могут быть замещены китайскими копиями.
Деньги ДНР
Центральные СМИ пишут о перспективах введения ДНР собственного денежного знака. В частности, "Российская газета", ссылаясь на "председателя парламента" непризнанной республики Бориса Литвинова, рассказывает о трех вариантах.
По его словам, первым рассматривался вариант с украинской гривной. "Сначала нам казалось и хотелось, чтобы мы с Украиной разошлись нормально, по-мирному", - сообщил Литвинов, давая понять, что отныне "вариант с гривной уходит в прошлое".
Руководство ДНР также рассматривало вопрос о вхождении в рублевое пространство, однако для этого республике нужно получить политическое признание своего статуса.
"Если ПМР смогла выпустить собственную валюту, то почему этого не может сделать Донецк?"
Вопрос, что называется, "завис в воздухе". Однако, по словам Литвинова, если Донецкую народную республику признают Россия, Белоруссия, Казахстан, то вопрос о закреплении рубля в качестве денежной единицы ДНР "будет решен быстро".
Третий вариант, подразумевающий введение собственных денег относится к отдаленной перспективе, но также рассматривается руководством ДНР. Впрочем, спикер парламента не стал вдаваться в детали и уточнять, когда может появиться такая валюта и как она будет выглядеть.
"Независимая газета", которая тоже пишет на эту тему, введение в ДНР собственной валюты считает не таким уж и безнадежным делом и приводит в пример приднестровский рубль, который, по замечанию издания, существует уже двадцать лет и в самом Приднестровье свободно меняется на доллары и евро.
"Так что в случае восстановления экспортного потенциала Новороссии ее валюта может оказаться даже более стабильной, чем украинская гривна", - не исключает "НГ".
При этом газета отмечает, что население и объем производства Приднестровья существенно меньше, чем было до войны в Донбассе. "Но если ПМР смогла выпустить собственную валюту, то почему этого не может сделать Донецк?", - задается вопросом "НГ".
Источник: Русская служба Би-би-си