Русская служба Би-би-си,
12 января 2015, 10:15
О чем пишет российская пресса в понедельник, 12 января.
"В шаге от "мусора"
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s на этой неделе планирует пересмотреть суверенный кредитный рейтинг России. На прошлой неделе международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило долгосрочные рейтинги дефолта России в национальной и иностранной валютах с показателя "BBB" до "BBB–". Центральные российские СМИ дают прогнозы дальнейшего развития ситуации.
Большинство экономистов, опрошенных "РБК", полагают, что понижение неизбежно. Как заявил в интервью изданию бывший министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, изменение рейтинга окажет серьезное влияние на инвестиционный климат. "Переход от инвестиционного рейтинга к "мусорному" означает, что агентство говорит: с этой страной работать на цивилизованных условиях нельзя, любые инвестиции в эту страну вы должны обдумывать в семь раз больше, чем в обычной ситуации... – заявил Кудрин "РБК". – Ожидаю, что после изменения рейтинга серьезно упадут рынки и усилится давление на рубль".
Как пишет "РБК", снижение рейтинга окажет негативное влияние на госдолг – российские еврооблигации "будут торговаться как "мусорные", подобно Сальвадору или Венгрии", а российским заемщикам придется часть долгов погасить досрочно. На данный момент, по оценкам Cbonds, объем корпоративного долга составляет $129,6 млрд.
"Большинство досрочных погашений выплачивать надо будет не сразу, но в конце второго квартала 2015 года российские эмитенты, видимо, будут непредвиденно обременены валютными выплатами. При таком сценарии рубль будет под давлением, и при цене на нефть около $50 за баррель доллар может стоить 72–75 рублей", – полагает управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович.
Правительство, скорее всего, будет расходовать средства предельно осторожно, опасаясь, что они потребуются в случае еще более серьезного ухудшения финансово-экономической ситуации, пишут "Ведомости". С этой точки зрения выкуп корпоративных облигаций будет непродуктивным распределением ресурсов.
Кроме того, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, если Россия захочет занять за рубежом, то не сможет предложить свои долговые бумаги крупным инвесторам. "Бумаги будут интересны только небольшим игрокам и хедж-фондам, ориентированным на высокую доходность", – уточнила она.
Снижение рейтинга автоматически вынудит часть инвесторов отказаться от российских бумаг. Но большинство из них, уточняет "Коммерсант", ориентируется на решения двух агентств, в Fitch очередная переоценка назначена на апрель 2015 года, а в Moody's же пока не планируют пересматривать российский рейтинг. Это дает России как минимум месячную отсрочку от провала в неинвестиционную зону, комментирует газета.
"Независимая" напоминает, что по данным Bloomberg, Россия вошла в пятерку стран с высокой вероятностью дефолта, обогнав Ливан, Египет и Португалию. Кроме того, пишет "НГ", российский дефолт еще в начале декабря прогнозировали и аналитики датского Saxo Bank. "Российскую экономику ожидает мощнейшая буря, которая может привести к тому, что либо государственные компании, либо само правительство начнут выборочно объявлять дефолт", – заявлял главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен. По его словам, еще до введения санкций и падения цен на нефть экономика Россия двигалась в рецессию и увеличивала дефицит текущего баланса. Однако ухудшение внешних условий усугубило внутренние проблемы, которые теперь приобрели почти критический характер, подчеркнул экономист Saxo Bank.
Российские экономисты, в свою очередь, уверены, что дефолт правительства возможен только в случае цепочки ошибочных действий властей – и не ранее, чем через два года. "При таком уровне госдолга и золотовалютных запасов дефолт РФ не грозит", – заявил "НГ" советник Института современного развития Никита Масленников. Вопрос в другом – кто будет отвечать за госкомпании, на которые в России приходится более 50% ВВП, если у них хотя бы гипотетически возникнут какие-либо проблемы?
При этом исключать возможность дефолта в России также нельзя. "Если государство в дальнейшем будет проводить неэффективную экономическую политику, то есть делать все для того, чтобы прийти к дефолту, он вполне может наступить через два года", – резюмирует замдиректора Центра исследования экономической политики МГУ Юрий Данилов.
За гранью стресс-сценариев
Цена нефти $50 за баррель не предусматривалась в самых худших предположениях экономистов. Для новой реальности в России пока нет расчетов – бюджетные корректировки 2014 года оказались за ее пределами, заключает "Коммерсант".
Как результат – впервые новый год начинается без сколь-нибудь актуального экономического прогноза. Предновогодние антикризисные разработки правительства потеряли актуальность в первые дни 2015 года – цены на нефть упали до $50 за баррель. Худшие предположения экономистов основывались на среднегодовой цене Brent $60.
"Коммерсант" также отмечает, что пока текущая цена нефти никак не прокомментирована правительством и другими властными структурами. По одной из версий, Белый дом ждет начала первой рабочей недели, чтобы выяснить характер реакции рынка на происходящее и удостовериться в том, что $50 за баррель не случайный обвал, связанный с особенностями работы финансовых рынков в рождественские каникулы. Новогодний обвал цен, уточняет газета, не предсказывался аналитиками и за пределами госсектора. Так, в конце декабря консенсус-прогноз 30 ведущих аналитиков, опрошенных Reuters, сходился на среднегодовой цене Brent в 2015 году не менее $74 за баррель.
Учитывая, что российская экономика по-прежнему балансирует на грани неинвестиционного суверенного рейтинга, полагает "Коммерсант", пересмотр среднегодовых прогнозов сулит ей гораздо более существенные потрясения, чем умеренная рецессия, которую Центробанк и Минфин ожидали от стресс-сценариев в этом году.
Ожидается, что новые расчеты появятся уже на этой неделе. По предварительным оценкам, $60 за баррель, вероятно, предполагает падение ВВП в 2015 году на 5%, рассказал "Коммерсанту" Дмитрий Полевой из ING Eurasia. При этом он уточнил, что сценарий в $50 за баррель в ING всерьез пока рассматривать не решаются, но, по словам Полевого, при нем ВВП сократится минимум на 7%, среднегодовой курс составит 70-80 рублей за доллар.
Также пока не считает сценарий в $50 среднегодовой цены на нефть реалистичным и глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. "Это сценарий, перевернутый с ног на голову. Он фактически означал бы, что в мировой экономике началась рецессия и потребление нефти стало существенно ниже текущих 93 млн баррелей в день", – считает она.
При $50 за баррель дефицит бюджета в 2015 году дополнительно увеличится минимум на 600-800 млрд рублей, что, как прогнозирует "Коммерсант", заставит правительство - при несокращении всех бюджетных расходов на 10-15% - уже в этом году израсходовать практически весь Резервный фонд.
"При $50 за баррель все довольно резко ухудшается. Проблемы растут как снежный ком, у правительства очень быстро кончаются деньги, и в такой ситуации контроль капитального счета становится реальностью", - рассказывает Цепляева. Кроме того, такое развитие событий предполагает и новый полноценный кризис региональных и местных бюджетов.
Если же цены на нефть упадут до $40 за баррель, ситуация окажется явно сложнее кризиса 2008 года. С очень большой вероятностью, пишет издание, будет экстренная коррекция экономического курса. Источники газеты в администрации президента еще в конце 2014 году предполагали обсуждение правительством возможностей возобновления контроля за движением капитала в случае дальнейшего ухудшения конъюнктуры. Кроме того, при сохранении цен на нефть на уровне $50 за баррель в течение нескольких месяцев есть основания ожидать и усиления в правительстве сторонников проинфляционных решений.
В свою очередь "Ведомости" отмечают, что нефти в мире пока вдоволь, а запасы в американских нефтехранилищах на днях побили очередной рекорд. У инвесторов при этом настроение неопределенное: по данным CFTC на прошлой неделе новых ставок на дальнейшее повышение и понижение цены нефти было одинаковое количество. Как пишет газета со ссылкой на прогнозы Commerzbank, в I квартале Brent будет стоить $45, а BNP Paribas понизил годовой прогноз до $60.
"Ведомости" также уточняют, что в отличие от 2008 года сейчас падение цены на нефть может оказаться не циклическим, а долгосрочным – 10 лет и более. Причина – факторы падения цены на нефть, в первую очередь, развитие новых технологий добычи, энергосбережения и альтернативных источников энергии, а также ожидание падения спроса в Китае из-за снижения темпов роста.
Граница, за которой потребуется радикальный пересмотр российского бюджета, находится где-то в диапазоне $40-60 за баррель, уточняет "Коммерсант". Впрочем, по информации издания, еще осенью 2014 года попытки обсудить принципы бюджетной политики при цене нефти $40 за баррель не закончились какими-либо результатами - "экстренного плана" в правительстве, видимо, нет. Нужен ли он, покажут ближайшие недели, заключает газета.
Между безопасностью и толерантностью
Расстрел радикальными исламистами редакции парижского сатирического журнала Charlie Hebdo уже назвали европейским 11 сентября. Под ударом оказались ценности, имеющие первостепенное значение для европейской культуры и западного общества, – человеческая жизнь и свобода слова, пишут в редакционной статье "Ведомости".
Цель террористами выбрана четко – удар по свободе слова символизирует вызов всей западной цивилизации. "Это не конфликт цивилизаций и не конфликт религий. Нельзя забывать, что среди тех, кто с оружием в руках воюет с ИГИЛ, как и среди его жертв, больше всего именно мусульман", - констатирует газета.
Свобода слова, проявлением которой является Charlie Hebdo, – основа сосуществования исповедующих разные взгляды и ценности людей, сообществ и идеологических систем, в том числе такой политической идеологии, как либерализм, и такой мировой религии, как ислам.
Осуждение расстрела Charlie Hebdo не только западным миром, но и значительным числом представителей исламского мира позволяет надеяться, что над страхом перед конфликтом цивилизаций восторжествует идея солидарности, заключают "Ведомости".
Теракты в Париже было сложно предотвратить, но в качестве реакции на них возможно ужесточение законодательства и рост популярности крайне правых, продолжает в другой статье издание.
Как рассказал собеседник "Ведомостей", близкий к французской спецслужбе DGSE, теракт в Париже был осуществлен профессионалами и место его проведения было выбрано не случайно, во Франции находится крупнейшая мусульманская община, только в Париже действует больше 10 засекреченных джихадистских групп. Теперь вместо взрывов бомб, требующих более тщательной подготовки, террористы совершают одиночные нападения с использованием стрелкового оружия, предотвратить которые сложнее, сообщил собеседник "Ведомостей".
На фоне терактов, пишет газета, усиливается поддержка партий, выступающих против иммигрантов-мусульман, в частности "Национального фронта" Марин Ле Пен и немецкого антиисламского движения PEGIDA.
По мнению Клэр Адида из Калифорнийского университета, теракты в Париже усугубят проблемы миграции в Европе, крайне правые политические силы уже начали политизировать трагедию, но реальная проблема – не сопротивление мусульманских общин ассимиляции, а отсутствие четкого механизма их интеграции в европейское общество. Появление нового политического тренда после терактов видит и Джонатан Эйяль из RUSI. По его словам, европейские политики предоставляли мусульманам широкое самоуправление, ссылаясь на политкорректность, но это привело к созданию целой сети подпольных ячеек по всей Европе.
ЕС предстоит выбрать между безопасностью и толерантностью, принципы которой продолжают защищать многие европейцы, заявил "Ведомостям" Венсан Пере из французского Института стратегического анализа.
Военные гастарбайтеры
В российской армии будут служить не наемники, а "защитники общего оборонного пространства". В начале года Владимир Путин своим указом ввел в действие поправки в Положение о порядке прохождения военной службы, которое уточняет условия пребывания в Вооруженных силах страны иностранных граждан. Таким образом, комментирует "Независимая газета" руководство страны не исключает, что уже в ближайшем будущем российской армии появятся соотечественники из стран бывшего СССР.
Одним из главных и непременных критериев отбора на военную службу иностранцев является знание русского языка, которым в совершенстве владеет значительное число граждан из стран СНГ. Таким образом, уточняет "Независимая газета", иностранными легионерами в основном могут стать соотечественники из ближнего зарубежья.
Служить легионер в армии или на флоте может только в качестве солдата или сержанта по контракту (офицерские должности исключаются). Срок действия такого контракта – пять лет.
Кроме того, не могут быть приняты на службу граждане, находящиеся под следствием или судом, имеющие непогашенную судимость или отбывающие наказание в виде лишения свободы. Легионеры не могут служить во Внутренних войсках МВД, подразделениях ФСБ и других спецслужбах.
Последний раз статистику по иностранцам-военнослужащим Генштаб озвучивал четыре года назад – в январе 2011 года. Тогда на военной службе в армии и на флоте состояли всего 187 легионеров. Теперь, похоже, комментирует "НГ", с приемом иностранцев на военные должности будет проще.
Для этого иностранный гражданин должен подать заявление в военный комиссариат (по месту регистрации) или воинскую часть, в которой он хочет служить. Это он может сделать и за пределами России, в странах, где есть российские объекты и военные базы. Процедуры по отбору легионеров не сильно отличаются от тех, что действуют в отношении россиян.
При этом ответа на вопрос – зачем в армию набирать иностранцев, если "своих хватает", - пока на официальном уровне никто не дал. Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев прокомментировал "НГ", что интерес к иностранным легионерам вызван "изменением геополитической обстановки на постсоветском пространстве, уточненными положениями Военной доктрины, согласно которой с рядом стран на территории бывшего СССР Россия выстраивает общее оборонное пространство".
Генерал уверен, что "реализовывать свои оборонные интересы нашей стране выгодно, если подключать к этому процессу не только военный, но и мобилизационный, людской потенциал наших союзников".