Русская служба Би-би-си,
23 февраля 2015, 09:00
О чем пишет российская пресса в понедельник, 23 февраля.
Миротворцы не пройдут?
Центральные СМИ обсуждают предложение Украины позвать в страну миротворцев. По данным "Независимой газеты" этот вопрос в числе прочих будет обсуждаться в Киеве 22 февраля лидерами европейских государств, которые прибудут для участия в траурных мероприятиях по случаю массового расстрела людей на майдане.
Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал "НГ", что в этой ситуации решения Совета национальной безопасности и обороны Украины являются сигналом: "Украинская власть сделала абсолютно все возможное, чтобы предотвратить большую войну. Просьба направить миротворцев – самый последний шаг. Если европейцы сейчас не решатся прийти в Украину миротворцами, то вскоре война придет к ним".
Самопровозглашенные республики настаивают на том, что на их территорию может быть введен исключительно российский миротворческий контингент, однако для Киева это неприемлемо.
Газета "Коммерсант" приводит мнения экспертов, которые поддерживают ввод в Украину миротворцев.
"Присутствие миротворцев под эгидой ООН - единственное средство покончить с войной в Донбассе. Пакетное соглашение "Минск-2", достигнутое в столице Белоруссии, не включало миротворцев ООН только по одной причине: Петр Порошенко тогда был категорически против. А проводить миссию по принуждению к миру без согласия Киева не готов Евросоюз", - прокомментировал газете эксперт Фонда Анатолия Собчака Сергей Станкевич.
"Формально предложение о вводе миротворческого контингента в Донбасс можно считать отходом от минских соглашений. Тем не менее первая реакция Москвы связана скорее не с желанием отбросить эту идею с порога, а с недосказанностью, возникающей по поводу этой инициативы", - заявил газете генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Эксперт считает, что миротворцы с мандатом Евросоюза будут неприемлемы для России, не считающей ЕС беспристрастным игроком. Также Андрей Кортунов задается вопросом - на какую территорию будет распространяться мандат миротворцев? "Если они будут размещены на линии размежевания, в буферной зоне, такой вариант может быть выгоден России. Если же будет предпринята попытка разместить миротворцев также на российско-украинской границе, эта идея может вызвать неприятие Москвы, не желающей, чтобы граница стала непреодолимым препятствием для взаимодействия с ДНР и ЛНР", - считает он.
"Хитрый план Киева", - так озаглавлен материал политолога Павла Святенкова на страницах газеты "Известия" на эту же тему. Он считает, что вероятность учреждения предложенной Киевом миссии невысока, поскольку в Совете Безопасности ООН Россия имеет право вето. Поэтому, по его мнению, решение о придании миротворцам престижного статуса "голубых касок" провести через СБ ООН не удастся. А без согласия ООН и России европейцы вряд ли решатся взять на себя патрулирование российско-украинской границы.
Тем не менее, считает политолог, смысл в инициативе Киева есть. И состоит он в том, чтобы вбить клин в отношения между Россией и Европейским союзом, прежде всего Францией и Германией. "Шанс на новое обострение конфликта может быть связан только с возникновением разногласий между Россией и европейцами. Для искусственного разжигания противостояния Киев и подбросил Европейскому союзу идею миротворческой миссии, - считает Павел Святенков. - Дескать, введите своих солдат на границу Украины с Россией - Киев спорить не будет".
По мнению политолога, для многих в Европе это соблазн, прежде всего с исторической точки зрения. Французские или польские солдаты, патрулирующие границу с Россией, вызовут воспоминания о великих государствах прошлого, которые были у этих народов. Если же в миротворческой миссии примет участие Германия, то это и вовсе будет выглядеть как исторический реванш.
"Иначе говоря, киевская "миротворческая" инициатива направлена на усугубление гражданского конфликта на Украине. Киевским властям нужна война. Но старшие товарищи им ее запретили. Киевским властям нужно оружие. Но Запад пока не намерен его давать. Поэтому официальный Киев пытается "вбить клин" между европейцами и Россией", - считает эксперт.
Газ уйдет в черную дыру
Вчера самопровозглашенные ДНР и ЛНР добились того, о чем мечтали более полугода: прямых поставок газа из России, пишет на передовице свежего номера "Коммерсант". Газета отмечает, что поставки начались сразу же после того, как самопровозглашенные республики юго-востока Украины заявили о прекращении поставок газа Киевом. Киев в свою очередь объяснил остановку подачи газа на юго-восток техническими проблемами – повреждением газопровода.
"Российское правительство отреагировало стремительно", - отмечает "Коммерсант". Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова пояснила, что "поставки газа в качестве гуманитарной помощи будут осуществляться на коммерческой основе, источники финансирования определяются". Спустя всего три часа "Газпром" официально сообщил, что поставки в Донбасс начаты и будут идти в рамках его контракта с "Нафтогазом", то есть платить придется Киеву.
Однако, по замечанию издания, начало поставок газа из России в Донецк и Луганск быстро изменило позицию Киева по перспективам восстановления газопроводов. Не прошло и двух часов, как глава "Нафтогаза" Андрей Коболев дал пресс-конференцию, на которой заявил, что обеспечение Донбасса газом восстановлено со стороны Украины.
"Газпром", по мнению господина Коболева, начав поставки ДНР и ЛНР, нарушил контракт с "Нафтогазом" от 2009 года.
"Таким образом, - пишет "Коммерсант", - теперь в российско-украинских газовых отношениях возник еще один конфликтный вопрос. Помимо проблемы оплаты, возникает неопределенность, чей газ в итоге потребляют ДНР и ЛНР и как будут координировать свои действия "Газпром" и "Нафтогаз", чтобы не допустить аварий в системе из-за перепада давления".
"Там огромное количество газопроводов среднего и низкого давления, часть из них повреждена, приборы учета газа могут отсутствовать, да и стороны в любом случае не будут верить данным друг друга, поэтому это в перспективе "черная дыра"", - говорит источник газеты в газовой отрасли. Он добавляет, что нельзя в принципе исключить и серого экспорта российского газа в Украину, хотя он не будет существенным из-за небольших объемов поставок.
Кроме того, считает газета, теперь у "Газпрома" увеличиваются шансы подпасть под санкции США. До сих пор монополия избегала прямых контактов с участниками конфликта в Украине - в частности, не стала приобретать крымский "Черноморнефтегаз".
По мнению руководителя юридического департамента Национальной юридической службы Юлии Галуевой, в такой ситуации нельзя полностью исключать, что США сочтут поставки "Газпрома" самопровозглашенным республикам вмешательством во внутренние дела Украины.
Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров на страницах "Независимой газеты" отмечает, что в нынешней ситуации Москва сделала элегантный ход, но разрешение конфликтов это усложнит.
"Формально Россия и сохраняет объем поставок в Украину, и оказывает гуманитарную помощь, и соблюдает свои финансовые интересы. Но то, что возражения со стороны Украины будут, – это несомненно. Фактически Киев может сказать, что вправе сам распоряжаться газом, который покупает. Создается еще одна тупиковая ситуация, и ближайшим последствием может быть только рост напряженности в отношениях по газу. Могут ухудшиться перспективы продления договора о поставках газа в апреле", – не исключает эксперт.
Армия защитит
Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров уверен, что никакого противоречия между ростом военной угрозы и нежеланием россиян отправлять родных в армию нет: "Опрос показал, что внешняя угроза резко увеличилась, но вместе с этим повысилась боеспособность армии. И россияне уверены, что их есть кому защитить".
В 90-е гг. показатели военной угрозы были совсем невысокими, но и военная дееспособность была фактически на нуле, напоминает социолог, и тогда же лишь 20% россиян были готовы отправлять детей в армию. Подъем в обоих случаях начался во второй половине 2000-х гг., после событий в Югославии, Ираке, войны на Кавказе, когда уже 40% были не против службы в армии и верили в военную защиту от внешних угроз, подчеркивает Федоров.
Следствием телепропаганды эти цифры не являются, полагает эксперт. "Информполитика, конечно, имеет значение, но будь она другая – это не значит, что люди меньше бы думали о войне", - считает Федоров. Он отмечает, что близость территорий, на которых ведутся военные действия, заставляет россиян переживать за их исход.
А завлабораторией военной экономики Института Егора Гайдара Василий Зацепин уверен, что вера людей во внешнюю угрозу и возросшую мощь армии – это результат сверхэффективной госпропаганды и низкого уровня жизни людей. "Невозможность самостоятельно мыслить в силу милитаристского промывания мозгов, наложенная на бедность и низкую образованность части населения, – вот что дает такой результат", - считает эксперт.