Не раз откладывавшееся заседание СНБО по газовым вопросам вчера наконец состоялось. И превзошло все ожидания относительно накала страстей и перехода на личности между президентом и премьер-министром Украины, пишет Время новостей.
В открытой для прессы части мероприятия Виктор Ющенко в самых резких (из парламентских) выражениях раскритиковал газовые договоренности, которые были достигнуты Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко после январского конфликта. Он указал на отсутствие у премьер-министра мандата на подписание московских соглашений и обвинил ее в допуске "Газпрома" на украинский рынок и ведении тайных переговоров с Москвой о выделении кредита, которые сравнил с пактом Молотова-Риббентропа.
Премьер не осталась в долгу. Она назвала СНБО "крышей для коррупционных схем", а вчерашнее заседание, по ее мнению, было созвано для того, чтобы вернуть в схему поставок газа на Украину швейцарского трейдера RosUkrEnergo, совладелец которого предприниматель Дмитрий Фирташ финансирует политических оппонентов г-жи Тимошенко.
17 января, когда г-жа Тимошенко приехала в Москву на переговоры, президента России Дмитрия Медведева спросили, уверен ли он в наличии у нее мандата на эти переговоры. Из слов российского президента следовало, что мандат имеется, но на его прочность г-н Медведев не положился бы. "Я надеюсь, что... никакие полномочия для премьер-министра Украины не урезаны и не ограничены. В ходе наших телефонных разговоров с президентом Украины он мне сказал ключевую вещь: он сказал, что позиция президента и премьер-министра по газовому вопросу абсолютно идентичны. Посмотрим". Вряд ли г-н Медведев тогда мог даже представить, насколько не "идентичными" окажутся позиции гг. Ющенко и Тимошенко.
То, что схватка за кресло президента Украины в Киеве вышла на новый виток, прямым текстом подтвердила сама Юлия Тимошенко в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung: "Это конкурентная борьба в условиях экономического кризиса: вместо того, чтобы сотрудничать для решения огромных проблем, эти проблемы используются для создания конкурентных преимуществ".
Ющенко указал на отсутствие у Тимошенко мандата на подписание московских соглашений и обвинил ее в допуске Газпрома на украинский рынок и ведении тайных переговоров с Москвой о выделении кредита, которые сравнил с пактом Молотова-Риббентропа.
"Основной циничной полемикой последних двух лет был тезис: работать без посредников. Если я скажу, что правительство работает недалеко, то меня обвинят, что я имею отношение к RosUkrEnergo, - сказал г-н Ющенко. - Я не хочу этого, мне это надоело. Я не занимался вашим вонючим газом ни одного дня своей жизни, чтобы я имел там какой-либо частный интерес, чтобы я или моя семья имели там какой-то частный интерес! И имею честь об этом сказать не один раз". По его словам, "убаюканные этим враньем, мы получили невиданного посредника ("Газпром сбыт Украина"), который получил 25% индустриального рынка".
Затем президент раскритиковал соглашение с "Газпромом", по которому "Нафтогаз" выкупил право требования 1,7 млрд долл. долга RUE перед "Газпромом" и "Газпром экспортом". "Почему правительственная государственная компания перебрала требование спорного платежа, который принадлежал "Газпрому"? Пусть бы "Газпром" сам себе забирал эти платежи, это же одна компания (с RUE)", - сказал он, отметив, что этими действиями правительство "толкает Украину на скандал, который вернется уплатой из бюджета не одного миллиарда долларов за такое неправовое поведение".
Как известно, российский концерн внес украинскому предоплату за транзит на сумму в 1,7 млрд долл. и тут же получил деньги назад в обмен на право требования. После этого Юлия Тимошенко заявила, что Украина приобрела права на 11 млрд кубометров газа RUE, находящегося в подземных хранилищах на территории этой страны. Правительство и "Нафтогаз" начали процедуру переоформления газа, что действительно может стать предметом для иска, поскольку законно зачесть товар в счет долга можно либо с согласия RUE, либо по решению суда.
После обличительного вступительного слова президент попросил журналистов покинуть зал заседания СНБО, однако его перебила Тимошенко, попросив представителей прессы присутствовать и на ее выступлении.
"Тяжелее всего морально-психологически комментировать то, что за этими двумя крупными газовыми соглашениями сделан секретный протокол Молотова-Риббентропа, когда возникает речь о предоставлении 5 млрд кредита со стороны России, - подытожил свою речь Ющенко. - Меня возмущает тот факт, что в рамках консультаций без санкции главы государства, без санкции парламента рассматриваются вопросы по "нулевому варианту" (о разделе прав на имущество бывшего СССР, согласно которому Россия становится правопреемницей и по долгам Советского Союза, и по собственности; Украина единственная из республик бывшего СССР не ратифицировала соглашение о "нулевом варианте")".
"Это не соответствует действительности", - отреагировала г-жа Тимошенко. Но у президента был готов контраргумент: "Виктор Иванович (Балога, глава секретариата Виктора Ющенко), прошу принести директивы на переговоры, подписанные заместителями двух министров". Секретарь СНБО Раиса Богатырева передала документ Ющенко, который его тут же зачитал, благо текст был опубликован в СМИ еще на прошлой неделе. "Смотрим 11-й пункт, где записано - перспективы ратификации соглашения о нулевом варианте", - продолжил глава государства и привел перечень того, что Украина теряет в случае согласия на "нулевой вариант". "Это серьезные для украинской нации вопросы, которые не должны зависеть от импровизации одного человека, независимо от его высокого статуса", - подчеркнул г-н Ющенко.
После обличительного вступительного слова президент попросил журналистов покинуть зал заседания СНБО, однако его перебила г-жа Тимошенко, попросив представителей прессы присутствовать и на ее выступлении. "Ни одно слово господина Ющенко не соответствует действительности", - успела сказать г-жа Тимошенко, прежде чем трансляция из зала заседаний в пресс-центр секретариата президента была прекращена, сообщает "Украинская правда". А Виктор Ющенко предостерег граждан страны от того, чтобы верить заявлениям премьер-министра.
Через некоторое время в разгар заседания СНБО Тимошенко дала краткий брифинг для прессы прямо во дворе секретариата президента Украины.
Через некоторое время в разгар заседания СНБО Юлия Тимошенко дала краткий брифинг для прессы прямо во дворе секретариата президента Украины. "Сегодня сделана попытка, и она продолжается сейчас, разломать прямые газовые соглашения и вернуться к коррумпированному посреднику (имея в виду швейцарского трейдера RosUkrEnergo)", - заявила она. Помахав перед журналистами проектом решения СНБО, премьер сказала, что не может цитировать и комментировать документ, поскольку он "секретный", но тут же сообщила, что в нем правительству предписывается вернуть RosUkrEnergo 11 млрд кубометров газа, "которые принадлежат Украине, которые Украина честно купила у "Газпрома", честно заплатила деньги". По ее словам, люди, которые хотят вернуть этот газ RUE, собираются его продать и заработать 4 млрд долл., в то время как она хочет использовать данные объемы для снижения цены газа на внутреннем рынке и обеспечения прибыльности транзита. После окончания заседания секретарь совета Раиса Богатырева отвергла обвинения премьера. "СНБО заседал в закрытом режиме, решение, которое принято за основу и будет дорабатываться для подготовки и принятия соответствующего указа президента, будет тоже в закрытом режиме осуществляться", - приводит РИА Новости ее слова. "Часть решения, по всей вероятности, может быть обнародована", - сказала она. И заявила, что на заседании совета речь о RosUkrEnergo не шла, а в решении нет никаких пунктов о посредниках в газовой сфере.
Г-жа Тимошенко тем не менее пообещала обратиться в суд, если СНБО примет предложенный президентом проект решения, который предусматривает отказ от попыток "переписать" газ RUE, находящийся в украинских подземных хранилищах, на "Нафтогаз". После этого премьер вернулась на заседание совета. "Пока после очередных выборов президента не изменится состав (СНБО), я участник совета национальной безопасности и обороны. Я выполняю конституцию, и поэтому на каждом заседании СНБО я буду присутствовать вместе с министрами, если это будет необходимо", - сказала она напоследок.
В пылу заочной полемики Тимошенко позволила себе "отменить" один из пунктов газового контракта, подписанного 19 января между Газпромом и Нафтогазом при ее непосредственном участии.
Кроме того, в пылу заочной полемики Юлия Тимошенко позволила себе "отменить" один из пунктов газового контракта, подписанного 19 января между "Газпромом" и "Нафтогазом" при ее непосредственном участии. В ходе дворового брифинга она неожиданно заявила, что, кроме "Нафтогаза", никакая другая компания продавать газ на внутреннем рынке не будет. "И когда закончится 2009 год, я вам покажу статистику, и вы убедитесь в этом", - цитирует главу кабинета министров агентство УНИАН.
Контракт между тем предусматривает, что "Нафтогаз" должен перепродать часть газа компании "Газпромсбыт Украина" и обеспечить его доставку конечным потребителям, с которыми у газпромовской "дочки" будут подписаны договоры. В прошлом году квота "Газпромсбыта" составляла до 7,5 млрд кубометров (использована лишь наполовину). На 2009 год стороны договорились о 25% рынка промышленных потребителей, однако контракты между "Нафтогазом" и "Газпромсбытом", по информации "Времени новостей", до сих пор не подписаны из-за политических баталий в Киеве.
В "Газпроме" отказались комментировать заявления украинского премьера.