Корреспондент.net,
15 сентября 2022, 17:06
Вооруженные конфликты по периферии российской империи требуют контроля со стороны РФ. Однако Россия, ослабленная затянувшейся и почти проигранной войной с Украиной, уже не способна защищать там свои интересы.
Войны на развалинах
Одним из главных принципов российской внешней политики долгие годы оставался классический: "разделяй и властвуй". Для того, чтобы контролировать страны, образовавшиеся после распада СССР, Россия повсеместно стравливала соседей, всячески подогревая их внутренние этнические, религиозные и политические конфликты и умело затем этим пользовалась в своих интересах.
Как грибы, росли на образовавшихся "спорных" территориях российские военные базы, а коррумпированные власти охотно позволяли бизнесу россиян разграбление природных ресурсов этих государств. РФ, как паук, высасывала жизнь из более мелких и слабых стран по периферии своих границ: замедлялось их экономическое развитие, страдал человеческий потенциал. И непременно вмешивалась во все внешне- и внутриполитические разборки.
Так, вполне свежи в памяти события начала этого года в Казахстане, когда РФ еще была " бодра и весела" и поспешила на помощь стране-члену Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по первому требованию. ОДКБ по просьбе президента Касым-Жомарта Токаева направил в Казахстан миссию размером примерно в 2,5 тысяч человек, большинство из которых были россиянами. Правда, ее работа продлилась всего несколько дней, затем русских "попросили на выход". По словам экспертов, это случилось из-за нежелания Китая (имеющего там свои интересы) усиливать позиции РФ на богатой природными ископаемыми казахстанской земле.
Но, похоже, провальная война РФ в Украине положила конец маккиавелиевской политике России. Сейчас все совсем не так: в новом армяно-азербайджанском противостоянии у РФ участвовать нет сил - ни прямо, ни косвенно, за кадром.
Напомним, очередной конфликт разгорелся ночью 13 сентября. Страны обвинили друг друга в обстрелах: в Армении заявили, что Азербайджан открыл огонь в направлении приграничных населенных пунктов Варденис, Сотк, Артаниш, Ишханасар, Горис и Капан. В Баку, в свою очередь, обвинили Ереван в "диверсии" на границе. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что в результате обострения ситуации на границе за два дня погибли более ста армянских военных. В Азербайджане сообщили о 50 жертвах среди военных со своей стороны.
Однако уже 15 сентября секретарь армянского Совбеза Армен Григорян заявил, что Ереван и Баку достигли договоренности о перемирии. Правда, напряженная обстановка в Ереване сохраняется: 14 сентября там начались протесты с требованием отставки Н. Пашиняна из-за подозрений в сдаче спорного Нагорного Карабаха - куда, как известно, вводились российские "миротворцы".
Неспокойно было и на таджикско-киргизской границе: 14 сентября и здесь произошла перестрелка из минометов и другого стрелкового оружия. Кыргызстанские пограничники обвинили таджиков в том, что те заняли позиции не неописанном участке границы. Таджикская сторона обвинила киргизов в необоснованном обстреле.
И Кыргызстан, и Таджикистан поддерживают союзнические отношения с Россией. В последние годы на границе между этими странами неоднократно происходили конфликты. Нынешняя перестрелка, однако, приобретает особое значение на фоне вновь вспыхнувшего вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном, отмечает агентство Reuters.
А поговорить?
Новые очаги эскалации по периметру российских границ неслучайны: соседи РФ пытаются воспользоваться ее неудачами в Украине, полагает старший исследователь Венского центра по разоружению и нераспространению и Центра исследований в области нераспространения имени Джеймса Мартина (США) Ханна Нотте.
"Я думаю, что это абсолютно неслучайно. С точки зрения Азербайджана, время выбрано хорошо - это окно возможностей, когда Россия очень сильно отвлечена Украиной. На самом деле так происходит не в первый раз. Азербайджанцы повышали градус напряженности в отношении Нагорного Карабаха и Армении еще в марте этого года. Я думаю, что это была небольшая проверка границ того, как далеко они могут зайти. А теперь мы видим более серьезную эскалацию. Это вызывает беспокойство", - отметила эксперт по безопасности в комментарии журналистам.
Так собирается ли Россия принимать участие в конфликте между Россией и Азербайджаном, есть ли у нее для этого ресурсы? Известный юрист, правозащитник Марк Фейгин считает, что ключевым в этом вопросе является "сам процесс, который здесь идет".
"Азербайджан и стоящая за ним Турция добились в Закавказье всего, что они хотели, остаются последние какие-то элементы конструкции будущего мира. Армения же заявляет, что Азербайджан ультимативно предложил признать его территориальную целостность в границах, которые предполагают, что Карабах будет азербайджанским. Это неприемлемо для Армении, и она в очередной раз обратилась к Москве, как главному члену ОДКБ, за военной помощью. Но я склонен думать, что вопрос новых приобретений Азербайджана в Карабахе уже по существу решен между Стамбулом и Москвой. И, самое главное - это коридор в Нахичевань. Мне кажется, они будут пробивать этот вопрос - возможно, не сейчас", - сказал он в эфире 24 канала.
По мнению эксперта, премьер Армении Н. Пашинян упустил шанс отстоять интересы своей страны, "сам слишком заложившись под путинскую политику на пространстве бывшего СССР".
В то же время, по словам Х. Нотте, пока не видно значительного сокращения военного присутствия РФ в горячих точках за пределами Украины: в частности, в Нагорном Карабахе остается около двух тысяч российских "миротворцев".
"Логично предполагать, что когда Россия так сильно занята Украиной, когда ее военные, политические и дипломатические усилия так сосредоточены на этом конфликте, а ее положение ухудшается, на это отреагируют страны, находящиеся по соседству с Россией. И что они будут проверять границы возможного в некоторых из конфликтов, в которых задействована Россия", - добавила она.
Вместе с тем, 15 сентября стало известно, что военный контингент ОДКБ в Армению направляться пока не будет. По словам главы объединенного штаба ОДКБ Анатолия Сидорова, решение о тех или иных мерах со стороны ОДКБ будет приниматься по итогам работы миссии организации, отправляемой в Армению.
Как говорится, это все, что нужно знать о тающих внешнеполитических возможностях российской империи: отказ в помощи станет очередным репутационным ударом, отражающим угасание влияния России в Южнокавказском регионе и беспомощность ОДКБ.
Ирина Носальская