Корреспондент.net,
27 сентября 2022, 16:50
Мировая экономика по прогнозам экономистов потеряет 2,8 трлн долл. из-за полномасштабного вторжения России в Украину.
По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, мировая экономика замедляет рост из-за войны в Украине, которую развязала Российская Федерация. Также противостояние стран приводит к росту инфляции по всему миру.
ВВП стран падают
Согласно прогнозам ОЭСР, рост ВВП многих стран мира замедлился. Весь мир испытывает последствия роста цен на энергоносители и шок от инфляции. Это заставило организацию пересмотреть свои предыдущие прогнозы экономики по всему миру в сторону снижения.
“Мировая экономика потеряла импульс в результате неcпровоцированной, неоправданной и незаконной агрессивной войны России против Украины. Рост ВВП во многих странах остановился, а экономические показатели указывают на длительное замедление”, – заявил генеральный секретарь ОЭСР Матиас Корманн.
По его словам, инфляционное давление, которое уже присутствовало, когда мировая экономика вышла из пандемии, серьезно усилилось войной. Это привело к дальнейшему росту цен на энергоносители и продукты питания, которые теперь угрожают уровню жизни людей во всем мире.
ОЭСР прогнозирует, что в следующем году рост ВВП замедлится в США примерно до 1/2%, в ЕС – до 1/4%. При этом в некоторых европейских странах зимой может быть еще более глубокий спад.
Мировая же экономика в целом вырастет в этом году на уровне скромных 3%, которое замедлится до 2,2% в 2023 г. Это гораздо ниже темпов экономического роста, которые прогнозировалось до войны. Приблизительно это будет стоить миру 2,8 трлн дол. недополученного производства в 2023 г.
Другие подсчеты ущерба от войны
Есть и другие цифры относительно того, сколько стоит война России с Украиной миру.
Так, Максим Орыщак, аналитик компании Центр биржевых технологий (ЦБТ) говорит, что, во-первых, нынешняя экономическая эпоха является эпохой нематериальных активов. Поэтому подсчеты всегда будут кардинально разными. Во-вторых, краткосрочные убытки мирового ВВП в размере 1,55% от войны уже составляют около 1,55 трлн. долл.
Есть мнение, что по итогам пяти месяцев война обошлась миру в 8,9 трлн долл., что более чем в 4 раза превышает годовой доход всех канадцев. Оценки включают человеческие потери в размере 4,7 трлн. долл., они сосредоточены в Украине, но затрагивают людей во всем мире по мере распространения последствий войны.
Есть исследование, которое называется “Какой ценой? Экономические и человеческие потери от российского вторжения в Украину”. Там подсчитаны экономические убытки и человеческие потери от путинской “специальной военной операции”, позволяющие всесторонне оценить все последствия войны.
Основа расчетов - имеющиеся оценки стоимости "статистической жизни" (VSL) включают: раненых, влияние военной травмы в Украине, побочные эффекты для третьих сторон, в том числе обрекание десятков миллионов людей в странах Африки к югу от Сахары на крайний голод, повышенный стресс, вызванный угрозой ядерной войны, общие или косвенные травмы, причиненные людям во всем мире.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра говорит, что, исходя из текущей ситуации, потери мировой экономики от войны в Украине сейчас составляют около 3 трлн. Но если война затянется, то сумма может возрасти до 20-30 трлн. Фактически, сейчас мировая экономика стала заложником войны в Украине. И здесь не понятна логика отдельных лидеров ЕС, желающих помириться с Путиным. Войну нужно закончить победой Украины и она должна быть быстрой, потому что каждый день создает новые и новые проблемы для мировой экономики. Пока что в мире нет кризиса, но если война затянется еще на год, то мирового кризиса не избежать. И этот кризис будет глобальным, он коснется и Китая, и Индии, и США. Будет аналогичным кризису 2008-2009 г.г., когда было падение ВВП в мире, закрытие крупных компаний и банков, девальвация долларов и евро, ужасный рост безработицы и общемировая рецессия.
США и Китай падают, а Австралия и Япония растут
Что касается сугубо экономических затрат, то физический ущерб экономической и гражданской инфраструктуре Украины за 5 мес. достиг 180 млрд долл., и эта цифра растет с каждой неделей. Кроме того, совокупные потери от недополученного производства для экономики России, Белоруссии и Украины в среднесрочной перспективе оцениваются в 2,2 трлн. в ценах 2022 г. в текущей стоимости.
В настоящее время ВВП многих стран падает. Оценки ВВП в странах G20 составляют –0,4% по сравнению с предыдущим кварталом. Наблюдается резкое сокращение в Китае, где ВВП упал на 2,6% по сравнению с предыдущим кварталом. Причиной послужили ограничения, введенные для сдерживания вспышек COVID-19. ВВП также сократился в Индии (-1,4%), Южной Африке (-0,7%), Великобритании и США (-0,1%). В Индии основными причинами замедления являлось сокращение государственных расходов и чистой торговли (экспорт минус импорт). В Южной Африке восстановление экономики двух предыдущих кварталов было подорвано сильным наводнением в ключевой производственной провинции. Рост также замедлился, но остался положительным в Саудовской Аравии (2,2%), Индонезии (1,0%), Мексике (0,9%) и Германии (0,1%).
А вот Австралия, Бразилия, Италия, Япония, Корея и Турция продемонстрировали более сильный рост во втором квартале 2022 г., чем в предыдущем. Рост в этих странах явился результатом заметного увеличения частного потребления.
Также интересен факт роста инфляции во всем мире. В Китае он сейчас - 2,5%, в Японии и Саудовской Аравии - 3%, в Швейцарии - 3,5%, в США - 8,3%, в России - 14,3%, в Аргентине - 78,5%, в Турции - 80, 2 %. Такая большая разница между странами в инфляционной динамике объясняется внутренней, внешней и даже монетарной политикой каждой страны, а также уровнем запасов продукции, экономической активностью, уровнем жизни и бедности страны и т.д. К примеру, Турция проводила экономический эксперимент в прошлые годы, за что и поплатилась экстремальной инфляцией.
После того, как стало очевидно, что мир не справляется с инфляцией, начали использовать старые монетарные стимулы, а они не помогают сдерживать ее. Война в Украине усилила негативные тенденции в мировой экономике и она повлекла за собой падение темпов роста ВВП. В результате прогнозы снизили на 1%-1,5%.
Виктория Хаджирадева