1 февраля стало известно: президент Грузии Саломе Зурабишвили считает, что в мирном соглашении об окончании войны РФ против Украины должен быть пункт о том, что Кремль отказывается от оккупации территорий Грузии.
Оружие и Абхазия
России следует понять, где ее границы, - заявила Зурабишвили, по сообщению Bloomberg.
"Грузинский вопрос должен быть на столе переговоров, потому что нельзя, чтобы кто-то думал, что ход этой войны может быть решен без того, что Россия не отступит со всех оккупированных территорий этого региона", - цитирует ее издание.
Президент Грузии также подчеркнула, что прекращение оккупации грузинских земель зависит от поражения РФ в Украине - и этот момент быстро приближается.
"Россия уже практически проиграла битвы, а то и всю войну", - считает она.
В Киеве были несколько удивлены заявлением Зурабишвили, стремящейся с помощью Украины вернуть Абхазию, хотя в начале войны она предпочитала молчать.
"Сегодня я услышал заявление президента Грузии, которая считает, что, когда мы будем подписывать с Россией какие-то мирные соглашения, мы должны туда включить Абхазию, часть Грузии, которую РФ оккупировала в 2008 году", - отметил секретарь СНБО Украины Алексей Данилов в эфире телемарафона.
При этом он напомнил, что в начале полномасштабного вторжения РФ в Украину призвал Грузию вместе бороться со страной-агрессором. Однако тогда Грузия "в лице этих лиц отмолчалась".
Похоже, что грузинские власти до сих пор держатся двоякой позиции. Ведь недавно временно поверенный в делах Украины в Грузии Андрей Касьянов сообщил, что Киев просил у Тбилиси зенитные ракетные комплексы Бук, предоставленные Украиной во время нападения России в 2008 году. А 10 января грузинское Минобороны ответило: Грузия не будет передавать Украине "Буки", потому что в 2008 году приобрела их, а не получила бесплатно.
"С этой многомиллионной покупкой систему Бук оборонное ведомство получило в 2007 году. Это было выполнено по секретному контракту, поэтому мы не можем уточнять подробнее, – говорится в сообщении грузинского Минобороны. – Что касается передачи Украине оружия или средств двойного назначения, то грузинское правительство неоднократно высказывал четкую позицию по этому вопросу".
Политический аналитик из Тбилиси Гела Васадзе в комментарии Радио Свобода отметил, что "Грузия не передает военную помощь Украине, чтобы не становиться стороной конфликта, но хочет включить освобождение Абхазии и Южной Осетии в мирные соглашения тогда, когда Украина победит Россию"
"Если это заявление президента - не прелюдия к заявлению о том, что нужен разворот и необходима безоговорочная поддержка Украины, в том числе и военная, то это, мягко говоря, странное заявление, потому что это заявление в никуда. Вот что я думаю с по этому поводу", - оценил он заявление Зурабишвили по Абхазии.
По мнению директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, деоккупация территории Грузии, Молдовы и Азербайджана является абсолютно логичным результатом поражения России в этой войне.
"Но здесь, конечно, в конкретном случае с Саломе Зурабишвили как минимум, надо понимать, к кому обращается грузинский президент. Очевидно, что она не обращается к Украине, она не обращается к украинской власти - она обращается к какому-то коллективному Западу, чтобы потом, по последствиям войны, учли интересы Грузии", - заметил он.
При этом Семиволос подчеркнул, что в таком случае "речь пойдет о переформатировании всего постсоветского пространства, учитывая то, что развал Российской империи не может остановиться лишь на каком-то очередном моменте".
"Это все-таки процесс, который трудно остановить. Поэтому, конечно, вопрос восстановления территориальной целостности государств - той же Молдовы, той же Грузии, того же Азербайджана - несомненно возникнет в повестке дня. Он будет обсуждаться. Важно, чтобы Украина сама понимала, зачем это ей. Эти страны - действительно члены демократического сообщества ГУАМ, или это просто ситуативная идея, возникшая в голове госпожи президента. Тогда это нам неинтересно", - резюмировал он.
Война, Саакашвили и членство в ЕС
В тот же день, 1 февраля, арестованный в Грузии экс-президент Михеил Саакашвили, находясь в реанимации клиники Вивамеди, по видеосвязи принимал участие в заседании Тбилисского городского суда, где рассматривалось ходатайство его адвокатов об увольнении или отсрочке назначения ему уголовного наказания.
Саакашвили был арестован в 2021 году, когда он приехал в Грузию перед муниципальными выборами. В знак протеста он объявлял 50-дневную голодовку, что катастрофически повлияло на состояние здоровья. Обращаясь в суд, часть своего заявления он произнес на грузинском, а часть - на украинском, завещав похоронить его сердце в Киеве, потому что оно "принадлежит Украине".
2 февраля украинский МИД призвал Грузию передать Саакашвили Украине и встать в его защиту иностранные правительства и международные организации.
При этом в конце прошлого года в правящей партии Грузии заявили, что отправка Саакашвили на Родину якобы была "спецоперацией Украины" с целью втягивания страны в войну.
"Украина никогда не вмешивалась и не планирует вмешиваться во внутренние дела Грузии. Но мы глубоко разочарованы, что грузинские власти спекулируют на теме войны в Украине, чтобы достичь своих узких внутриполитических целей", - заявил представитель МИД Украины Олег Николенко.
Отметим, что с делом Саакашвили и сохранностью его жизни связаны не только отношения наших двух государств, но и вступление Грузии в ЕС.
"Параллели между делом Саакашвили и вступлением Грузии в Евросоюз имеют фундаментальное значение. Они нераздельны. Европарламент никогда не поддержит вступление Грузии в Евросоюз, если экс-президент умрет в тюрьме", - написал в конце декабря польский депутат Европарламента Яцек Сариуш-Вольский в своем Twitter-аккаунте.
Позиция нынешней грузинской власти, связанной с главным грузинским олигархом Иванишвили, по Украине, России и Саакашвили определяется следующими главными факторами: оппортунизм в отношении России, стремление найти оптимальный формат взаимовыгодного сосуществования с Россией; ненависть к Саакашвили, стремление показательно наказать экс-президента Грузии; приспособление к настроениям грузинского общества (в частности, к европейским и евроатлантическим устремлениям большинства граждан Грузии), - объясняет логику этих событий политолог Владимир Фесенко.
По его словам, определяющими являются первые два фактора, а третий - инерционным и адаптационным.
"Формально нынешнее руководство Грузии не отказывается от европейской и евроатлантической интеграции... Но при этом для нынешних правителей Грузии важнее постепенно восстановить "конструктивные и взаимовыгодные" отношения с Россией и найти некий баланс в отношениях и с Западом, и с Россией... Формально отказ от санкций против России объясняется интересами безопасности, нежеланием дразнить Россию и провоцировать военные акции против Грузии, но на самом деле идет тайное сближение с Россией, в частности, уже обсуждается возобновление прямого авиасообщения между Грузией и Россией. Нынешнее грузинское правительство не пойдет на освобождение Абхазии и Южной Осетии (по крайней мере, в ближайшей перспективе), а Россия не будет выводить войска из этих марионеточных государств", - прогнозирует Фесенко.
По мнению политолога, изменить отношение грузинских властей к войне против Украины может местное общество, а также поражение РФ в Украине.
"Тогда появится шанс и на реинтеграцию Абхазии и Южной Осетии в Грузию. Но добиваться этого Грузия должна сама, а не ждать, что кто-то и когда-нибудь сделает это вместо самого грузинского народа", - уточнил он.
Кстати, по недавнему соцопросу CRRC Georgia по заказу NDI, виновником войны в Украине 54% грузин называют РФ, 25% - лично Путина; 15% видят в этом вину США, 8% - Украины, НАТО - 3%. К российским властям отрицательно относятся 80% респондентов, положительно - 13%.
Ирина Носальская