UA
 

Стратегия по ВПЛ до 2025: трудная миссия интеграции

Корреспондент.net,  6 марта 2023, 13:05
0
461
Стратегия по ВПЛ до 2025: трудная миссия интеграции
Фото: АР
Некоторые переселенцы не находят себя на новом месте, поэтому возвращаются даже под обстрелы.

По состоянию на март 2023 года в Украине зарегистрировано 5 миллионов внутренне перемещенных лиц. Фактическое количество – 7 миллионов. Одна из главных проблем ВПЛ – интеграция в новые общины.

Украина преодолела кризисный порог

Вице-премьер-министр – министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук рассказала, что Украина преодолела кризисный порог по количеству внутренне перемещенных лиц.

"По состоянию на сегодняшний день у нас уже зарегистрировано почти 5 миллионов внутренне перемещенных лиц, а фактическое количество - 7 миллионов. В то же время временное убежище за пределами Украины нашли более 5 миллионов украинцев", - подчеркнула она.

По ее словам, среди ВПЛ женщины составляют 60%, 25% - дети, 25% - пенсионеры и почти 200 тысяч - люди с инвалидностью.

"На сегодняшний день ситуация с внутренним перемещением стабилизирована. Все процессы носят контролируемый характер. В 2023 году наши приоритеты меняются - в этом году нашими приоритетами является временная интеграция наших переселенцев в принимающих общинах. А также постепенная подготовка к возвращению к местам постоянного проживания", - сообщила Верещук.

По ее словам, правительство разработало новую стратегию государственной политики внутреннего перемещения до 2025 года.

Верещук сообщила, что акцент делается на временной интеграции в принимающей общине, в частности трудоустройство.

"У нас у 66% внутренних переселенцев нет работы. Среди них 70% - женщины", - сказала она.

По ее словам, в этом году правительство планирует выдать микрогрантов уже на 1,8 млрд. гривен для решения вопроса о трудоустройстве ВПЛ.

Как отметила директор по адвокации Центра прав человека ZMINA Алена Лунева, количество переселенцев очень велико. Люди в общинах нуждаются в поддержке, чтобы быть частью этой общины, в том, чтобы реализовывать свои права на локальном уровне, быть включенными в жизнь общины.

"Поэтому государство должно говорить о новых инструментах поддержки ВПЛ, не только интегрировать их в общинах, но и помогать им адаптироваться в этих общинах. Помогать, если примут решение о возвращении на прежнее место жительства. Необходимо учитывать все этапы", - подчеркнула она.

Стратегия государственной политики по внутреннему перемещению

Следует напомнить, что в конце 2021 года была утверждена Стратегия по внутреннему перемещению на период до 2024 года, но, как отметили авторы новой стратегии, предыдущая потеряла актуальность с полномасштабным вторжением.

"Мы 9 лет в войне и внутренние перемещенные лица у нас были с 2014 года. Сейчас появилась огромная потребность актуализировать... учесть весь опыт, все обстоятельства, с того начала, когда человек принимает для себя решение эвакуироваться, уехать, покинуть дом в силу определенных обстоятельств, и до самого конечного этапа, когда мы должны либо помочь ему интегрироваться в территориальные общины, куда он приехал, либо помочь реинтегрироваться, переехать, снова переместиться на то место, откуда человек уехал. И это, конечно, огромная ответственная работа всех нас", - отмечает Верещук.

Поэтому 16 февраля в Украине презентовали стратегию по внутренним переселенцам до 2025 года. Она предусматривает несколько направлений работы по интеграции в общество ВПЛ, их поддержке и защите прав.

Разработкой занимались Министерство по реинтеграции временно оккупированных территорий Украины вместе с правозащитниками.

Стратегия предполагает 5 целей:

• Усилить способность государства реагировать на вызовы поддержки внутреннего перемещения,

• Безопасная эвакуация людей из опасных районов, удовлетворение их гуманитарных потребностей,

• Содействие адаптации ВПЛ на новом месте жительства,

• Интеграция ВПЛ в новых общинах,

• Поддержка безопасного возвращения в покинутое место жительства и реинтеграции человека.

Каждый пункт предусматривает ряд мер по адекватной поддержке и адаптации людей и более активному информированию о возможностях для ВПЛ. Также среди прочего предполагается психологическая поддержка.

"Люди должны хотеть меняться, люди должны хотеть интегрироваться. Для этого, конечно, нужно время, и здесь психологическая поддержка очень важна. Человек выехал с линии огня, из-под обстрелов, и ему действительно нужно время адаптироваться. Не может человек приехать и сразу через неделю думать, где найти работу, это те, кто не переживали такое, могут так думать. И человеку нужно и психологически помочь", — отметила Верещук.

ВПЛ желают вернуться домой

Во время презентации Стратегии глава МинТОТ рассказала, что некоторые переселенцы не находят себя на новом месте, поэтому возвращаются даже под обстрелы.

"В Бахмуте проживало 70 тысяч человек до широкомасштабного наступления России. Сейчас там осталось менее 6 тысяч, из них 110 детей. Их вывозят и сами уезжают. По состоянию на сегодня (16 февраля – ред.) вернулось 252 человека. На мой вопрос о том, почему они возвращаются, говорят, что имеют разные причины. Мы не можем запретить людям возвращаться. Они имеют на это право. Конечно, ограничения на въезд-выезд действуют", - сказала министр и добавила, что при этом не стоит говорить, что люди возвращаются массово, потому что не смогли себя найти. По ее словам, это не так.

Но фактор желания переселенцев вернуться домой очень важен. Большинство ВПЛ хотят вернуться домой, почти 3 млн – уже вернулись в свои дома, рассказал заместитель председателя представительства Международной организации по миграции в Украине Стивен Роджерс. Вместе с беженцами это 5,5 миллионов украинцев.

"55% переселенцев – это женщины. Мы знаем, что в каждой четвертой семье ВПЛ есть люди с инвалидностью. И почти каждая пятая семья имеет ребенка в возрасте 1-5 лет. С самого начала и сейчас главной потребностью остается финансовая помощь. Вы ведь переместились в другой регион и вам нужно здесь найти работу", – говорит он в интервью Радио Свобода.

Между тем, по состоянию на октябрь 2022 года, работу имели только 34% ВПЛ. Для четверти из них единственным источником дохода является помощь от государства.

28-30% всех переселенцев – люди из областей, которые оккупированы Россией.

"Когда мы спрашиваем, что стало причиной возвращения, то преимущественно это касается воссоединения семьи, и также влияет финансовая ситуация. Конечно, есть еще такие факторы как безопасность и сервис, но сейчас это встречается реже. Раньше люди часто упоминали о лучшем доступ к медицинской помощи, товарам, услугам", – говорит представитель международной организации.

По его словам, энергетический кризис сильно не повлиял на перемещение украинцев, потому что люди стали очень стойкими. Безопасность в списке факторов, почему украинцы возвращаются домой, не является ключевой.

"Безопасность обычно не является первоочередной причиной. Прежде всего – люди скучают по дому, хотят быть со своей семьей, друзьями. Они думают, что, возможно, дома им будет легче найти работу или вернуться на предыдущую. Пусть без работы, но хотя бы где жить, за это не нужно платить много денег", – говорит эксперт.

По словам главы общественной организации Горизонт перемен Виктории Феофиловой, если базовые потребности - расселение, питание, быт - ВПЛ обеспечиваются, то непосредственно с их интеграцией ситуация далеко не везде одинакова. Истории успешной интеграции вынужденных переселенцев есть благодаря активности общественного сектора и реализации проектов, поддержанных как украинскими, так и иностранными донорами, рассказала она в ходе презентации исследования об интеграции ВПЛ в Украине, проведенного ГО Горизонт перемен, пишет ZN.

Серьезными барьерами, замедляющими интеграцию ВПЛ в общины, являются психологические. Переезд и жительство в другом месте многими воспринимаются как временное явление. Люди стремятся поскорее вернуться домой. Поэтому не хотят налаживать какие-либо связи в новых условиях. Работодатели тоже с осторожностью берут на работу переселенцев, понимая, что те в любой момент могут уехать.

"Люди надеются вернуться в свой дом, несмотря на неопределенность, вызванную войной или оккупацией. Они могут сознательно или бессознательно игнорировать все возможности интеграции в общину. Даже противиться этому, потому что психологически для них это станет отказом от мечты о возвращении к прежней жизни", — говорит Виктория Феофилова.

Восстанавливать общины нужно не после войны, а уже сейчас, отмечает директор Благотворительного фонда МХП - Громади Татьяна Волочай.

"Создавать переселенцам условия для открытия бизнеса, предоставляя за минимальную арендную плату помещение под производство; помогая работающим родителям устроить ребенка в садик или школу и таким образом дать им возможность учиться или работать. Все это в комплексе формирует локальную экосистему, от результатов работы которой выиграют все", – уверена эксперт.

Валерия Шипуля

ТЕГИ: беженцыЭмиграцияоккупацияэмигранты переселенцыВойна с Россией
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии