Проект Gulagu.net опубликовал видео признаний заключенных из ЧВК Вагнер в убийствах украинских детей в Бахмуте и Соледаре. В Украине отмечают, что это - наглядный пример геноцида нашего народа со стороны РФ.
Беззастенчивое "покаяние"
Gulagu.net - это российская правозащитная организация и сайт, борющийся с пытками. В интервью ее основателю Григорию Осечкину двое экс-заключенных российских колоний (экс-осужденный из ИК-13 УФСИН России из Саратовской области Азамат Улдаров, помилованный указом Путина от 23.08.22 г. и экс-осужденный с ИК-1 УФ России из Воронежской области Алексей Савичев, помилованный указом Путина от 02.09.2022 г.), воевавших в ЧВК Вагнер, рассказали действительно жуткие вещи.
По их признанию, во время "зачистки" Соледара и Бахмута они творили страшные зверства. Так, в большом подвале одной из девятиэтажек были "обнулены", то есть убиты, около 300 мирных украинцев - среди которых было около 40 детей, а также женщины и пожилые люди. Один из вагнеровцев при этом утверждал, что убивать абсолютно всех оставшихся в оккупированных городках мирных им отдавало прямой приказ командование. В частности, непосредственно и сам владелец Вагнера Евгений Пригожин - по видеосвязи. Еще одним ужасающим эпизодом был рассказ об убийстве пятилетней девочки.
"Я этой рукой выполнил приказ - убил детей. То, что мы творили, когда заходили в Соледар и Бахмут, это была сцена. Нам приказали зачистить и уничтожить всех. Мы шли, 150 вагнеровцев, и убивали всех - женщин, мужчин, пенсионеров и детей, в том числе маленьких, пятилетних", - рассказал Улдаров.
Другой экс-осужденный, боевик Вагнера Савичев, вспомнил, как после очередного обмена пленными боевикам было велено расстрелять мирных жителей, когда уедут журналисты.
"Был приказ: всех, кому от 15 лет и выше - всех сразу расстреливать без слов. Были расстреляны 20-24 человека, из них 10 - 15-летние и 17-летние подростки. Есть приказ - зачистить дом. Кто там был - неважно. Не выполнил приказ - тебя "обнулят", - заявил Савичев.
Но убивали палачи не только мирных украинцев: один из тех, у кого брал интервью Осечкин, вспомнил, как ему поручили добить раненых украинских военных. Для этого он должен был забрасывать гранатами и поджечь окоп, куда их свалили нелюди. Еще одна страшная деталь из его рассказа: тела полумертвых пленных были перемешаны с умирающими вагнеровцами и "красными" (так зэки называют российских военных за красные опознавательные ленты - ред.).
А над теми зеками, которые все-таки отказывались совершать зверства, также жестоко издевались "свои", а затем передавали их ФСБ или сами расстреливали. То есть - не жалели ни чужих, ни своих.
При этом неделю-две назад в Интернет было слито видео, на котором рашисты расстреливают безоружного украинского военного за слова "Слава Украине". Недавно там появился ролик с обезглавлением украинского военнопленного оккупантами.
Президент Владимир Зеленский тогда прокомментировал это видео и призвал всех мировых лидеров отреагировать на зверства россиян, а омбудсмен Дмитрий Лубинец на фоне этих публикаций рассказал, что у Украины есть большая база материалов с вероятными казнями украинцев.
"Сейчас речь идет о военных преступниках из ЧВК Вагнер, но это проливает свет на преступления российской армии в Украине. Они воруют наших детей и убивают. Сколько таких преступлений? - написал 17 апреля в своем Telegram-канале глава Офиса президента Украины Андрей Ермак. - Мир должен видеть лицо России, не бояться, а бить жестко".
Больше - не мирные?
Руководитель Департамента документирования военных преступлений Украинского Хельсинкского союза по правам человека (УХСПЧ) Сергей Мовчан указывает на большое количество преступлений, которые следуют в последнее время один за другим.
По его словам, массовое возникновение таких инцидентов может быть проявлением злого умысла врага: таким образом, российская сторона пытается повлиять на украинских военнослужащих, чтобы попытаться подтолкнуть их к нарушению норм международного гуманитарного права и затем оправдать свои действия.
"Но для каких мотивов это не было бы изложено, мы не можем игнорировать факты, которые есть на этих видео. И надо говорить о том, что Российская Федерация, ее люди творят уже не просто военные действия на территории Украины, тем самым совершая преступление агрессии, военные преступления, - сказал он в комментарии 24 каналу. - Но и систематическая практика, которая уже зафиксирована, все больше позволяет говорить о геноциде, о преступлениях против человечности и о сознательном истреблении украинского народа, как такового".
При этом правозащитник прокомментировал замеченное им в видео Осечкина - то, что его особенно поразило.
"Там в первой части вагнеровец даже не говорит, что были мирные украинцы - потому что они уже не считают никаких украинцев мирными. То есть сопротивление, которое показывает украинский народ на оккупированных территориях, и то, что им не удалось взять Киев" за три дня", как они планировали - это, наверное, и меняет окончательно их отношение к украинцам. Показывает,что они (россияне - ред.) проиграют эту войну. Они уже боятся всех. Эта боязнь и делает их, в том числе, таковыми", - подчеркнул он.
Но какие бы мотивы у окупантов не были, продолжил Мовчан, каждый из них должен нести ответственность за свои действия. По словам правозащитника, оригиналы признаний вагнеровцев могут стать доказательствами в суде, в совокупности с другими доказательствами и показаниями людей, которые тоже были там, другими данными из открытых источников.
"Да, это может стать одним из кирпичиков. И показателем того, что это уже основание для каких-то юридических процессов является то, что офис Генерального прокурора Украины на основе этого видео открыл уголовное производство, сейчас осуществляет проверку фактов, изложенных на этом видео. Это уже хороший показатель, с юридической точки зрения", - уточнил он.
В то же время, 16 марта в Женеве эксперты Независимой международной следственной комиссии ООН представили доклад о собранных показаниях нарушений международного права прав человека и международного гуманитарного права на протяжении последнего года полномасштабной вооруженной агрессии РФ против Украины. Как отметили тогда комиссары, многие факты - умышленные убийства, нападения на мирных жителей, незаконные заключения, пытки, изнасилование, принудительное перемещение и депортация детей - действительно составляют военные преступления.
Но когда журналисты уточнили у главы Комиссии Эрика Месе, можно ли считать приведенные факты геноцидом, он ответил: пока таких доказательств не нашел, однако вопрос нуждается в дальнейшем расследовании.
Ирина Носальская