У регулятора сделали прогноз относительно того, когда НБУ откажется от фиксированного курса гривны. Какой курс во время войны лучше.
МВФ требует возвращения Украины к рыночному курсу. Однако пока НБУ не спешит этого делать из-за войны. Почему фиксированный курс сейчас лучше гибкого и когда Украина вернется к рыночному курсу?
Стремительного возвращения не будет
Заместитель главы Национального банка Украины (НБУ) Юрий Гелетей в интервью 24 каналу заявил о том, что регулятор не видит оснований для отказа от фиксированного курса гривны и перехода к гибкому курсообразованию.
“Оснований для изменения курсового режима пока нет”, - сказал он.
По его словам, в НБУ четко понимают, что фиксированный курс оптимален только при определенных условиях: когда все остальные режимы создают еще больше рисков и, возможно, негативных побочных эффектов.
“Но фиксированный курс все еще играет существенную роль для стабилизации экономики, а предпосылки для того, чтобы двигаться дальше, пока не сформировались”, - добавил он.
В то же время, он признает, что до полномасштабной войны для НБУ приоритетом был режим плавающего курсообразования.
“И мы будем пытаться вернуться к нему в перспективе”, - сказал Гелетей.
По его словам, возвращение к более гибкому курсообразованию состоится постепенно, когда будут созданы надлежащие предпосылки. Такой переход, прежде всего, не должен создавать шоков для валютного рынка и инфляции, наоборот, он должен быть пользой для экономики.
“Наша цель – обеспечить устойчивое снижение инфляции. А для этого важно сохранить устойчивость и управляемость курсовой динамики. Поэтому даже если мы сможем перейти к более гибкому курсу, это не будет означать, что НБУ не будет контролировать ситуацию на валютном рынке”, - резюмировал он.
В свою очередь заместитель председателя НБУ Сергей Николайчук в интервью “Европейской правде” сказал, что в настоящее время режим фиксированного обменного курса актуален и продолжает играть важную роль в обеспечении ценовой и финансовой стабильности, учитывая существенный разрыв между спросом и предложением на валютном рынке.
Однако, по его словам, фиксация обменного курса – это временное решение.
“Мы остаемся сторонниками плавающего обменного курса, понятно, что в текущих условиях - “управляемо-плавающего”, и будем возвращаться в этот режим, как только для этого будут предпосылки”, - сказал он.
Какой курс лучше во время войны?
По мнению экспертов, НБУ правильно делает, что прямо сейчас не возвращается к рыночному курсу.
Так, Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, считает, что во время войны фиксированный курс – это идеальный вариант.
“Рынок во время войны не может нормально работать и поэтому фиксированный курс сейчас лучше гибкого. Тем более что экономика Украины хорошо существует при фиксированном курсе”, - говорит эксперт.
По его словам, фактически и курс доллара на черном рынке существенно от официального курса не отличается. Поэтому, по его мнению, не стоит пока отменять фиксированный курс.
Эксперт считает, что рыночный курс в нашей стране больше подходит для спекулянтов, для бизнеса лучше фиксированный курс. Для населения тоже более выгоден фиксированный.
В свою очередь, Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) говорит, что НБУ будет принимать решения, учитывая рыночную ситуацию, а не привычные принципы и правила финансовой арены. Как мы видим по примеру Запада, ситуация может критически изменяться в банковском секторе, что провоцирует потребительскую турбулентность. Исходя из этого, во-первых, в НБУ могут бояться расшатывания валютного курса в случае отвязывания от фиксированного курса. Во-вторых, ранее фиксированный курс обозначали как угрозу роста инфляции, но мы видим, что есть и другие факторы в мире, из-за которых инфляционное давление сохраняется. В-третьих, спрос на валюту страны падает естественным образом, и тенденция сохранится и дальше. Уже сейчас мы видим, что европейские страны выступали против импорта нашей аграрной продукции в текущем году, а значит, ожидать, что будет спрос на валюту для посевной, покупки удобрений и семян в следующем году не приходится. Поэтому в НБУ могут занять выжидательную позицию и посмотреть, как развивается ситуация в политическом мире, прежде чем отвязывать курс валюты.
Как быть с требованием МВФ?
Однако не стоит забывать о том, что одним из требований МВФ для предоставления полноценной программы кредитования является возврат к рыночному курсу.
Так, по словам Гелетея, одним из структурных маяков меморандума с МВФ является разработка стратегии, которая будет определять последовательность шагов по либерализации валютных ограничений, возвращение к более гибкому курсовому режиму и в конце-концов к инфляционному таргетированию (режим денежно-кредитной политики, конечная цель которого - ценовая стабильность. Центральный банк посредством процентной политики предпринимает меры по ее обеспечению и несет публичную ответственность за результаты своей политики. - Ред.).
Орыщак говорит, что желание МВФ увидеть в Украине рыночный курс связано с тем, что он может стать индикатором приближающегося периода возобновления нормальной экономической ситуации в стране. “Серые” и “черные” схемы появляются именно в момент, когда существует запрет на свободный обмен валют.
Соответственно, для снижения уровня коррупции страны МВФ также заинтересован в том, чтобы курс был отвязан. Кстати, пункт о коррупции уже не первый год является условием сотрудничества с Украиной как заемщиком.
По его мнению, выполнить требование фонда об отказе от фиксированного курса гривны можно при условии разрыва между спросом и предложением на валютном рынке. Если упадет спрос на валюту или спрос и предложение станут сбалансированными, а все это к этому идет – мы сможем отказаться от фиксированного курса. Но это можно сделать только после окончания войны, потому что сейчас фиксированный курс обеспечивает ценовую и финансовую стабильность страны. Так что пока война будет продолжаться, выполнение этого требования невозможно.
В целом, по мнению эксперта, если говорить о требованиях МВФ, в том числе о возвращении к гибкому курсу, то фонд не является приоритетным кредитором для Украины сейчас, пока нам ссужают деньги другие организации и страны. Значит, требованиями фонда могут пренебрегать до последнего момента, пока не будет критической необходимости получить кредит именно от МВФ. По мнению эксперта, Украина может выполнить требования МВФ, но не в полном объеме и не в этом году.
В свою очередь Охрименко говорит, что МВФ не требует немедленного перехода к плавающему курсу. Он предложил разработать стратегию перехода на рыночный курс, а это можно растянуть надолго, до окончания войны так точно.
Эксперт напоминает, что для того, чтобы получить средства от МВФ, наша страна должна выполнить требования фонда, которые будут поделены на два этапа. Возвращения к плавающему курсу МВФ требует лишь на втором этапе, который продлится от года до полутора. А есть еще первый этап, на котором нужно будет отказаться от эмиссированного финансирования (печатного станка), усилить мобилизацию поступлений в бюджет и провести реформы антикоррупционных основ. Так что времени на выполнение требования МВФ о возвращении к плавающему курсу еще достаточно.
Виктория Хаджирадева