Счетная палата провела аудит эффективности использования средств госбюджета, направленных в течение предыдущих четырех лет на реабилитацию и реадаптацию наших защитников. Результаты впечатляют.
Помощь некачественная или только на бумаге
Речь идет о предоставлении бесплатных услуг в течение 2019-2022 годов пострадавшим участникам Революции Достоинства, АТО и отражения вооруженной агрессии против Украины. Аудит установил, что за четыре предыдущих года не сформирован ни полный пакет услуг по реабилитации и реадаптации этой категории граждан, ни система их предоставления. И даже общая численность ветеранов войны должным образом не учтена. Уполномоченные органы и учреждения до сих пор не разработали стратегию перехода граждан от военной службы к гражданской жизни.
"Государственный аппарат, к сожалению, не готов и не способен предоставить качественные услуги для поддержки ветеранов, пострадавших участников и членов их семей. На фронт и в армию у нас берут граждан через медицинское обследование, а возвращают в гражданскую жизнь без него. Услуги по реабилитации и реадаптации пострадавших участников Революции Достоинства и войны в основном либо некачественные, либо только "бумажные", в отчетах чиновников", - отметил ответственный за проведение аудита зампредседателя Счетной палаты Андрей Майснер.
В целом для медицинской, физической реабилитации и психосоциальной, а также профессиональной реадаптации пострадавших участников Революции Достоинства, участников АТО и лиц, участвовавших в мероприятиях национальной безопасности и обороны в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии России в Донецкой и Луганской областях в период до 2023 года, правительство ввело Государственную целевую программу. На ее выполнение с 2019 по 2022 год из госбюджета было использовано почти 622 млн грн. Главными распорядителями этих средств определили Минветеранов и Минсоцполитики.
Аудит обнаружил, что эта программа по результативным показателям была выполнена на 67,4%. Услуги социальной и профессиональной адаптации получили более 12,7 тыс. пострадавших при запланированных 14 тыс. человек, санаторно-курортное лечение - 22,4 тыс. из почти 53 тыс. пострадавших. Психологическую реабилитацию, которая восстановила или компенсировала бы потерянные психические функции, должны были пройти более 70 тыс. человек, но в стационаре таких услуг не оказывали, а заменили их психологической помощью, которой воспользовались лишь 19,7 тыс. пострадавших.
В ходе аудита также подтверждено, что несовершенства и противоречия с реализацией программы были и по ее нормативно-правовому обеспечению. Так, только в марте 2021 года законодательно определили стратегические задачи прав ветеранов войны, а понятие "государственная политика социальной защиты ветеранов войны" - через год, то есть после полномасштабного вторжения России в Украину.
Кроме того, категорию лиц, которыми занимается Минветеранов, законодательством ограничили участниками АТО. Министерство до сих пор не определило соответствующие задачи по их медицинской реабилитации и психосоциальной реадаптации. Также Минветеранов и Минсоцполитики не владели информацией об общей численности пострадавших участников, контингенте, виде и объеме нуждающихся в них услуг. Так, за четыре года услуги по психологической реабилитации планировали предоставить лишь 2,2% лиц, имеющих на нее право и нуждавшихся в ней, санаторно-курортного лечения - 8,1% пострадавшим, профессиональной реадаптации - 11,6%.
Вместо психолога - фиточай и минералка
Установлено также, что в 2019-2022 годах расходы на психологическую реабилитацию в госпрограмме сократили в 2,7 раза (с 623 до 232 млн грн), но в 1,8 раза увеличили сумму средств на санаторно-курортное лечение (с почти 338 млн грн до 624 млн грн.). Даже при столь существенном сокращении расходов на психологическую реабилитацию в течение четырех лет не использовали и вернули в госбюджет 62,5 млн грн. Это произошло из-за завышения средних затрат при планировании расходов и распределении ассигнований между распорядителями средств более низкого уровня. А также из-за промедления Минветеранов с утверждением порядка формирования, ведения и доступа в Реестры поставщиков услуг психологической реабилитации для ветеранов и членов их семей. Еще олдна причина возврата средств - участие этих лиц в широкомасштабной войне.
Местные органы социальной защиты населения не подавали информацию о пострадавших, нуждающихся в психологической реабилитации. Поэтому, в частности, только в Закарпатской обл. более 4 тыс. участников боевых действий АТО и лиц с инвалидностью в результате войны не смогли воспользоваться этими услугами.
Кроме того, в госбюджет вернули 32,5 млн грн, которые предусматривались на мероприятия по социальной и профессиональной реадаптации.
Выделенные государством средства не дошли до ветеранов еще и из-за оторванного от жизни планирования. Например, в 2022 году органы соцзащиты населения Львовщины запланировали за 675 тыс. грн обеспечить санаторными путевками 42 человека, хотя в них нуждались только трое. Неиспользованные 634 тыс. грн. вернули в госбюджет.
Минветеранов не разработало и не утвердило стандарты предоставления услуг психологической реабилитации. А при оказании помощи психологи не использовали международные протоколы, поскольку ни один из них не имплементирован в Украине. В итоге пострадавшие получали некачественные услуги, а из госбюджета нерезультативно использовали 178 млн грн.
"Из-за отсутствия утвержденных стандартов и протоколов проведения психологической реабилитации пострадавших лечили в санаториях физкультурой, фиточаем и минеральной водой, расходуя в среднем 13,4 тыс. грн на человека за курс. Другой пример - услуги по психологической реабилитации предоставляли санатории, которые не отвечали установленным критериям: психологи без высшего образования по конкретным направлениям профподготовки, помещения не рассчитаны для лиц с инвалидностью и тому подобное", - говорит Андрей Майснер.
По его словам, аудит показал, что Минветеранов неэффективно управляло деятельностью подведомственных центров, в результате чего они оказывали помощь преимущественно другим категориям граждан. Это противоречило Государственной целевой программе. Кроме того, специалисты Счетной палаты обнаружили в деятельности центров многочисленные нарушения на 4,6 млн грн.
Кто поддержит ветерана
Этот отчет направили в Верховную Раду, а также разные контролирующие органы для принятия соответствующих мер. Возможно, это повлияет на активизацию помощи нашим защитникам. Между тем, в Минветеранов намерены не только на словах, но и на деле поддерживать ветеранов.
"Мы должны предоставить все необходимые действенные инструменты человеку, который возвращается с войны, или завершает службу в силовых структурах в мирное время, чтобы он имел возможность успешно самореализоваться в гражданской жизни. Очень важно, чтобы мы объединили усилия, чтобы в условиях децентрализации все возможности, которые предоставляет правительство в рамках ветеранской политики, почувствовали наши Защитники, Защитницы и члены их семей на местах", - отмечает глава Минветеранов Юлия Лапутина.
Однако пока ветераны особой заботы о себе не ощущают.
"Когда я вернулся с войны, ни один орган ни разу мне не звонил. Даже сейчас, после тяжелого ранения, ни одна государственная структура не позвонила мне, не спросила: "А ты не забухал, не принимаешь ли наркотики, не хочешь ли повеситься?! Потому что в декабре (2022 года - ред.) у меня были такие мысли. Мне было очень плохо. Если бы у меня не было ресурса идти к психологу, не было бы соответствующей социализации, честно говоря, я начал бы чудить. Если раньше у нас было 300-400 тысяч мобилизованных, эта проблема тоже была, но не решалась. Теперь их будет 1 млн 700 тысяч, и они вернутся в общество. Об этих людях нужно заботиться", - сказал адвокат, правозащитник, военнослужащий ВСУ Маси Найем во время конференции hromadske "Муруємо вже!".
Галина Гирак