Во время саммита Россия-Африка в Петербурге российский диктатор Путин пытался подкупить лидеров Глобального Юга списанием советских долгов и горсткой дармового зерна. Удалось ли это главе Кремля?
Раздутые итоги
Завершившийся накануне петербургский саммит Россия-Африка российская пропаганда представляет, как дипломатический успех. Мол, целых 17 глав африканских государств во время войны и в условиях международной изоляции приехали к Путину на саммит. Некоторые из них, подчеркивают кремлевские пропагандисты, были даже в футболке с портретом Путина, а кто-то благодарил его за благодеяния. Это же успех, не правда ли? Но, как любит говорить тот же московский тиран, "не все так однозначно".
Для объективной оценки результатов оппозиционный журналист и известный блогер Майкл Наки предлагает сравнить саммит с предыдущим "ивентом" 2019 года.
"Вот, приехало 17 лидеров стран, а мы знаем, что в Африке более 50 стран. Это много или мало? Вроде бы, достаточно прилично. Но как узнать точно? Очень просто: сравним это с предыдущим саммитом Россия-Африка, - сказал он в эфире собственного YouTube-канала - В 2019 году, когда Россия даже не делала большой ставки на этот саммит, когда не было такой плотной коммуникации с африканскими странами, когда Путин в каждой второй речи не рассказывал о неоколониализме, когда им не уделялось столько внимания, приехало гораздо больше глав государств".
По подсчету политолога Михаила Виноградова, по сравнению с 2019-м, среди публичных союзников РФ на саммите свой статус повысили Эритрея и Бурунди (президенты); в Зимбабве, Мали и ЦАР статус не изменился (президенты); Алжир снизил свой статус (премьер вместо президента).
В группе "осторожных" сторонников РФ: статус повышен у Бурунди (президент вместо премьера), статус не изменили, отправив президентов, Буркина-Фасо, Конго, Уганда и ЮАР. Статус снизили Гвинея (глава МИД), Судан (зампредседателя Верховного Совета) и Экваториальная Гвинея (вице-президент).
Из категории не определившихся (в 2019-м не были на саммите, а в 2023-м приехали): президенты Гвинеи-Бесау и Камеруна. Предыдущий статус на уровне главы правительства - у Марокко, Мозамбика, Сенегала и Эфиопии. Свой статус снизили Ангола, Габон, Мадагаскар и Южный Судан.
Подчеркнуто-нейтральным, в статусе главы правительства приехал глава Танзании, а снижен статус у Намибии (вице-президент), Того (глава МИД) и Эсватине (вице-премьер).
Среди стран, дрейфующих в сторону РФ, предыдущий статус на уровне главы государства сохранили Каморра и Ливия. Снизили свой статус Мавритания (премьер), Нигерия (вице-президент), Бенин, Гамия, Замбия, Руанда, Сейшелы, Тунис, Чад (представители МИД), а также Сомали (вице-премьер), Джибути (министр энергетики).
Вообще не приехали: Кабо-Верде, Маврикий, Нигер, Сьерра-Леоне. Не были ни в 2019 году, ни сейчас: Ботсвана, Лесото, Сан-Томе и Принсипи.
Среди максимально дистанцированных от РФ стран статус понижен у Ганы, Малаве (отправили министров); статус сильно снижен у Кот-д’Ивуара, а больше не приехали Кения, Либерия.
В общем, статус делегаций снизили - 25 стран; сохранили предыдущий - 14; больше не приезжают - 6; не были ни тогда, ни сейчас 3; приехали впервые - 2; повысили статус делегаций - всего две страны.
"Да вот и скажите: похоже это на успех, или не очень? - спрашивает Майкл Наки. - Очевидна отрицательная динамика, несмотря на все усилия".
Прямым свидетельством этого стали слова президента ЮАР Сирила Рамафосы на исходе саммита. Он заявил, что руководители африканских стран "пришли сюда не для того, чтобы просить какие-нибудь "дары" для Африканского континента".
"Мы, конечно, понимаем, что вы из щедрости решили бесплатно предоставить зерно некоторым африканским странам, которые сталкиваются с определенными трудностями. Мы с большим уважением к этому относимся, подчеркиваем это. Однако это не наша основная цель здесь, это не наша главная задача - добиться каких-либо поставок такого характера", - сказал Рамафоса, призвав российского диктатора возобновить Черноморскую зерновую инициативу.
Саммит против саммита
Впрочем, Путин давно осуществляет в Африке довольно наглую политику. Это иллюстрирует срыв той же зерновой сделки; и, во-вторых - госпереворот в Нигере. Со всем этим он, как это ни цинично звучит, мог бы подождать до окончания встречи в Петербурге. Но ведь нет.
Как известно, 26 июля в Нигере военнослужащие президентской гвардии заблокировали доступ в резиденцию президента Нигера Мохаммеда Базума и фактически взяли его в заложники. Спустя два дня глава президентской гвардии Абдурахман Чиани назвал себя новым лидером Нигера. А 30 июля в Нигере напали на посольство Франции - президент страны Эммануэль Макрон решительно осудил такие действия и пообещал отреагировать на них.
Впрочем, страны-участники Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) достойно отреагировали на это: на днях они договорились ввести войска в Нигер, если через неделю там не вернут власть действующему президенту Мухаммеду Базуму.
В этом саммите, как известно, приняли участие президенты Бенина,Кот д'Ивуара, Гамбии, Ганы, Гвинеи-Бисау, Нигерии, Сенегала, Того, а также министры иностранных дел Кабо-Верде и Либерии и высокий представитель Сьерра-Леоне в Нигерии и ЭКОВАС. Кроме того, присутствовал неназванный "представитель президента Базума".
Помимо намерения решить вопрос военным путем, страны ЭКОВАС ввели против Нигера санкции в виде закрытия границ, отмены авиарейсов, прекращения финансовых операций и заморозки национальных активов.
Африка как средство
По словам экспертов, переворот в Нигере совершен при содействии вагнеровцев. Что нужно России в этой стране? Ответ прост: французские АЭС на 90% зависят от поставок урана, добываемого в Нигере, чему госпереворот может повредить.
К тому же Кремль перешел дорогу Франции еще в Мали и ЦАР. Истории о доходах Кремля от африканского золота и алмазов, а также о бункерах-тайниках Путина и его ближайшего окружения в Африке широко известны, поэтому не будем их здесь повторять.
Однако срыв зернового соглашения, на первый взгляд, направлен только против Украины. Однако известный украинский журналист Виталий Портников считает, что таким образом Путин планирует ослабить Европу.
"Конечно, прежде всего Путин хотел ударить по интересам Украины и Запада, - написал он в блоге на NV. - И действительно, решение не продлевать зерновое соглашение является серьезным ударом по украинскому агросектору. Повышение цены на зерно станет ударом и по экономике западных стран, к тому же сам запрет, как видим, напомнил о конфликтной ситуации относительно ограничений на ввоз украинской сельскохозяйственной продукции в страны Центральной Европы. А Путина хлебом не корми - только дай возможность создать новые конфликты!Однако наибольшее, чего опасаются на Западе - так это того, что повышение цен на еду приведет к голоду, социальному кризису и беспорядкам в странах Глобального Юга. А это новые тысячи мигрантов и новые социальные проблемы в европейских странах. Ну и рост популярности правопопулистских сил. К этому, кстати, также стремится Путин".
Однако не стоит думать, продолжил он, что голод, социальные и политические кризисы и беспорядки - это то, что нужно странам Глобального Юга. Поэтому решение российского президента вызвало раздраженную реакцию во многих странах Африки.
"Многие лидеры африканских стран воздержались от участия в саммите Россия-Африка в Санкт-Петербурге. А приехавшие в гости к Путину публично настаивали на продлении "зернового соглашения". Президент Коморских островов Али Ассумани, председательствующий в Африканском союзе, отметил , что Африка заинтересована в перезапуске соглашения. Так что обещания Путина предоставить бесплатное зерно странам Африки никого на континенте не убедили", - резюмировал Портников.
Ирина Носальская