Недавний визит спецпредставителя Путина Кирилла Дмитриева в США эксперты нередко объясняли не мирными переговорами, а попыткой России "разморозить" 300 млрд накоплений. Могут ли они все-таки добраться до Украины?
За рыбу деньги
Мирные переговоры между США и Россией по войне в Украине, по всей видимости, буксуют: государственный секретарь США Марко Рубио по итогам встречи с министрами иностранных дел стран НАТО в Брюсселе заявил 4 апреля, что администрация американского президента вскоре увидит, готова ли Россия к прекращению войны, а также добавил, что Дональд Трамп не будет вести переговоры бесконечно.
Обмолвился косвенно об этом и сам Трамп. А 8 апреля на встрече с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в Овальном кабинете он уже открыто рассказал о своем недовольстве текущей ситуацией в войне РФ против Украины, в том числе российскими ракетными атаками на украинские города.
"Мне не нравится то, что происходит с бомбардировками, потому что они (россияне - ред.) бомбят как сумасшедшие прямо сейчас", - сказал американский президент.
Он также добавил, что США ведут переговоры как с РФ, так и с Украиной о потенциальном мирном урегулировании.
"И мы вроде как приближаемся (к урегулированию - ред.), но я не доволен всеми бомбардировками, которые происходят в последнюю неделю или где-то так. Это ужасно", - подчеркнул Трамп.
Все это происходит сразу после визита в Соединенные Штаты Кирилла Дмитриева, спецпредставителя Путина по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами.
Там Дмитриев встречался со специальным посланником США Стивом Виткоффом 2 и 3 апреля в Вашингтоне, спустя несколько дней после того, как Трамп выражал разочарование Путиным из-за отсутствия импульса в переговорах по прекращению огня в войне в Украине.
В интервью CNN после этих встреч Дмитриев сказал, что "Стив был действительно сосредоточен на поиске решений. Я думаю, что есть понимание того, как мы можем двигаться к финализации соглашения (между Россией и США - ред.), и в этом направлении было много дискуссий".
При этом спикер российского президента Дмитрий Песков после поездки Дмитриева в Вашингтон заявил об "осторожном оптимизме" в отношениях РФ с США.
О чем же идет речь, если не о войне? Очевидно, о деньгах. Ведь именно в них РФ - после того, как она завязла в войне в Украине - нуждается все сильнее день ото дня.
Напомним, после начала полномасштабного вторжения России в Украину США и другие западные союзники остановили все транзакции с активами российского центробанка и министерства финансов. По разным подсчетам, из-за этого решения были заморожены около 300 млрд долларов российских государственных активов, находившихся в западных юрисдикциях.
В частности, в странах Европейского Союза оказались примерно 245 миллиардов евро, из которых 208 миллиардов - государственные активы России, а 37 миллиардов - частные. Соответственно, в США находится лишь небольшая часть этой суммы. По данным агентства Reuters, в американских финансовых учреждениях хранится всего около 7 миллиардов долларов активов РФ.
Дискуссии о возможности конфискации и использования этих денег для восстановления нашей страны продолжались среди союзников Украины все три года войны. Вопрос решен так и не был.
Однако после прихода к власти Трампа Америка изменила статус двусторонних отношений с Украиной с неформально союзнических в откровенно "полупартнерских", что внушает неуверенность и в проблеме разморозки российских средств.
Поэтому 4 апреля (сразу после визита Дмитриева в США) демократы Ричард Блюменталь и Тим Кейн, а также республиканцы Тодд Янг и Линдси Грэм направили госсекретарю Марко Рубио письмо, в котором спрашивают, планирует ли администрация Трампа разрабатывать стратегию поощрения Евросоюза, G7 и других союзников для использования этих активов, а также поддерживать Украину в использовании этих денег для закупки оружия.
"Как администрация рассматривает использование всех имеющихся в ее распоряжении финансовых инструментов для усиления давления на Россию с целью прекращения войны? Считает ли администрация, что активы США и ЕС должны быть использованы как рычаги влияния на переговоры с Россией, чтобы положить конец войне? Если да, то каким образом?", - говорится в этом письме.
Монета для торга
Очевидно, вопрос разморозки зарубежных активов для россиян в настоящее время особенно острый, потому что экономическая ситуация в РФ ухудшается уже с февраля 2025 года, когда даже на фоне общего роста доходов (2%) наблюдалось падение цены нефти на 18% и замедление роста ненефтяных доходов до 13%. И это еще до введения Трампом тарифов и обвала мировых цен на нефть благодаря повышению ее добычи странами ОПЕК.
Поэтому,при имеющейся в РФ стагфляции,главный вопрос россиян состоит в том, как вывести замороженные на Западе активы. Это и подчеркнул на брифинге президент Украины Владимир Зеленский, комментируя визит представителя российского диктатора Путина по инвестициям Дмитриева в США.
"Безусловно, важна позиция Европы. Я благодарен, что она безусловна в поддержке Украины. Европа не будет снимать санкции. По моему личному мнению, их экономика зависит именно от европейских санкций", - сказал Зеленский.
Очевидно, антироссийские санкции вместе с тарифными "черными лебедями" Трампа таки дожимают российскую экономику.
Так, четыре дня назад стало известно: правительство России впервые почти за полтора года начинает ежедневно продавать валюту из Фонда национального благосостояния, который за годы полномасштабной войны против Украины и так опустел на две трети.
Проблема Кремля состоит в том, что у россиян нет выгодного выхода из сложного экономического положения, пишет ВВС. Ситуация напоминает войну в Украине: они не могут продолжать, но не могут остановиться.
При этом ЕС действительно не собирается идти россиянам на уступки: ранее глава Европейского совета Антониу Кошта подчеркивал, что под доходы от замороженных активов РФ Киеву были выданы кредиты странами G7, включая ЕС, США, Канаду и Японию. И далее Брюссель не намерен ослаблять эту финансовую поддержку.
Однако, если российское соглашение с Трампом выгорит, частичный фактический отказ от замороженных ЗВР будет выглядеть, как компромисс со стороны Москвы, и как соответствующая плата за разблокирование процесса снятия санкций. А если этой сделки не будет, тогда судьба ЗВР по-прежнему останется разменной монетой для торга в переговорах с россиянами.
Впрочем, Зеленский выразил надежду, что США не пойдут на снятие санкций против России, а усилят ограничения. Президент считает, что российские удары по Украине - это прямое доказательство тому, что санкционное давление на Путина сейчас необходимо еще больше.
Ирина Носальская