Три года назад Украина стала кандидатом на членство в ЕС. Насколько мы близки к вступлению?
Три года назад на саммите в Брюсселе Европейский совет принял историческое решение - официально предоставил Украине статус страны-кандидата на членство в ЕС. Какие требования ЕС Украина уже выполнила, что еще предстоит сделать и когда мы сможем стать полноправным членом европейского сообщества?
Что сделано к третьей годовщине
23 июня 2022 г.Украина официально получила статус страны-кандидата на членство в ЕС. Это историческое решение для нашей страны, но это только начало большого пути, в конце которого мы должны стать полноправными членами европейской семьи.
ЕС предоставляет странам-кандидатам план реформ, реализация которого является обязательным условием для перехода на следующий этап - переговоры о вступлении. Для Украины были определены семь ключевых блоков, среди которых реформа судебной системы (Конституционный суд, Высший совет юстиции), усиление борьбы с коррупцией, принятие законодательства о противодействии отмыванию денег и реализация антиолигархического закона.
Кроме того, процесс состоит из 35 переговорных глав (разделов), охватывающих все сферы жизни страны, от верховенства права до сельского хозяйства.
Украина уже многое сделала для вступления в ЕС.
В частности, завершен предварительный этап переговоров. Первая коммуникация по скринингу кластера (“Основы”: реформа правительства, верховенство права, борьба с коррупцией, права человека) была завершена в конце 2024 - начале 2025 года.
Также в марте 2025 г.был завершен скрининг второго кластера (“Внешняя политика, политика безопасности и обороны”) - Украина достигла 100% соответствия решениям ЕС во внешней политике.
В настоящее время начались переговорные кластеры. Они официально стартовали 25 июня 2024 г.
Также Украина проводит реформы законодательства и институций. В частности, принято законодательство по трансформации Конституционного суда, формированию Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей.
Углублена антикоррупционная реформа: созданы Национальное агентство по коррупции, Антикоррупционный суд; возобновлено электронное декларирование.
Законы о СМИ, рекламе, правах национальных меньшинств приведены в соответствие с рекомендациями Венецианской комиссии.
Проведены реформы таможенной службы: гармонизация с таможенным кодексом ЕС, внедрение NCTS-P5, авторизация экономических операторов.
Вносятся фискальные и налоговые изменения: соответствие НДС и акцизов нормам ЕС, автоматический обмен финансовыми данными.
Принята стратегия цифровизации, транспортная стратегия, закон о железнодорожном транспорте, реформы пограничной инфраструктуры.
Принят Римский устав, проведена законодательная адаптация к международным нормам.
Что еще нужно сделать?
В то же время остается еще многое сделать. В частности, нужно открыть и закрыть все переговорные кластеры. Речь идет отаких кластерах: “Внутренний рынок”, “Внешние отношения”, “Энергетика”, “Транспорт”, “Налогообложение”, “Судебная система”. Планируется открыть 5-6 кластеров в 2025 г.
“Амбициозная цель на 2025 год - открыть на параллельной основе все шесть переговорных кластеров с ЕС”, - сказал премьер-министр Денис Шмыгаль.
Украина выразила желание открыть 2–3 кластера при польском председательстве (первая половина года) и еще 3 – при датском (вторая половина года). Уже проходит скрининг ряда глав – в основном фундаментальных.
Также следует углубить реформу судебной власти. Верховный Суд нуждается в дополнительных реформах; следует внедрить прозрачные процедуры отбора судей, дисциплинарные механизмы.
Еще Украина должна провести системную реформу публичной администрации. Речь идет о развитии публичного управления, внедрении KPI, повышении прозрачности и способности выполнять законодательство ЕС.
Кроме того, нужно обеспечить экономическую устойчивость – продолжить гармонизацию таможни и налогового законодательства (НДС, акцизы, декларации) и завершить интеграцию внутреннего рынка: внедрить свободу товаров, услуг, защиту прав потребителей и т.д.
Также нужно закончить реформу избирательного законодательства. В частности, принять законодательные изменения по методологии OSCE/ODIHR, обновить ЦИКи т.д.
Венгрия против
К сожалению, не все зависит только от того, насколько хорошо Украина выполняет требования.
“Трудность этого процесса, как бы хорошо ты ни выполнял свою домашнюю работу, как бы сильно граждане не стремились вернуться в европейскую семью, и каким бы юридически официальным ни было это решение, всегда надо помнить, что это решение принимается консенсусом. На сегодняшний день у нас есть одно государство-член, которое не желает вести какие-либо переговоры относительно решений о дальнейшем продвижении к членству в ЕС ”– сказала вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции и министер юстиции Ольга Стефанишина.
Вопрос не в том, что в перспективе одна страна не проголосует о завершении переговоров. Проблема есть уже на нынешнем этапе – открытие переговорных кластеров, по каждому из которых нужен консенсус стран ЕС.
Стефанишина отметила, что в настоящее время Венгрия самая сложная в переговорахстрана, потому что ее риторика агрессивна и на самом деле она ничего не хочет, то есть не выдвигает четких требований, чтобы не блокировать начало переговоров по кластерам.
Поэтому есть план А по поводу блокирования– договариваться о сотрудничестве. Но есть и другие варианты.
Верховная представительница ЕС по безопасности и внешней политике Кая Каллас, не раскрывая деталей, сообщила, что есть еще и планы Б и В. Хотя один из них не секрет – это лишение Венгрии права голоса по ст. 7 Договора о ЕС по нарушению основополагающих ценностей ЕС.
Процедуру начали еще в 2018 г. С тех пор состоялось восемь слушаний, последнее из которых – в мае этого года. До голосования по “решению об определении явного риска серьезного нарушения Венгрией верховенства права”дело еще не дошло. Когда дойдет – тоже не понятно, потому что нет ограничений по поводудлительностивсей процедуры.
Что может ожидать Украину после вступления в ЕС
Страны Восточной Европы продемонстрировали впечатляющий экономический рост после вступления в ЕС. Сейчас их благополучие уже на уровне 80% от среднего по Европе. Украина может стать важным двигателем роста в регионе. Об этом заявила глава Европейского центрального банка Кристин Лагард.
Лагард рассказала, что Украина уже интегрирована в экономические процессы ЕС, а Европа является главным торговым партнером, на который приходится около 50% торговли товарами.
“ЕС также получит выгоду от того, что Украина станет его партнером”, - сказала она.
По ее словам, ЕС не должен видеть во вступлении Украины угрозу.
“Мы должны видеть в ней стимул. Мы должны видеть Украину как щит и как катализатор”, - добавила она.
По ее словам, если Украина продолжит курс на институциональные реформы и продолжит адаптировать свою экономику к новым возможностям, невзирая на непростую ситуацию, она может стать важным двигателем роста и ключевым фактором будущего региона.
Когда мы можем стать членом?
Украина будет членом Европейского союза в 2030 г., заявила Стефанишина.
“Украина будет членом ЕС в 2030 г. Это уже фактически принятое решение”, - прокомментировала она слова главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о том, что с нынешним темпом реформ Украина может вступить в ЕС до 2030 г.
По словам Стефанишиной, на серьезность и реалистичность намерений ЕС указывает, что бюджет ЕС на 2026-2032/33-е годы формируется с учетом членства Украины.
Серьезность намерений ЕС можно оценивать по усилиям Венгрии по блокированию их реализации. Венгрия сейчас пытается активно блокировать включение Украины в следующий бюджет ЕС, – добавила она.
Виктория Хаджирадева