Корреспондент.biz,
20 декабря 2019, 08:00
Вадим Нестеренко: "Украинский АПК может активно участвовать в обеспечении энергонезависимости Украины, реализуя социальную миссию снижения тарифов теплокоммунэнерго"
Каждое начало отопительного сезона в нашей стране сопровождается ростом тарифов на тепло, активным возмущением граждан и некими попытками власти решать проблему тарифов административными методами. На самом деле, учитывая, что тарифы теплокоммунэнерго напрямую зависят от целого комплекса внешнеполитических конфликтов вокруг стоимости газа, эту проблему нужно переводить в экономическую плоскость: активней переходя на альтернативные возобновляемые источники энергии. Особенно это касается болезненных вопросов отопления малых городов и райцентров Украины, многие из которых такого блага цивилизации, как централизованное горячее водоснабжение, не видели уже по двадцать лет.
Основатель и председатель наблюдательного совета многопрофильного агрохолдинга Ristone Holdings, базирующегося в Днепропетровской области, Вадим Нестеренко видит решение проблемы отопления небольших украинских городов в их переводе на тепло от пеллетных котельных и, работающих на тех же пеллетах, ТЭС. О том, насколько востребован и экономически обоснован такой проект, мы беседуем с Вадимом Григорьевичем Нестеренко.
- Вадим Григорьевич, агробизнес – это ведь не Минсоцполитики, почему вас заинтересовала альтернативная теплоэнергетика?
- Да, любой бизнес по своей сути – это получение прибыли. Но, в отличие от многих других отраслей, АПК очень тесно связан с территориями, на которых мы ведем свою производственную деятельность. В большом городе наемный работник вышел из офиса или из проходной завода, и вокруг него уже городская инфраструктура. В каком она состоянии– работодателя не касается. Мы же работаем в сельской местности, в маленьких городах и райцентрах, где даже после децентрализации нет бюджетов развития, низок уровень доходов населения, а коммунальная инфраструктура дышит на ладан. Хотим мы того или нет, но наши агрохозяйства несут на себе довольно весомый груз социальной ответственности за украинское село и его жителей. Это заставляет нас не только думать о технологиях и доходах, но и присматриваться к проблемам общегосударственным.
Государство давно объявило курс на энергонезависимость и самодостаточность Украины. Особых результатов мы пока не видим и в первую очередь потому, что у нас пока нет серьезных инвестиций в альтернативную энергетику. В данном случае я говорю о запуске ТЭС, которые будут работать не на газе или угле, а на пеллетах. Такой проект несет в себе тройную ценность. Во-первых, он выгоден инвестору, обеспечивая окупаемость инвестиций за счет выработки электроэнергии по зеленому тарифу. Во-вторых, он выгоден населению, которое получит от такой ТЭС теплоноситель для отопления на 15-20% дешевле, чем любой действующий тариф, а горячую воду можно будет подавать круглогодично по цене на 50% дешевле существующей. В-третьих, давайте не забывать о проблемах экологии. Использование в качестве топлива пеллет из растительного материала существенно безопасней для окружающей среды, нежели все остальные виды топлива.
А возвращаясь к бизнесу, то есть к экономической обоснованности инвестиций в ТЭС, хочу напомнить, что тепличные хозяйства в нашей стране сегодня всё еще в неразвитом состоянии, их рост сдерживают все те же цены на энергоносители. Помните, какие тепличные комбинаты в свое время появлялись вокруг АЭС с их дармовым теплом? Если у нас будет дешевое тепло и энергия, можно будет говорить о конкурентоспособной продукции тепличного овощеводства.
- А в чем суть вашего проекта? Что принципиально нового он в себе несет?
- Мы подготовили и просчитали рабочий проект строительства альтернативной ТЭС, которая может отапливать город с населением до 200 тысяч, как я уже говорил, понизив тарифы на тепло на 20%. Но ключевым в этом проекте является даже не ТЭС, а предприятие по изготовлению пеллет. Ведь для обеспечения работы такой станции потребуется не менее 60 тысяч тонн пеллет в год. Вот на этом этапе – обеспечения ТЭС топливом – спотыкались все аналогичные проекты, предвидя трудности с сырьем.
На современных маслоэкстракционных предприятиях получение энергии из шелухи семечек – это часть технологии, но этого ресурса хватит на обеспечение технологического процесса и реализации остатков для небольших котельных. Доходит до того, что пеллеты начали изготавливать из древесины, но это вообще безобразие. Ведь если мы говорим о возобновляемых источниках энергии, то давайте не забывать о том, что деревья действительно вырастут новые, но на это потребуется 15-20 лет.
Наш агрохолдинг намерен реализовать собственное ноу-хау на территории Украины: использовать для производства пеллет ежегодные пожнивные остатки пшеницы, ячменя и даже кукурузы, которые являются отходами наших зерновых сельхозпредприятий. В нашем случае есть один принципиально важный нюанс. Изначально концепция развития холдинга строилась на принципе консолидации земель, мы не собирали земельные кластеры в разных концах Украины, а ограничились одной базовой областью – Днепропетровской, и примыкающими к ней Харьковской и Запорожской областями. Этот принцип уже хорошо отработал нам в плюс при решении вопросов логистики, а сегодня дает возможность консолидировать усилия и ресурсы, чтобы получить искомое количество сырья для производства пеллет в экономически выгодной логистической доступности.
Кроме того, к программе подключатся фермерские и частные хозяйства. Людям не нужно будет тратить средства на то, чтобы пустить технику и припахивать отходы урожая. Наоборот, предприятие по производству пеллет будет платить определенные деньги за сданное сырье. Мы уже частично закупили специальные импортные соломопрессы, которые в технологической цепочке подготовки сырья прессуют его в тюки для доставки на завод. Кстати, это тоже плюс к экологии. Меньше будем видеть осенью горящих полей, которые агропроизводители поджигают, чтобы избавится от отходов, губя при этом природу и нанося ущерб земле.
- На каком этапе реализация вашего проекта?
- Реализации этой достаточно простой, но очень эффективной идеи мешает главный негативный фактор украинской экономики – отсутствие доступных кредитов. Собственно говоря, это мешает реализации всей программы альтернативной энергетики. Максимум, что могут позволить себе местные власти – это локальные пеллетные котельные, как правило, для объектов соцкультбыта, инвестировать в которые область может за счет кабминовского Фонда регионального развития территорий или привлекая частных инвесторов.
Строительство ТЭС на альтернативном топливе – это проекты стоимостью в 20-30 миллионов евро. Чтобы их реализовать, нужно либо закладывать эти расходы отдельной статьей госбюджета, для чего нужна специальная профильная государственная программа, которая пока отсутствует. Либо, что в наших условиях пока более реалистично, обращаться за дешевыми кредитами к европейским и международным финансовым институциям.
Мы приступили к реализации первого шага программы – к строительству пеллетного завода. Проект готов, землеотвод сделан, начинаем стройку. Второй шаг – строительство пеллетной ТЭС – проходит экономическую экспертизу и аудит для формирования кредитного предложения. Наш агрохолдинг Ristone Holdings более пяти лет обслуживается аудиторской компанией BDO, входящей в пятерку самых авторитетных международных аудиторских фирм, и это дает нам основание быть оптимистами, строить далекоидущие планы.
Вообще, мне кажется, что с реализацией программы энергонезависимости Украины и масштабного внедрения альтернативной энергетики должна быть поактивней и государственная власть. Это будет действительно реальный шаг навстречу людям по снижению коммунальных тарифов. А социально ответственный агробизнес свой шаг навстречу государству уже делает.