Русская служба Би-би-си,
15 февраля 2012, 13:39
Во времена Хосни Мубарака граница между Газой и Египтом была, в основном, закрыта. После революции новые власти Египта поторопились объявить об открытии границы, в результате чего сотни угнанных в Египте автомобилей стали перегоняться в Газу.
Объявляя о намерении открыть границу, в Каире заявляли о необходимости дать жителям Газы возможность выехать на учебу, лечение или просто навещать родственников.
По утверждениям жителей Газы, ситуация на КПП Рафах существенно не изменилась.
Зато выяснилось, что за последний год резко увеличилось количество машин, угнанных из Египта в сектор. На днях египетское правительство потребовало от руководства движения ХАМАС в Газе немедленно вернуть 1400 египетских автомашин, которые были вывезены из страны и переправлены в Газу незаконным путем.
Египетские СМИ сообщают, что за последние несколько лет количество угнанных автомашин, которые принадлежат жителям полуострова Синай, резко возросло и что ситуация стала "невозможной".
Египтяне возмущает еще и то, что в Газу нелегально попадают баллоны со сжиженным газом, которые в последнее время стали большим дефицитом. "Нам самим не хватает газа, а контрабандисты везут его в Газу, где продают втридорога, да еще и воруют наши автомобили", – громко возмущался житель Аль-Ариша (Северный Синай) в ходе интервью на египетском телеканале "Аль-Масрия".
Правители Газы признают, что речь идет о серьезной проблеме, которая грозит омрачить братскую любовь между египетским и палестинским народами, и обещают незамедлительно действовать.
22 января руководство ХАМАСа официально запретило ввоз автомобилей из Египта, чтобы положить конец проблеме.
Однако, судя по реакции египтян, они эту меру достаточной не считают.
На протяжении десятков лет израильская полиция и пограничная служба безуспешно боролись с системным угоном автомашин из Израиля в сектор Газа и на Западный берег. Заключались, нарушались и расторгались мирные соглашения, начинались и заканчивались интифады, менялись правительства, а машины всё угонялись и угонялись.
Нередко их оголенные остовы можно было найти на пустырях или на автомобильных "кладбищах" в районе так называемой "зеленой черты", однако владельцам это уже мало чем помогало.
Частичное решение проблемы пришло после полного размежевания между Газой и Израилем и создания заградительных сооружений вдоль "зеленой черты" на Западном Берегу.
Израильские страховые агенты, у чьих клиентов перестали исчезать машины, считают, что это произошло благодаря тому, что попасть на территорию Израиля стало весьма проблематичным делом, связанным с получением множества разрешений.
В Рамалле убеждены, что панацея системному угону автомашин была найдена в результате тесного и плодотворного сотрудничества между израильскими и палестинскими службами безопасности.
Однако, потребность в машинах, в особенности в секторе Газа, не исчезла. А там, где есть спрос, есть и предложение.
Теперь хозяева гаражей, где продают запчасти и подержанные машины, получают товар из другого источника – из Египта. Профессиональные угонщики, как известно, не делают скидок ни чужим, ни своим. Так возник новый и многообещающий трансграничный бизнес, участие в котором принимают и палестинские и египетские партнеры.
Примечательно то, что в буквальном смысле слова угнать машину из Египта в Газу невозможно. Граница в Рафахе, торжественно открытая новым египетским руководством в мае 2011 года, по-прежнему чаще закрыта, чем открыта, и поэтому единственно возможный путь для угонщиков и контрабандистов – это подземные туннели, которые соединяют Газу и Египет.
Подземные туннели в районе города Рафах, половина которого находится в Газе, а другая половина в Египте, возникли в конце 1990-х годов. Однако настоящий размах эта индустрия приобрела ближе к 2006 году. Тогда по туннелям шло в основном контрабандное оружие из Синая. После прихода ХАМАСа к власти и похищения израильского солдата Гилада Шалита, когда Израиль объявил сектору экономическую блокаду, через туннели потекли самые обыкновенные товары: стройматериалы, шоколад, сигареты, бараны и овцы, а также автомобили.
Некоторые из туннелей, которые уже давным-давно превратились в альтернативный путь для транспортировки разных товаров настолько велики, что через них можно провезти легковой автомобиль целиком, хотя, как правило "специалисты" разбирают машину на запчасти, и либо собирают ее по ту сторону границы, либо продают детали по отдельности.
Учитывая повышенный спрос на запчасти в Газе, которая пятый год живет в условиях экономической блокады, нередко такой вариант оказывается еще более прибыльным.
Большая часть новых автомобилей все-таки попадает в Газу официальным путем, через границу с Израилем, однако эти автомашины недешевы и доступны в основном членам руководства ХАМАС, журналистам или бизнесменам. Всем остальным приходится рассчитывать на доставку запчастей через туннели.
Клиенты не задают лишних вопросов про источник необходимых им деталей и получают по сходной цене желанный товар. В некоторой степени, после проведения одностороннего размежевания с Газой Израиль передал по наследству некоторые из своих палестинских проблем Египту.
Теперь вместо новеньких израильских иномарок палестино-египетские угонщики уводят гораздо более потрепанные и побитые автомашины из Египта, ибо автомобильный рынок Газы сегодня нуждается в любой запчасти, даже если она была в эксплуатации свыше 15-20 лет.
Трудно поверить в то, что запрет ХАМАСа на ввоз машин из Египта каким-то образом повлияет на криминогенную ситуацию на Синае, который уже много лет является магнитом для торговцев оружием и контрабандистов.
Угоны автомашин – далеко не единственная, но животрепещущая проблема для жителей полуострова, которые теперь страдают и от нестабильности в стране, и от удаленности от центра, и от близости к сектору, который также нуждается и в автомобилях, и в сжиженном газе.
В том случае, если ХАМАС примет требования "Ближневосточного квартета" по признанию государства Израиль и отказу от насилия, экономическая блокада будет снята, и необходимость в угнанных египетских автомобилях отпадет сама собой, однако проблему собственных контрабандистов и торговцев оружием египтянам все же придется решать самостоятельно.