Русская служба Би-би-си,
5 сентября 2012, 21:48
Эксперты полагают, что сложившаяся схема партнерства между "Газпромом" и Европой быстро и радикально не изменится, но компании, скорее всего, придется пойти на уступки, ибо мировая конъюнктура складывается не в ее пользу.
Еврокомиссия объявила о начале проверки "Газпрома" на предмет нарушения им антимонопольного законодательства на газовых рынках Центральной и Восточной Европы.
Брюссель хочет установить, действительно ли "Газпром" препятствует диверсификации источников поставки газа членам Евросоюза и завышает цены. На этом фоне курс акций газового гиганта на ММВБ-РТС снизился, правда, незначительно: на 0,9%Пресс-служба "Газпрома" ограничилась лаконичным комментарием: "Пускай расследуют".
Позже на официальном сайте концерна появилось заявление, в котором подчеркивается, что "начало формальной стадии расследования не означает признание ОАО "Газпром" виновным в каком-либо нарушении антимонопольного законодательства ЕС" и обращается внимание на то, что "ОАО "Газпром является компанией, наделенной публично значимыми функциями и статусом стратегической организации, контролируемой государством".
Эксперты полагают, что быстро и радикально сложившаяся схема партнерства не изменится, но "Газпрому", скорее всего, придется пойти на некоторые уступки, ибо мировая конъюнктура складывается не в его пользу.
"Нынешняя структура осталась с тех пор, когда страны Восточной Европы входили в советский блок, - заявил Русской службе Би-би-си руководитель центра "Международная энергополитика" Юрий Солозобов. - Странно винить "Газпром" за то, что он монопольно или практически монопольно снабжает Болгарию, Словакию, Польшу, Эстонию".
"Доказать монопольную практику "Газпрома" будет очень просто, но к расторжению существующих контрактов это не приведет", - соглашается нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин. Тем не менее, начавшаяся процедура может привести к неприятным для "Газпрома" результатам.
"Штраф в миллиард долларов, или даже больше, "Газпром" выдержит. А вот если Еврокомиссия начнет настаивать на строгом соблюдении Энергетической хартии, то есть на разделении монополиста на конкурирующие друг с другом добывающие, газотранспортные и распределительные компании, это будет очень большим ударом", - поясняет Михаил Крутихин.
"Газпром" работает так, как работает, уже не первый десяток лет. То, что Запад, мягко говоря, не очень любит Владимира Путина и не хочет быть от него в зависимости - тоже не тайна и не новость. Почему Еврокомиссия активизировалась именно сейчас? Эксперты связывают это не с политикой, а с изменениями конъюнктуры мирового газового рынка.
"В результате рецессии, приведшей к некоторому снижению потребности Европы в энергоносителях и расширению предложения сжиженного газа, на спотовом рынке сегодня можно купить газ по 300-320 долларов за тысячу кубометров, а "Газпром" держится за формулу, которая приводит к цене в четыреста, и даже пятьсот долларов. Эта ситуация продолжается второй год и, конечно, не может не волновать Еврокомиссию", - говорит Михаил Крутихин.
Юрий Солозобов отмечает, что "конфликт зрел давно, хотя не выходил в публичную сферу". По мнению аналитика, реальная цель начавшегося расследования - оказать давление на "Газпром", чтобы заставить его снизить цены. "Это не первая атака, и "Газпром" уже начал помаленьку уступать", - говорит он.
Эксперт напоминает, что обойтись одним катарским газом Европа не может, и разрыв отношений с российским поставщиком "вызвал бы коллапс, сравнимый с исчезновением Гольфстрима". Стороны зависят друг от друга, и вынуждены будут искать компромисс. Самым реальным исходом он считает снижение цен на 10-15% от нынешнего уровня.
Другой пункт разногласий, включаемый в долгосрочные контракты по настоянию "Газпрома", требование российской компании, чтобы потребители оплачивали оговоренное количество газа независимо от того, нужен он им, или нет.
Партнеры находят принцип "бери или плати" кабальным. Однако для "Газпрома", по оценке Юрия Солозобова, он жизненно необходим, поскольку концерн должен планировать долгосрочные расходы на геологоразведку, строительство и поддержание инфраструктуры. "В режиме рыночных цен такой монстр просто не выживет", - говорит он.
"Принцип "бери или плати", как и система долгосрочных контрактов, сохранятся, но они, вероятно, станут более гибкими, с большей привязкой к ценам на спотовом рынке и с более коротким сроком для пересмотра цен в зависимости от текущей конъюнктуры", - считает Михаил Крутихин.
"Думаю, будут пересматриваться в плане уменьшения и обязательные объемы отбора газа. Турция, Германия и Италия уже добились в этом плане уступок от "Газпрома", - добавил он.
В последнее время появился новый фактор, также работающий не в пользу "Газпрома" - рост использования сланцевого газа.
"Сланцевый газ - это серьезно, - заявил Русской службе Би-би-си директор Института нефти и газа Анатолий Дмитриевский. - В 2001 году на его долю в США приходилось меньше одного процента добываемого газа. В 2011 году было 34%, к 2015 году будет 43-44%, а к 2035 году, как ожидается, до 60%. К 2015 году американцы выйдут на примерный объем 770 миллиардов кубометров, что полностью покроет их внутренние потребности. Часть сланцевого газа они уже экспортируют, построили в Луизиане завод для его сжижения и перевозки танкерами, и собираются строить новые".
При этом себестоимость добычи сланцевого газа в США за последние десять лет снизилась со 150 до 68 долларов за тысячу кубометров.
"Если к 2016 году США начнут экспортировать дешевый сланцевый газ, цены в Европе могут упасть на 30-50%. Сланцевый газ меняет условия игры. Чтобы конкурировать на мировом рынке, "Газпрому" придется меняться", - цитирует российское информагентство "Регнум" аналитика американской инвестиционной компании The Price Futures Group Фила Флинна.
Залежи газосодержащих сланцев разведаны в Канаде, Польше, Аргентине, Китае, Австралии. Анатолий Дмитриевский уверен, что они есть и в России, "просто этим вопросом никто не занимался, поскольку хватало традиционных месторождений".
Юрий Солозобов напоминает, что строительство необходимой инфраструктуры в портах США - дело достаточно долгое и недешевое. Что касается Европы, то масштабная разработка сланцев, скажем, в густонаселенной Польше столкнется с экологическим ограничениями, ибо она, как известно, ведет к загрязнению подземных вод. Американцы занимаются этим в малолюдных районах.
Однако, как указывает Михаил Крутихин, даже перспектива появления на мировом рынке сланцевого газа влияет на цены в сторону снижения. Сжиженный газ с Ближнего Востока, ранее экспортировавшийся в США, теперь поступает в Европу и также сбивает цены. Еще одним признаком неблагоприятной для "Газпрома" конъюнктуры является недавний отказ российского газового монополиста от освоения Штокмановского месторождения.
Соответствующие планы обсуждались много лет, шли споры о том, каких иностранных инвесторов привлечь, и какую долю в проекте им предоставить. Теперь гигантские залежи природного газа на шельфе Карского моря останутся под спудом на неопределенный срок.
"Коммерческого смысла в разработке Штокмана при нынешней конъюнктуре нет. Цены на газ имеют тенденцию к снижению, ожидаемая себестоимость на Штокмане в полтора-два раза выше прогнозируемого мирового уровня", - подтверждает Михаил Крутихин.
Под вопросом оказалось и строительство новых транзитных газопроводов. Последние 10 лет продолжалась политическая борьба вокруг конкурирующих проектов "Набукко" и "Южный поток", а теперь дело идет к тому, что оба окажутся ненужными экономически.
"Недавно сданный в эксплуатацию "Северный поток" рассчитан на прокачку 250 миллиардов кубометров газа в год, а загружен лишь наполовину, - указывает Михаил Крутихин. - "Южный поток", как, впрочем, и "Набукко" - чисто политические проекты. Российское правительство хотело насолить Украине и заодно дать заработать на поставках труб дружественным металлургическим компаниям. Вряд ли западные инвесторы станут помогать ему в этом".
Депутат-единоросс Андрей Исаев и глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков на пресс-конференции в среду предложили признать "Газпром" общенародным достоянием и выплачивать дивиденды из его прибыли всем, кто родился в СССР. Эксперты находят идею популистской и нереалистичной, поскольку "Газпром" в будущем может столкнуться с нехваткой средств на собственное развитие.
"Глупости комментировать не стану", - ответил на вопрос Русской службы Би-би-си Михаил Крутихин. "То, что "Газпром" - национальное достояние России", мы давно знаем из рекламных роликов, - заявил Юрий Солозобов. - А прежде, чем говорить о дивидендах, надо бы навести в "Гзапроме" элементарную прозрачность. Когда китайцы строят газопроводы в два раза быстрее и в три раза дешевле, возникают вопросы не только у экспертов, но и у Счетной палаты. Получить дивиденды из "черного ящика" - смелая затея даже для анархо-синдикалиста, каковым был в юности господин Исаев".
Источник: Русская служба Б-би-си