UA
 

Корреспондент: Студенческо-строительные игры. Что дала Киеву Олимпиада-80 - архив

14 июня 2012, 09:23
0
425
Корреспондент: Студенческо-строительные игры. Что дала Киеву Олимпиада-80 - архив
Фото: ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного
Торжественное открытие олимпийского футбольного турнира в Киеве

Олимпиада-80 подарила киевским студентам новые общежития и дала возможность освоить специальности строителей и переводчиков, - пишет Валентина Червоножка в рубрике Архив в № 22 журнала Корреспондент от 8 июня 2012 года

Летним Олимпийским играм 1980 года, которые прошли в СССР, так же как и Евро-2012 в современной Украине, предшествовали масштабная подготовка и угроза бойкота стран Запада. Тогда, более 30 лет назад, столица УССР наряду с Москвой, Ленинградом, Минском и Таллинном стала одним из олимпийских городов - в Киеве прошло семь матчей футбольного турнира.

Эти Игры спровоцировали в республике небывалую инфраструктурную лихорадку - строили дороги, отели и многое другое. Чтобы все успеть, власти активно привлекали студентов - они и возводили олимпийские объекты, и обслуживали их, и должны были быть гидами-переводчиками для иностранцев.

Однако все эти титанические усилия оказались напрасными: киевская часть Игр не вызвала большого ажиотажа.

Киев получил обновленный Республиканский стадион, ряд новых гостиниц и некоторые другие объекты.

Из-за бойкота, объявленного Олимпиаде-80 правительствами США и стран НАТО (он стал ответной реакцией на ввод в 1979 году советских войск в Афганистан), в УССР приехали лишь около 12 тыс. иностранцев - в десятки раз меньше, чем ожидалось. А сами матчи с участием второстепенных по футбольным меркам сборных, не особо заинтересовали даже киевлян.

Зато Киев получил обновленный Республиканский стадион, ряд новых гостиниц и некоторые другие объекты. А студенты Киевского политехнического института (КПИ), который сейчас называется Национальный технический университет Украины Киевский политехнический институт (НТУУ КПИ), своими руками подготовили себе отличный подарок: к Играм они достроили сразу три больших общежития. Здания должны были служить временными отелями для олимпийских туристов, а после Игр стать пристанищем для иногородних учащихся.

"Благодаря подготовке к Олимпиаде нам удалось сделать колоссальный рывок в социальном плане, - рассказывает Ярослав Корниенко, в те годы глава студенческого профкома, а теперь - заведующий одной из кафедр НТУУ КПИ. - Мы тогда впервые в истории КПИ всех желающих студентов поселили в общежития".

Грандиозные планы

История, подарившая киевским политехникам общежития, началась в 1974 году, когда СССР выиграл право на проведение Олимпиады-80. Это было по тем временам невероятно: впервые в истории Игры отдали стране из так называемого социалистического лагеря.

За подготовку международного спортивного праздника руководство Страны Советов взялось очень серьезно: Кремль, находившийся в состоянии холодной войны со странами Запада, стремился провести Олимпиаду так, чтобы восхитить иностранцев преимуществами советского строя. А поскольку уровень жизни в СССР довольно сильно отставал от американского и европейского, союзному руководству пришлось приложить титанические усилия и вложить громадные средства в создание идеальной картинки.

Центром Олимпиады стала Москва. И еще четыре города получили право принимать Игры: часть матчей футбольного турнира передали Киеву, Минску и Ленинграду, а регату решили провести в Таллинне.

Кремль, находившийся в состоянии холодной войны со странами Запада, стремился провести Олимпиаду так,чтобы восхитить иностранцев преимуществами советского строя.

Украина начала подготовку примерно за три года до начала Олимпиады - план всех работ утвердили в апреле 1977 года. Упор сделали на строительство и реконструкцию дорог, аэропортов, стадионов и прочей инфраструктуры, а также гостиниц, кафе и ресторанов. Цель номер один - обновление Республиканского стадиона (ныне - Олимпийский), где прошли все киевские матчи Игр, а также строительство возле этой арены гостиницы Русь, сыгравшей роль "олимпийской деревни".

Республика готовилась к приезду 300 тыс. гостей, в том числе и иностранцев. Им нужна была крыша над головой, но с этим были проблемы. Даже с учетом новостроек в Киеве, также призванных принять на себя основной туристический "удар", койко-мест хотя бы трехзвездочного уровня катастрофически не хватало.

Хотя власти старались. К Олимпиаде в столице УССР существенно обновили столичные гостиницы Москва (теперь Украина на Майдане Незалежности), Днепр (здесь жили почетные гости и журналисты во время Игр), Ленинградская, Театральная, Золотой колос. Кроме того, построили два новых отеля класса "три звезды" примерно на 900 мест каждый - 22-этажную Русь для спортсменов, сразу ставшую самой элитной гостиницей города, и 13-этажную Братиславу, предназначавшуюся для болельщиков.

А вот построить к началу Игр еще два крупных объекта - Спортивную (нынешняя Спорт) и Турист - власти не успели.

В результате к моменту начала турнира главный город Советской Украины располагал 16 подходящими отелями. Но для 300 тыс. гостей этого явно было недостаточно. И местные власти решили использовать для приема гостей студенческие общежития, отремонтировав их до уровня трехзвездочных отелей.

Трудовой десант

Самое большое количество коек для туристов подготовил политех. Что неудивительно: в то время территория института выглядела как огромная стройплощадка, и возводимых объектов, способных принять гостей, там хватало. Вот их и довели до ума.

Руководство КПИ еще в 1972 году начало реализацию проекта трех новых 12-этажных общежитий - зданий из двух крыльев, по форме похожих на раскрытые книги. Каждое было рассчитано на 1,2 тыс. мест, а внутри корпуса имели улучшенную планировку.

По словам Михаила Родионова, первого замглавы правления Ассоциации выпускников КПИ, который в те годы был секретарем парткома вуза, в зданиях впервые в СССР решили воплотить не коридорный, а блочный принцип планировки помещений. В каждом таком блоке было по две просторные комнаты по 18 кв. м, - на шесть "квадратов" больше, чем при коридорной системе.

Вузовский комитет комсомола обязал каждого студента этих факультетов отработать по 500 часов на строительстве.

В каждом блоке имелся туалет и ванная комната. Прежде такая бытовая роскошь, как санузел, приходилась не на пару комнат, а одна на весь этаж, и одна душевая, как правило, обслуживала и вовсе целое общежитие.

Так что новый проект считались крайне передовым, но строительство постоянно тормозилось - постоянно не хватало средств. И к концу 1970-х здания еще не довели до ума. А ведь вузу они очень пригодились бы: в те времена лишь 40% иногородних студентов КПИ могли рассчитывать на жилье в студгородке, вспоминает Корниенко.

И тут появилось предложение городских властей доделать три "книжки" к Олимпиаде, чтобы использовать их как гостиницы. В политехе за идею ухватились, в результате довольно быстро в новых общежитиях завершили отделочные работы, постелили паркет, завезли качественную мебель и сантехнику, оборудовали спортивные помещения и комнаты для студенческих клубов. Возле трех зданий построили столовую, аптеку, профилакторий, книжный магазин и бытовой комплекс.

Честь поучаствовать в скоростной доводке объектов вузовское начальство предоставило собственным студентам. Из учащихся факультетов, которые должны были жить в этих зданиях, создали отряды в помощь профессиональным строителям.

Недостатка в рабочих руках не было: вузовский комитет комсомола обязал каждого студента этих факультетов отработать по 500 часов на строительстве. Причем за работу молодежи платили чисто символически, в основном поощряя словами: мол, для себя строите.

Мир, труд, матч

Власти активно эксплуатировали студентов не только при обустройстве общежитий КПИ. В мае 1978 года республиканский оргкомитет по подготовке к Играм распорядился как можно активнее использовать учащихся вузов и на других объектах. В итоге молодежь отправилась на стройки "трудового семестра". Например, только на реконструкции Республиканского стадиона гнули спины 250 студентов.

Вузовская молодежь не только носила цемент, кирпичи и месила раствор - некоторым выпала судьба работать в сфере обслуживания гостей Олимпиады. Под это дело в Киеве создали 84 специализированных отряда, получивших общее название Сервис-80. В эту "фирму" вошли 4 тыс. человек.

Часть ребят подготовили к работе в гостиницах-общежитиях. Кроме того, на плечи "сервисовцев" легла обязанность обслуживать иностранцев в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, на стадионе, в больницах, кафе, магазинах. Также они работали переводчиками и экскурсоводами.

Вузовская молодежь не только носила цемент, кирпичи и месила раствор - некоторым выпала судьба работать в сфере обслуживания гостей Олимпиады.

То, что студенты должны были общаться с интуристами, привело к любопытным ограничениям. Например, в сервис-отряды КПИ для работы в гостиницах-общежитиях набирали только парней.

"Было уникальное условие: в отряды, а там было человек 100 у нас, должны входить только ребята, - рассказывает Валерий Барбаш, зампроректора НТТУ КПИ по научной работе, в 1980-м - командир одного из отрядов Сервиса-80. - Объяснялось это тем, что будут контакты с иностранцами. Поэтому девушек не брали, чтобы не провоцировать разные случаи".

Все "сервисные" студенты прошли серьезную подготовку-стажировку, хотя и не всем им удалось поработать с гостями Олимпиады: вместо 300 тыс. гостей в Украину приехали чуть больше 44,3 тыс. Из них иностранцев было лишь 12 тыс. - и все из-за бойкота западных стран.

Ограниченность "иностранного легиона" привела к тому, что спецкомиссии по приему и размещению интуристов стали обслуживать даже советских граждан, благодаря чему некоторые жители СССР смогли вкусить тех благ сервиса made in USSR, которые прежде были доступны лишь зарубежным гостям да местной элите.

Еще одним фактором, ограничившим турпоток, стало расписание Игр. Часть футбольного турнира, проходившая в Киеве, оказалась не слишком интересной. В те годы в СССР был очень высокий уровень внутреннего чемпионата, и киевское Динамо гремело на весь мир. А тут на украинскую часть соревнований приезжают экзотические национальные сборные - Алжира, Ирака, Сирии, Финляндии, Коста-Рики и лишь две сильные команды - ГДР и Испании.

Ограниченность "иностранного легиона" привела к тому,что спецкомиссии по приему и размещению интуристов стали обслуживать даже советских граждан, благодаря чему некоторые жители СССР смогли вкусить тех благ сервиса made in USSR

В итоге трибуны Республиканского стадиона собрали максимальный урожай болельщиков - под 100 тыс. человек - лишь на матче-открытии, в котором восточные немцы сошлись с жителями Пиренейского полуострова. Остальные игры мало кого заинтересовали.

"Я был на матче - Ирак играл с кем-то, - вспоминает Сергей Сидоренко, проректор НТУУ КПИ по международным связям. - Ну, полупустой стадион. Свободно билеты были. По-моему, даже ничего за них не платили. Даже предлагали, чтобы пришли".

Ему вторит Олег Никулинков, замдиректора столичной детско-юношеской спортивной школы № 17, в 1980 году окончивший Киевский институт физкультуры. Он вспоминает, что куда больший интерес, чем сами матчи, вызвало торжественное открытие турнира и зажжение олимпийского огня на стадионе.

"Попасть на зажжение огня было практически невозможно. Но даже болельщики могут сказать: сами соревнования прошли незаметно", - рассказывает Никулинков.

Таким немного смазанным в спортивном плане, зато полезным для инфраструктуры и столичных студентов оказался киевский итог Олимпиады-80.

***

Этот материал опубликован в №22 журнала Корреспондент от 8 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Олимпиада в Лондоне
ТЕГИ: Олимпиадажурнал КорреспондентСССРАрхив
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...