UA
 

Корреспондент: Падение Берлинской стены. За что экономисты критикуют Ангелу Меркель

17 июля 2012, 09:42
0
32
Корреспондент: Падение Берлинской стены. За что экономисты критикуют Ангелу Меркель
Фото: АР
Меркель уступила требованиям южан

Немецкая железная леди Ангела Меркель уступила Италии и Испании, позволив им смягчить фискальную политику ЕС. За это дома она попала под шквальный огонь прессы и экономистов - немцы больше не хотят субсидировать южан, - пишет Наталия Мечетная в № 27 журнала Корреспондент от 13 июля 2012 года.

Это лето для канцлера Германии Ангелы Меркель выдалось особенно жарким - как никогда часто она становилась героиней обложек европейской прессы. Причем в самом незавидном образе. К примеру, британский политический журнал New Statesman изобразил Меркель этаким голливудским терминатором - в кожаной куртке и с протезами. Еще более провокационной была сама статья, где фрау канцлер сравнили с Гитлером по степени исходящей от нее угрозы для мира - дескать “финансовые самобичевания”, которых Германия требует от некоторых стран Европы, могут “уничтожить европейский проект и несут риски новой глобальной депрессии”. Испанский журнал El Jueves также вынес Меркель на обложку - в костюме для садо-мазо она пытала премьер-министра Испании, намереваясь нанести на его тело клеймо в виде денежного знака евро.

Однако это были лишь цветочки - настоящий удар немецкой железной леди нанесли не журналисты, а лидеры южноевропейских государств – премьер-министр Италии Марио Монти и его испанский коллега Мариано Рахой. Они едва не сорвали саммит ЕС в Брюсселе, состоявшийся в последних числах июня, требуя смягчения жестких антикризисных мер для своих стран, принятие которых ранее инициировала Меркель.

Позиция немецкого государства в последнее время все больше отдалялась от позиции тех его партнеров по ЕС, которые являются сторонниками более мягкого, хотя и более долгого выхода из кризиса

После 15 часов переговоров со всего лишь одним перерывом Меркель сдалась и уступила требованиям южан.

Отступление канцлера уже назвали историческим. По мнению обозревателей, это ознаменовало конец безоговорочного лидерства Германии в принятии важных для еврозоны решений.

Позиция немецкого государства в последнее время все больше отдалялась от позиции тех его партнеров по ЕС, которые являются сторонниками более мягкого, хотя и более долгого выхода из кризиса, констатирует в разговоре с Корреспондентом Валерий Чалый, заместитель генерального директора центра Разумкова. Сейчас баланс начал выравниваться, отмечает эксперт.

Этот факт многие аналитики считают прогрессом: ранее диаметральная противоположность позиций европейских лидеров приводила к многотысячным акциям протеста в терпящих острые формы кризиса странах. Теперь же решением глав европейских минфинов Испания добилась от ЕС 30 млрд евро для рекапитализации собственных банков - первый транш из заветной суммы в 100 млрд, при помощи которой Мадрид сделает новую попытку привести свою экономику в порядок. Также страна получила на год отсрочку для сокращения дефицита своего бюджета - в соответствии с прежними соглашениями она должна была сделать это в 2013 году.

Хотя аналитики не склонны утверждать, что в Европе с бережливой немецкой фрау больше не считаются. “Германия остается одним из движителей выхода из кризиса ЕС”, - убежден Чалый.

Немецкий вопрос

Суть брюссельских требований Монти и Рахоя сводится к облегчению антикризисных пакетов для их государств, а значит, и смягчению прессинга на их банковские системы. Так, первый требовал, чтобы Европейский центральный банк или Европейский фонд спасения евро начали скупать итальянские ценные бумаги, что в некоторой степени решило бы проблему государственного долга Италии, уменьшив риски его обслуживания. Рахой же настаивал на том, чтобы проблемные банки Испании могли получать помощь из фонда спасения евро, не обращаясь к Европейской комиссии, Европейскому центральному банку и МВФ. Также премьеры настаивали на создании единого европейского органа для банковского контроля.

Согласившаяся практически со всеми этими требованиями Меркель по возвращении домой попала под обстрел критики, в первую очередь со стороны прессы. Поражение Меркель в историческую ночь (Bild); Восстание Монти. Как Италия и Испания разгромили Меркель на сaммите (Spiegel Online); Меркель уступила итальянскому и испанскому давлению (Tagesspiegel); Скользкий путь за счет немецких налогоплательщиков (Frankfurter Allgemeine Zeitung) - это лишь часть из десятков жестких заголовков, которыми СМИ Германии дали оценку действиям своего лидера.

Суть брюссельских требований Монти и Рахоя сводится к облегчению антикризисных пакетов для их государств, а значит, и смягчению прессинга на их банковские системы

Дальше - больше. 160 немецких экономистов с открытым письмом выступили единым фронтом против Меркель. Аналитики, в числе которых руководитель авторитетного немецкого исследовательского института IFO, специализирующегося на вопросах изучения экономики и финансов, Ханс-Вернер Зинн и известный профессор по экономической статистике Вальтер Крамер, назвали недопустимым прямое финансирование терпящих бедствие банков средствами Европейского стабилизационного фонда.

Эксперты заявили, что несостоятельные банки должны просто-напросто обанкротиться. Уступка же Меркель, по их мнению, не спасет зону евро, а лишь даст дополнительные субсидии крупнейшим финансовым институтам и в то же время поставит под удар экономику Германии. Не остался в стороне от событий и президент ФРГ Йоахим Гаук. Он попросил канцлера четко и доступно разъяснить немецким налогоплательщикам, почему именно Германия должна спасать евро, что еще необходимо для этого и как это скажется на бюджете страны.

Простые немцы испытывают в отношении Меркель противоречивые чувства. С одной стороны, уровень поддержки немецкого канцлера достаточно высок: согласно свежему опросу немецкой телерадиокомпании ARD, политику Меркель поддерживают около 66 % избирателей. В частных же беседах граждане ФРГ заявляют, что устали спонсировать еврозону.

То, что Германия тянет на себе все проблемы стран еврозоны, - неправильно, считает жительница ФРГ Зина Райн. “Мой сын работает каждый день, и 600 евро из его зарплаты высчитывается как налог, - рассуждает Райн. - И из этих денег потом финансируются такие страны, как Греция и Португалия”. Также она убеждена, что греки не слишком хотят работать, а “больше привыкли отдыхать”.

Уступка же Меркель, по их мнению, не спасет зону евро, а лишь даст дополнительные субсидии крупнейшим финансовым институтам и в то же время поставит под удар экономику Германии

У европейских южан своя правда: они говорят о том, что жесткие меры экономии парализуют их государства. “Я хочу работать, но не могу”, - сокрушается студент Мадридского университета Хосе, решивший не называть свое полное имя Корреспонденту. Ранее он подрабатывал в магазинах одежды продавцом-консультантом, получая несколько сотен евро в месяц. А сейчас поток покупателей нестабильный, и как только он идет на спад, Хосе тут же теряет работу.

Его история типична для современной Испании. Безработица здесь достигла рекордных 22 %, а доходность долговых ценных бумаг страны превысила 7 %. Это позволило некоторым аналитикам оценить состояние испанской экономики как преддефолтное. Также государственный долг Испании вырос в первом квартале этого года на 5,4 % и достиг рекордных 774,5 млрд евро, что составляет 72,1 % ВВП государства.

Италия тоже не может похвастать экономическими показателями. Несмотря на все усилия по экономии бюджета премьера Марио Монти, пришедшего на смену Сильвио Берлускони, госдолг продолжает расти. В апреле 2012 года он составил почти 2 трлн евро и по сравнению с показателем конца 2011-го увеличился на 50,7 млрд евро, таким образом достигнув 120 % ВВП. Эти цифры аналитики считают угрожающими.

Плохо справляется со своим кризисом и Франция, до последнего времени слывшая вполне благополучной. Так, по данным Национального института статистики, в прошлом году ее госдолг вырос до 1,8 трлн евро, или 87 % ВВП - несколько больше, чем заложено в антикризисный бюджет страны. Причем за период правления Николя Саркози, ближайшего соратника Меркель по введению общеевропейских антикризисных мер, внешние долги Франции выросли на 600 млрд евро.

Согласно данным института IFO, в случае дефолта таких проблемных стран еврозоны, как Греция, Италия, Испания, Португалия, убытки Германии во всех фондах помощи еврозоне могут достигнуть 704 млрд евро

Стоит ли говорить, что при таких финансовых показателях государства ЕС пытаются спасти свою экономику всеми возможными способами. Один из них - выпуск единых для еврозоны облигаций, против чего резко выступает Меркель. Сторонники евробондов считают, что их эмиссия успокоит инвесторов, Германия же рассматривает их как дополнительную финансовую ответственность для себя как флагмана европейской экономики.

“Пока я жива, единой ответственности по долгам не бывать!” - отрезала Меркель. Это то немногое, что ей удалось отстоять на саммите в Брюсселе.

Будучи крупнейшей экономикой еврозоны, Германия сохраняет контроль над использованием средств Европейского стабфонда. И ее экономика до сих пор отличалась завидным ростом. ВВП Германии в первом квартале 2012 года вырос на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А профицит торгового баланса составил в марте 17,4 млрд евро, что на 3 млрд лучше прогноза аналитиков.

При этом у Германии наибольшая доля в общеевропейской кассе взаимопомощи. Согласно данным института IFO, в случае дефолта таких проблемных стран еврозоны, как Греция, Италия, Испания, Португалия, убытки Германии во всех фондах помощи еврозоне могут достигнуть 704 млрд евро. По состоянию на апрель 2012-го сумма кредитных требований Германии к кредитно-денежной системе еврозоны была порядка 25 % от ее ВВП - в восемь раз больше, чем в докризисном 2007 году.

Приказал жить

Эксперты считают, что появление у ЕС другого, более мягкого способа борьбы с кризисом дает много плюсов. Предоставление помощи банкам без лишних проволочек также может быть эффективным. “Это первый шаг, чтобы разорвать порочный круг между банками и правительствами”, - заявил председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей.

То, что взаимодействие институтов ЕС с банками давно пора упростить, считает и немецкий экономист Йенс Бойсен-Хогрефе, эксперт из Кильского института мировой экономики. В комментарии Корреспонденту создание более гибкого Европейского стабилизационного механизма, из которого будет поступать прямая помощь финансовым институтам, он назвал скромным улучшением. По его мнению, данные меры сплотят ЕС, дадут банкам почувствовать себя более безопасно, а также в какой-то мере успокоят инвесторов.

Экономическая ситуация Италии и Испании ухудшается день ото дня. Французскому же лидеру Олланду придется постараться, чтобы справиться с дефицитом бюджета и в то же время выполнить заявленную им программу по созданию 60 тыс. рабочих мест

 В том, что Евросоюзу надо научиться договариваться и демонстрировать сплоченность, уверены даже жесткие немецкие СМИ. Некогда созданный Меркель и Саркози политический дуэт Меркози вряд ли превратится в в Мерколланд - теперь немецкому канцлеру приходится сотрудничать с несговорчивым президентом Франции Франсуа Олландом, сторонником левых взглядов. К тому же недавно Олланд заявил, что Германия и Франция не должны единолично править Европой и не имеют права принимать решения за весь ЕС.

Брюно Котре из парижского Центра политических исследований, хотя и задается вопросом, откуда европейский стабилизационный механизм возьмет средства, чтобы спасти все банки Европы, дает принятым на саммите договоренностям довольно высокую оценку. Основным итогом он считает месседж для инвесторов и рынков, заключающийся в том, что страны ЕС солидарны между собой, в том числе и по поводу всего, что касается мер политики по бюджетной дисциплине и экономическим перспективам.

Правда, в разговоре с Корреспондентом эксперт констатирует - экономическая ситуация Италии и Испании ухудшается день ото дня. Французскому же лидеру Олланду придется постараться, чтобы справиться с дефицитом бюджета и в то же время выполнить заявленную им программу по созданию 60 тыс. рабочих мест, а также вернуть пенсионный возраст с 62 лет до отметки 60.

Политика немецкого канцлера, по мнению аналитика, теперь должна смягчиться, - хотя бы потому, что принятые совместные заявления четырех стран укрепили курс евро и привнесли некоторое спокойствие на финансовые рынки. Отступать назад - значит подрывать доверие к еврозоне со стороны инвесторов. Этого канцлер желала бы в последнюю очередь.

“Теперь ей придется оглядываться не только на Францию, но и как минимум на Италию с Испанией”, - резюмирует Котре.

***

Этот материал опубликован в №27 журнала Корреспондент от 13 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Мировой кризис: в центре внимания - Евросоюз
ТЕГИ: журнал КорреспондентГерманияМеркелькризис
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...