Русская служба Би-би-си,
19 октября 2012, 08:20
Обзор британской прессы за 19 октября 2012 года.
Национализация ТНК-ВР: хорошо или плохо?
Многие британские газеты обсуждают возможную покупку "Роснефтью" доли британской компании ВР в совместном предприятии ТНК-ВР. Financial Times полагает, что Россия не обязательно останется в выигрыше, если ТНК-ВР станет собственностью государственной нефтекомпании.
"Большое не всегда подразумевает лучшее. Энергетическая индустрия России находится на распутье. Нефтяные месторождения на суше, в течение многих лет являвшиеся оплотом российской экономики, постепенно иссякают. Необходимо как можно скорее потратить колоссальные средства для разработки новых месторождений в гораздо более суровых природных условиях Арктики и Баренцева моря. Нет уверенности в том, что у "Роснефти" окажется для этого достаточно финансов и ресурсов, даже в тандеме с ТНК. Ресурсы компании уже максимально распределены, и это станет еще более очевидно в случае успеха сделки", - пишет издание.
Частичная национализация одной из крупнейших независимых нефтяных компаний может стать индикатором регрессии в стране, заявившей о желании открыть свою экономику для здоровой конкуренции. Приватизация нефтяной индустрии в 1990-х годах возможно и обогатила нескольких олигархов. Но это также привело и к увеличению добычи нефти, из-за чего, в свою очередь, повысился экономический рост, и пополнился госбюджет, считает издание.
Хотя возможно запланированные шаги по приватизации в других секторах экономики будут осуществлены, сделка "Роснефти" негативно повлияет на конкуренцию и не поможет в стимулировании достижения эффективности в работе.
Обо всем этом необходимо задуматься ВР перед принятием решения о продаже своей доли, в результате которой компания получит значительное количество акций предприятия. Совместное предприятие приносило существенную прибыль, хотя и возникали некоторые политические трения. Но будучи акционером "Роснефти" британская компания может оказаться в ситуации, когда коммерческая выгода будет превалировать над политическими проблемами, пишет газета.
"Конечно, в России всегда лучше иметь хорошие связи в правительстве. Но только тогда, когда есть хороший план действий. Будущее России было бы ярче, если бы государство особо не вмешивалось в бизнес и не пыталось самостоятельно заставить работать бизнес в стране", - пишет Financial Times.
"Экономические интересы" Путина и Сечина
Люк Хардинг из Guardian рассказывает о президенте "Роснефти" Игоре Сечине. Большую часть своей карьеры, сначала в качестве советского шпиона, а затем приближенного Владимира Путина, он провел в тени. Во время первого президентства Путина ходила шутка о том, что Сечин на самом деле не существует, а американские дипломаты предположили, что его придумали в Кремле - как страшилку, чтобы внушать страх.
Многие удивились, когда вернувшись на третий президентский срок, Путин не предложил Сечину работу в правительстве. Но должность Сечина не отражает его истинное положение. В первые президентские сроки Путина его приближенный непосредственно руководил энергетическим сектором России вплоть до 2008 года, но делал это не открыто, пишет Хардинг.
Масштабами своей власти он обязан приближенности к Путину. Они не только друзья, вместе работавшие в КГБ, но и, судя по просочившимся американским дипломатическим письмам, у них есть общие "экономические интересы". Сечина считают главой кремлевских силовиков, состоящих из приверженцев националистических взглядов – бывших работников служб безопасности и военных. Он выступает за сильное государственное регулирование, особенно в энергетическом секторе, отмечает Guardian.
Силовики конфликтуют в Кремле с другой группой, выступающей за либерализацию экономики и интеграцию России с Западом. Путин исполняет роль арбитра, балансирующего посередине. Но некоторые считают такие предположения полной чушью и причиной кремлевской борьбы считают не политические взгляды оппонентов, а раздел между кланами различных привилегий, которые в России исчисляются миллиардами долларов, полемизирует журналист.
Сечина часто рассматривали в качестве конкурента Медведева в политической элите России. Но более реалистично звучит мнение о том, что Медведев в российской иерархии по значимости и влиянию занимал лишь третью строчку за Путиным и Сечиным. Для своих врагов Сечин представляет из себя "злобного серого кардинала" из Кремля, скрещенного с серым волком, пишет газета.
Представляя интересы силовиков, он выступал против иностранного инвестирования в Россию, особенно в сфере нефти и газа. И, по некоторым предположениям, он сыграл не последнюю роль в направлении экспорта нефти через неоднозначную швейцарскую фирму Gunvor, отмечает Хардинг.
Но, цитируя слова американского посла в Москве Джона Бейрли, сказанные в 2009 году, газета отмечает, что Сечин "без сомнений трансформировал компанию, находившуюся в удручающем состоянии, превратив ее в глобального чемпиона-конкурента. Он также защищает "Роснефть" от слияния с "Газпромом", что явно противоречит воле Путина".
Трудно пока судить о том, что получится из сделки между ВР и "Роснефтью". Судя по всему, Сечин понимает, что "Роснефть" может стать глобальным чемпионом лишь при помощи иностранных инвестиций и опыта, отмечает издание.
Популярность и власть
Financial Times посвятила специальное приложение проблемам инвестиции в России. Среди прочего там рассказывается о взаимоотношениях социологических опросов и президента России.
"Владимир Путин, как и любой политик, не обращает внимания на опросы общественного мнения. Вместо этого он полагается на свои инстинкты, и, в отличие от всяких ученых, он интуитивно прислушивается к мнению простых людей. По крайней мере, именно такое представление он и его советники пытаются донести до общественности", - пишет газета.
С момента прихода Путина к власти Кремль методично добивался и пытался удержать народную популярность. Его предшественники (Михаил Горбачев и Борис Ельцин) лишились власти, когда иссякла их популярность.
С той поры, как Путин взошел на политический Олимп в 1999 году, его популярность резко пошла вверх благодаря усилиям помощников-экспертов. Около 10 лет они хорошо справлялись со своей задачей. Рейтинг поддержки президента летал в заоблачных краях, уподобляясь рейтингу певцов и спортсменов. Но сейчас все меняется, пишет издание.
Президентская предвыборная кампания пробила дыру в популярности Путина, а его рейтинги резко упали. И, хотя их показателям был бы рад любой западный политик, нельзя проводить прямые ассоциации, поскольку в России нет достойной президентской альтернативы.
Лев Гудков из Левада-Центра говорит, что тенденция уменьшения популярности хорошо объяснима. "Причины найти не сложно, - говорит он. – То же самое происходит с любым лидером, который слишком долго находится у власти. Людям надоедает одно и то же лицо", - цитирует Гудкова газета.
Рейтинг президента не является критическим, но, возможно, Кремлю придется приспосабливаться к периоду, когда популярность не может быть гарантирована. Если популярность будет продолжать падать такими же темпами, как сейчас, то, по словам Гудкова, может произойти ситуация, когда Путина будут поддерживать лишь те, кто зависит от него напрямую, говорится в издании.
Марихуана для благотворительности
В английском графстве Линкольншир к тюремным срокам была приговорена пара, которая организовала в своем доме завод по выращиванию и производству марихуаны, пишет Guardian.
Майкл Фостер и Сюзан Купер заработали сотни тысяч фунтов и были обнаружены лишь тогда, когда в их районе проходила спецоперация полиции по поимке вора-домушника, и кто-то из офицеров почувствовал специфичный запах.
Однако большую часть заработанного престарелая пара жертвовала для жителей деревушки в Кении. Они заплатили за операцию жителя деревни, купили компьютеры для глазной клиники и платили за школьное обучение деревенских детей, говорится в издании.
На суде обвинитель Джон Ди сказал: "Шесть лет пара выращивала марихуану в больших количествах. По словам Фостера, все началось как хобби, а затем переросло в бизнес. Их поймали совершенно случайно".
При поимке полицейские нашли в доме пары 20 тысяч фунтов наличными и 159 кустов марихуаны. Судья вынес обвинительный приговор, и теперь следующие три года престарелые производители наркотиков проведут в тюрьме. Благотворительная помощь в Африке не стала смягчающим обстоятельством, пишет газета.
Источник: Русская служба Би-би-си